Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
Прежде всего, античность рассматривается на примере Древней Греции и Древнего Рима. Именно здесь можно отыскать и выделить основные черты данного типа культуры. Прошли века со времени крушения античной культуры. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем (от 2 тысячелетия до н.э. и до первых веков христианства), она раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, этической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знаний. Именно здесь сформировались философия, наука, искусство, рациональное мышление и формы греков. К возникновению античной культуры привели два процесса: попытки преодолеть то, что можно назвать кризисом мировоззрения человека древнего мира и преодоление кризиса сознания, вызванного изобретением рассуждений. Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. Вообще, об античной культуре можно говорить как об определённой целостности. Основной характерной особенностью античной культуры является то, что она космологична. Космос выступает её абсолютом. По-гречески, космос – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью и красотой. Всю античную культуру пронизывают тесно связанные между собой эстетические категории. Это красота, мера, гармония. Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Таким образом, весь этот космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Это приводит к тому, что анторопоцентричность античной культуры предполагает культ человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой. Культ тела определялся и другими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, что очень высоко почиталось и достигалось физическими упражнениями и гимнастикой. Таким образом культу тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Принципом патриотизма проникнута и такая черта античного типа культуры как состязательность; она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные – поэтические, музыкальные, спортивные и конные. Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание на ещё одну черту данного типа культуры – греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Культура античной Греции в целом представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. На наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство, которое характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчёт, что означало становление более независимо от природы разума человека. Бурно развивалась архитектура, римская скульптура. Римское искусство завершило большой период античной культуры. Таким образом, выводом по античному типу культуры может служить ещё и тот факт, что она привела к расцвету искусства, став звеном, отделившим и в то же время соединившим человека с природой.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.