Культурологические теории
[В.Ю. Жуков; А.П. Садохин; А.А. Радугин]
Историческая концепция культуры (Гердер, Гумбольдт, Шпенглер, Тойнби, Данилевский): история как смена культур.
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский публицист, историк и социолог. Главный труд - «Россия и Европа», в котором он обосновал идею существования обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), которые являются основными фазами развития мировой культуры. Подобно живым организмам, они борются друг с другом и с окружающей средой и проходят в своем развитии три стадии: зарождение, расцвет и гибель. Выдвинутая им теория культурно-исторических типов оказала большое влияние на современную западную философию культуры, в том числе на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера.
Освальд Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ, представитель «философии жизни», историк и теоретик культуры, автор книги «Закат Европы». О. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории. В своей концепции культуры Шпенглер утверждал принцип множественности культур, рассматривал историю как чередование культур, каждая из которых представлялась ему в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему организмов. Он полагал, что каждая культура уникальна и неповторима и имеет свою судьбу; любая культура представляет собой особую форму жизни и, как все живое, возникает, растет, расцветает и умирает. Вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) – английский историк, социолог и дипломат. Основной труд - «Постижение истории». В нем он излагал теорию круговорота (цикличности) последовательно сменяющих друг друга и независимых друг от друга локальных (местных) цивилизаций. До нашего времени из рассматриваемых им культур сохранились и существуют одновременно пять: китайская, индуистская, исламистская, западно-христианская и православно-христианская (византийская, включая Россию). Прогресс человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании и восхождении к единой религии, которая в будущем станет общечеловеческой.
Этическая концепция (И. Кант, А. Швейцер, М. Ганди): критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом.
Иммануил Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль, нравственность. Культура – цель человеческого бытия и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Махатма Ганди опровергал принцип «цель оправдывает средства», подчеркивал нравственную ответственность за свои поступки, утверждал, что «каковы средства, таков и результат».
Эволюционная концепция (Э.Б. Тайлор, Л.Уайт): культура – постепенное развитие материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более совершенным.
Эдвард Тайлор — английский этнограф в своей работе «Первобытная культура» (1871) рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного движения от менее совершенных форм к более совершенным. Тейлору принадлежит также понятие «рудимент» («пережиток») в культуре.
Социологическая концепция (А. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин): осознание сущности культуры через общество. Эта школа изучает количественные характеристики культурных процессов, социально знáчимые проявления культуры.
Альфред Вебер (1868–1958), немецкий экономист и социолог, выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: 1) социальный (формирование социальных институтов); 2) цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации); 3) культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а ее творцом является духовно-интеллектуальная элита.
Питирим Александрович Сорокин (1889–1868) – русско-американский социолог и историк культуры, крупный представитель социологии культуры. Автор работы «Человек. Цивилизация. Общество» и других исследований. История человечества — последовательная смена неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. В основе данной концепции лежит уверенность в существовании мира ценностей. Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Понятие социальной мобильности в теории Сорокина характеризует степень «открытости» или «закрытости» того или иного общества и является показателем уровня его свободы и демократизации. Теория социальной стратификации рассматривает общество как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных страт (слоев), выделяемых по признакам образования, психологии, уровня дохода и т. п. и находящихся в состоянии сотрудничества.
Психоаналитический подход (З. Фрейд, К.Г. Юнг): восприятие культуры как результат сублимации влечений (культура может подавлять природные инстинкты человека и становиться источником его агрессии).
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – один из главных основателей натуралистической, или психологической, школы, австрийский врач-психиатр, невропатолог и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма. Фрейдизм – научное направление, стремящееся применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и развития общества в целом. Культура, по Фрейду, – это своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, вынужденный сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Всякая культура строится на принуждении и запрете влечений, поэтому культура – это всегда компромисс между стихийными влечениями и требованиями реальности.
Символическая концепция (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман): культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами, а человек – «животное, создающее символы». С позиций символического, или семиотического, подхода, культура рассматривается как синтез разнообразных символов, некая система знаков. Чтобы изучить культуру, нужно изучить ее символы, т.к. символ – средство реализации ценностей и смыслов культуры.
Эрнст Кассирер (1874–1945) – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции лежит человеческая способность к массовой и постоянной символизации. Истоки культуры — в способности человека «творить» некий искусственный окружающий мир, обозначая реальность определенными символами. Поэтому Кассирер предлагает назвать человека «символическим животным».
Игровая концепция (Й. Хёйзинга, Х. Ортегга-и-Гассет, Э.Берн): культура понимается как свободная, творческая, близкая игровой деятельности.
Йохан Хёйзинга (1872–1945), голландский философ, историк и культуролог, впервые выдвинул новую идею об игре. Игра является условием формирования и функционирования культуры. Игровая культурологическая концепция рассматривает возникновение культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре. Игра – это способ социализации личности, в первую очередь детей, и управления поведением посредством неформализованных действий «понарошку», но как будто бы «взаправду».
Приведенная характеристика школ и концепций условна. Эта условность связана и с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи используются в теоретических построениях других. В таблице 3 кратко приведены некоторые теории культуры.
Таблица 5 - Культурологические теории [В.Ю. Жуков; А.А. Радугин; Ю.Н. Солонин; А.П. Садохин]
Автор теории культуры | Основная работа | Основная концепция | Понятие культуры |
Н.Я. Данилевский | Россия и Европа | Теория культурно-исторических типов | Цивилизация = культурно-исторический тип |
О. Шпенглер | Закат Европы | Культурно-исторический круговорот | Самовыражение коллективной души народа |
А. Тойнби | Постижение истории | Региональные цивилизации | Общечеловеческую культуру создают культуры, связанные с мировыми религиями. |
Э.Б. Тайлор | Первобытная культура | Теория анимизма | Цивилизация. Культура как способ жизни, правила. |
Б.Малиновский | много | Культура на базе потребностей | Способ социального контроля |
П.А. Сорокин | «Кризис нашего времени». «Человек. Цивилизация, Общество.» | Теория социальной стратификации и социальной мобильности | Тип культуры определяется мировоззрением |
К.Г. Юнг | много | Теория архетипов | Архетипы определяют своеобразие культуры |
Й. Хёйзинга | Человек играющий | Игровая концепция культуры | Культура развивается в игре |
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.