Виды красноречия. Типология
В России XVII— XVIII вв. авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия.
1. Социально-политическое красноречие—доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, араторская речь, политическое обозрение.
2. Академическое (научное) и лекционное красноречие — лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация.
3. Судебное красноречие — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, самозащитительная речь обвиняемого.
4. Социально-бытовое красноречие — юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.
5. Богословско-церковное (духовное)красноречие — проповедь, речь на соборе.
Некоторые специалисты выделяют еще дис-кутивно-полемическое (или диалогическое) красноречие — это спор, дискуссия, диспут, полемика, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, вечер вопросов и ответов.
Современное ораторское искусство многообразно, его можно подразделить на различные роды (разделы) и виды (жанры) в зависимости от конкретной сферы применения: еще Аристотель в своей «Риторике» подразделял речи на совещательные, судебные и эпидейктичсскис (торжественные).
Современные виды ораторской речи.
1. Социально-политическое красноречие—доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, агата горская речь, политическое обозрение.
2. Академическое (научное) и лекционное красноречие — лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация.
3. Судебное красноречие — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, общественно-обвинительная или общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.
4. Социально-бытовое красноречие — юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.
5. Богословско-церковное(духовное)красноречие — проповедь, речь на соборе.
6. Дипломатическое общение—дипломатический речевой этикете его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридических строгих документов, синхронный перевод.
7. Военное красноречие — боевой призыв, боевой приказ, устав, военные мемуары, радиосвязь.
8. Педагогическое общение — рассказ и объяснение учителя, эгоцентрическая речь ребенка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения.
9. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная) — мысленная подготовка к устному и особенно письменному высказыванию, чтение про себя, воспоминания и размышления, внутреннее планирование и репетирование.
Социально ориентированный диалог. Современная практика публичных дебатов.
Диалог — это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий — говорящий».
Существуют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, когда к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог— для ситуаций, когда знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Одно из основных условий диалогового общения — исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях. Это означает, что если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию, относящуюся к предмету диалога, а начнут обмениаться общеизвестными истинами, то диалог не состоится.
Достаточная информативность диалога достигается также и за счет языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации.
Однако избыточная информативность так же вредна для речевой коммуникации, как и отсутствие информативности: сообщение, содержащее полное описание внешнего мира, противоречит нормальному общению, так как из него почти невозможно выделить значимую информацию. Поэтому умение дозировать информацию — показатель речевой культуры.
Низкая информативность может быть следствием нежелания партнера вступить в диалог.
Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным. Присутствие в этой ситуации партнера, который реально или потенциально может быть источником еще неизвестной информации, делает вероятным возникновение диалога.
Этим обусловлено и следующее условие диалога — детерминизм, т.е. соблюдение причинно-следственных связей: для наступления каких-либо событий должны иметься причины; кроме того, причины и следствия должны быть связаны между собой и не быть произвольными. Разрыв этих связей нарушает нормальное общение.
Следующим условием нормального общения вообще и диалогического в частности является требование общей памяти. Участники диалога должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.
Еще одно условие диалога как специфической языковой формы общения — хотя бы небольшие общие языковые знания. Диалога не получится, если партнеры говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологией, заимствованной или иной лексикой, которой нет в лексическом запасе другого, и в ряде других случаев отсутствия общего языкового знания.
ВИДЫ ДИАЛОГОВ
Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации: • бытовой разговор; • деловая беседа; • собеседование; • интервью; • переговоры.
Бытовой разговор характеризуется следующими особенностями:
• незапланированность;
• разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств;
• частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
• как правило, отсутствие целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;
самопрезентация личности;
• разговорный стиль речи.
Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жесты, манера поведения) средств. Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
• быстрое реагирование на высказывания партнеров, способствующее достижению поставленной цели;
• критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;
• аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;
• ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;
• ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы. Основная цель — достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, решение определенных профессиональных задач.
