Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры, просуществовав более 12-ти веков (с 8 века до н.э. и до 5 века н.э.). Географически она возникла на территории Аппенинского полуострова, получив у греков название – Италия. В последствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распад державы Александра Македонского. Традиционно в культурно-историческом плане выделяют несколько основных периодов: период развития племён (8-7 века до н.э.), царский период (7-6 века), республиканский период (5-1 века до н.э.) и императорский период (до 5 в. н.э.). Вначале население Древнего Рима жил в территориальных общинах. Жители имели общий культ, казну, осуществляли совместную трудовую деятельность. Во главе Рима стоял царь, при нём был сенат, а наиболее важные вопросы решало народное собрание. В 6 веке из Рима был изгнан последний царь, и установилась Римская республика. Идеологию римлян определял патриотизм, признающий интересы страны как высшую ценность. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех деяниях. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. Религиозные представления римлян были небогаты образностью. Из богов в древнеримских мифах особо почитались Юпитер, Юнона, Виктория. В процессе сближения с греческим миром римские боги идентифицировались с греческими: Юпитер – Зевс, Юнона – Гера и т.д. В начале первого тысячелетия новой эры в Риме начинает распространяться христианство. Подлинный переворот в культурной жизни Рима произошёл ещё в 1 веке до н.э., после завоевания эллинистической Греции. Римскую цивилизацию питали своими богатствами различные чужеземные культуры, но решающим оказалось влияние поверженной Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу. Приглашают прославленных греческих ораторов и философов и сам отправляются в греческие полисы. В содержании римского искусства также ощущается греческое и этрусское влияние. По форме произведения искусства представляют собой художественное выражение типично римских идеологических тенденции. Это особенно характерно для зодчества, где стремление к грандиозности, помпезности и пышности находит своё выражение в строительстве триумфальных арок, площадей, храмов, театров, акведуков, рынков и т.п. Замечательным достижением римской архитектуры и строительной техники стали возведение грандиозного амфитеатра Колизея и здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Подлинной жемчужиной римской культуры стал скульптурный портрет, подчеркнувший неповторимость и индивидуальность человека, и продемонстрировавший умение античных авторов фиксировать его внутренне состояние. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства Божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших слоёв. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий. Встреченное поначалу гонениями и преследованиями, христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале 4-го века н.э. стало официальной религией римской Империи. С 410 по 476 годы Рим подвергается разгрому. Восточная часть Римской империи просуществовала ещё тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.