Вопрос№49 - техника в системе культуры.
Материальная культурология и современное понимание термина культура, определяющее специфическое человеческое, а не биологическое существование общества, включают в себя представления о единстве духовной и материальной культуры. Выделение человека из мира живых существ предполагает, в частности, овладение целенаправленной орудийной деятельностью, возникновение и развитие языка, а также символов духовной культуры. Таким образом, в культурный процесс включены способы и методы предметной деятельности человека, связанные с окружающим миром и направленные на удовлетворение потребностей человека. Освоение мира предполагает формирование множества артефактов, то есть искусственно созданных предметов и вещей потребных человеку. Единство материального и духовного начал находит своё отражение в том, что любой артефакт материальной культуры предстаёт перед нами наполненным духовным содержанием, то есть все объекты материальной культуры – носители определённого духовного содержания. Техника занимает в современном обществе довольно заметное место. Однако, материальная культура не сводится к технике, она значительно шире, но каждый объект материальной культуры напрямую связан с ней. Германский специалист в философии Эллюль определяет технику, как совокупность рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью в любой сфере человеческой деятельности. Необходимо отметить, что развитие техники является составной частью постоянного процесса поиска оптимального способа взаимодействия человека и природы. Современные культурологи выделяют три возможных типа такого взаимодействия: культуры, подчиняющие человека природе; культуры, идущие по пути подчинения природы человеку; культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между природой и человеком. Техника обретает своё значение всеобщего и универсального средства развития цивилизации именно в культурах второго типа. Однако, техника неизбежно ставит перед обществом вопрос об адекватности избранной им модели взаимодействия с природой. В первую очередь, это относится именно к современной техногенной цивилизации, для которой проблемы негативных последствий неограниченного технического роста достигли необычайной остроты. Основным качеством техники является её искусственность. Техника всегда возникает в результате сознательной деятельности человека. Она, стремясь к рациональности, не может игнорировать требования лёгкого воспроизведения созданного образца. С целью сокращения издержек техника создаётся так, чтобы максимально облегчить серийный выпуск или, по крайней мере, воспроизводство головного технического объекта. Дело здесь не только в массовом характере потребления современной техники – ведь каждый вновь созданный технический объект, даже если он является повторением образца, расширяет поле возможностей человека. Важной особенностью современной техники является её инструментальный характер. Техника всегда возникает как ответ на задачу типа «цель – средство» в ситуации, когда ранее созданные средства оказываются недостаточными. То есть, техника создаётся как средство деятельности человека. Развитие техники оказывается обусловленным культурой, феноменом социальной природы именно в силу того, что техника входит в природу через деятельность человека. Ценности культуры определяют развитие техники и возможности её как арсенала средств деятельности. В силу этого, техника оказывается глубоко включённой в социокультурный процесс. Технический процесс, расширяя возможности человека в потенциально осуществимом господстве над природой, неизбежно влечёт за собой культурные и социальные изменения. В основе этих изменений лежат процессы культурного освоения обществом новых достижений техники и адаптации социальной среды к порождаемым новой техникой видам деятельности человека. Таким образом, новая техника, едва появившись на свет, вторгается в социокультурную жизнь общества. Освоение новой техники способно внести свои коррективы во все сферы социальной жизни – от материального производства до досуговой деятельности.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.