Деловой беседе присущи сознательная настройка на уровень собеседника, учет его полномочий и сферы ответственности, жизненного и профессионального опыта, особенностей его мышления и речи.
Существуют специальные коммуникативные приемы, способствующие восприятию информации:
• постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах в целях стимулирования мышления партнеров;
• дословное или смысловое повторение важных аспектов излагаемого материала;
• подведение общих или отдельных итогов в результате коллективного обсуждения соответствующей проблемы и др.
Некоторые факторы мешают нормальному ходу диалога: бестактное обрывание речи собеседника; игнорирование или высмеивание его аргументов; подтасовка фактов, голословные утверждения и т.д.
Способы освещения дебатов
В структуре общества различают следующие виды дебатов. Для их определения обратимся к словарю.
Предвыборные дебаты - в РФ - не являющиеся политической рекламой
- обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ;
- сообщения (в том числе касающиеся предвыборных программ других кандидатов) избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами.
В целях проведения предвыборной агитации предусматривается проведение публичных дебатов между кандидатами.
Публичные дебаты проводятся после вынесения Координационным Комитетом решения об утверждении окончательного списка кандидатов до начала голосования.
Форма проведения публичных дебатов – один на один, с участием части или всех кандидатов – определяется Координационным Комитетом и совместно с кандидатами.
Парламентские дебаты - форма деятельности парламента; обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты. Парламентские дебаты проводятся в порядке, установленным регламентом парламента.
Учебные дебаты - дебаты, которые проводятся обычно в рамках класса, группы какого-либо учебного заведения. Темой обсуждения может являться какое-либо литературное произведение или историческое событие. В такого рода дебатах обычно участвуют двое или более учеников (студентов), а сам процесс дебатов регулируется извне преподавателем.
Учебные дебаты – прекрасный вид подготовки, положительно влияющий на развитие речи, ораторских способностей, устранение стеснительности и зажатости.
Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента и пр.
Монолог речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. Для того, чтобы характеризовать протекание политического/речевого действия в условиях прямого непосредственного контакта с аудиторией, необходимо принимать во внимание условия протекания этого действия, условия произнесения речи. Это предполагает выявление уровня кондициональности. Уровень кондициональности включает характер взаимодействия между оратором и слушателем. Характер этого взаимодействия может проявляться вариантом (1) и вариантом (2):
1) Целевая группа может представлять собой гомогенное образование (группа единомышленников). В этом случае, как правило, речь произносится в закрытом помещении, а количество участников встречи - ограничено.
2) Целевая группа - гетерогенная: а) закрытое помещение, число участников ограничено (например, парламент), б) количество участников не ограничено (например, обращение по радио/телевидению.
- Виды красноречия. Типология
- Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Проповедь как ораторская речь
- Разновидности судебной речи
- 5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
- Деловая речь
- Судебные дискуссии
- 6,Структура ораторской речи. Части традиционного риторического построения.
- Открытая аудитория - в теории перевода - аудитория, отличающаяся наличием обратной связи и определенной организации.
- 8.Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории.
- Докоммуникативная фаза
- Вопрос 18 Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.
- Вопрос 19 Судебная речь и специфика юридического языка
- 29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.
- Вопрос 32 Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- 32.Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.
- Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).
- Вопрос 35 Вклад м.В. Ломоносова в развитие российской риторики. Основные положения «Краткого руководства к красноречию» м.В. Ломоносова.
- Вопрос 36 Развитие российской риторики в XIX веке. Российская университетская школа красноречия. Риторики м.М. Сперанского, и.С. Рижского, а.С. Никольского.
- Вопрос 37 История становления российского судебного красноречия. Публикации рубежа хiх – хх веков (краткий обзор).
- Вопрос 38 Значение творческого наследия а.Ф. Кони для развития русского судебного красноречия.
- Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 39 (второй вариант)Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 40. Развитие юридической риторики в трудах а.Ф. Пороховщикова.
- 42 Риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.