Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
До крещения Руси языческая культура восточных славян не составляла истории ни древнерусского общества, ни древнерусской культуры. По существу история древнерусской и всей русской культуры началась после крещения Руси князем Владимиром в 988 году, явившимся крупнейшим событием. Это было необходимо, так как нужна была объединяющая идея для всех племён и народностей – идея единого Бога. Этим требованиям соответствовало христианство, с его учением о едином Боге-спасителе всего человечества. Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, объективно сводится к религиозной форме социально-экономических и политических процессов образования Киевского государства; с другой – к приобщению Руси к культуре и миросозерцанию христианских стран Европы. После принятия христианства жители Киевской Руси постепенно начинают усваивать новое мировоззрение. Начинается воздвижение православных церквей и соборов. Киевская Русь и в целом вся русская культура унаследовала многие традиции Византии. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Типичным языческим праздником является Новый Год. Важной особенностью в принятии христианства на Руси было наличие у неё своей письменности. В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с княжеской властью и её административным аппаратом. Русь не восприняла чётко разработанную систему римского права, православие не вмешалось в правовые основы общества. Однако принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через неё саму жизнь общества. Европейские государства признали Русь как партнёра. Возникает торговля с европейскими странами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к городской культуре. Благодаря христианизации и ведущей роли церкви на Руси возникло искусство каменного строительства, иконописи, выросли великолепные соборы и монастыри, активизировались художественное творчество, началось летописание. Христианство определило многие особенности менталитета, системы ценностей, морали русского народа, включая отношение к труду и богатству. Церковь сыграла важную роль в объединении и централизации государства, способствовала становлению самодержавия. Позднее государство включило церковь в число своих институтов. В результате культовых реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром – в ремесле, военном деле, зодчестве, технике и т.д. Однако, в силу особенностей русского христианства дальнейшее развитие культуры всё больше расходилось с западным, приводя к отставанию во многих областях жизни. Своеобразие древней Руси заключалось в том, что, вступая в осевое время мировой и собственной истории, древнерусская культура не обретает столь ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в философии, ни в области религиозно-этических учений, ограничиваясь лишь персонификацией своих правителей и святителей, религиозных учителей и сподвижников. Помимо этого, своеобразно шёл процесс классообразования, преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Важнейшая проблема Руси – соотношение личности и общества – разрешалась в пользу коллектива. К середине 12 века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось в связи с опасностью с Востока – монголо-татарское нашествие, а с Запада – интервенция Литвы, Швеции, требовавших принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшиеся в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. Своеобразно на северо-западе развивалась и Новгородское княжество, которое лишь в 1478 году пало под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от цивилизаций Западной Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации древней Руси. На первом этапе своего становления русская цивилизация синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.