logo
билеты по культурологии

Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.

До крещения Руси языческая культура восточных славян не составляла истории ни древнерусского общества, ни древнерусской культуры. По существу история древнерусской и всей русской культуры началась после крещения Руси князем Владимиром в 988 году, явившимся крупнейшим событием. Это было необходимо, так как нужна была объединяющая идея для всех племён и народностей – идея единого Бога. Этим требованиям соответствовало христианство, с его учением о едином Боге-спасителе всего человечества. Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, объективно сводится к религиозной форме социально-экономических и политических процессов образования Киевского государства; с другой – к приобщению Руси к культуре и миросозерцанию христианских стран Европы. После принятия христианства жители Киевской Руси постепенно начинают усваивать новое мировоззрение. Начинается воздвижение православных церквей и соборов. Киевская Русь и в целом вся русская культура унаследовала многие традиции Византии. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Типичным языческим праздником является Новый Год. Важной особенностью в принятии христианства на Руси было наличие у неё своей письменности. В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с княжеской властью и её административным аппаратом. Русь не восприняла чётко разработанную систему римского права, православие не вмешалось в правовые основы общества. Однако принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через неё саму жизнь общества. Европейские государства признали Русь как партнёра. Возникает торговля с европейскими странами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к городской культуре. Благодаря христианизации и ведущей роли церкви на Руси возникло искусство каменного строительства, иконописи, выросли великолепные соборы и монастыри, активизировались художественное творчество, началось летописание. Христианство определило многие особенности менталитета, системы ценностей, морали русского народа, включая отношение к труду и богатству. Церковь сыграла важную роль в объединении и централизации государства, способствовала становлению самодержавия. Позднее государство включило церковь в число своих институтов. В результате культовых реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром – в ремесле, военном деле, зодчестве, технике и т.д. Однако, в силу особенностей русского христианства дальнейшее развитие культуры всё больше расходилось с западным, приводя к отставанию во многих областях жизни. Своеобразие древней Руси заключалось в том, что, вступая в осевое время мировой и собственной истории, древнерусская культура не обретает столь ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в философии, ни в области религиозно-этических учений, ограничиваясь лишь персонификацией своих правителей и святителей, религиозных учителей и сподвижников. Помимо этого, своеобразно шёл процесс классообразования, преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Важнейшая проблема Руси – соотношение личности и общества – разрешалась в пользу коллектива. К середине 12 века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось в связи с опасностью с Востока – монголо-татарское нашествие, а с Запада – интервенция Литвы, Швеции, требовавших принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшиеся в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. Своеобразно на северо-западе развивалась и Новгородское княжество, которое лишь в 1478 году пало под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от цивилизаций Западной Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации древней Руси. На первом этапе своего становления русская цивилизация синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.