Материальная и духовная культура
Виды культуры, исходя из деятельности человека:
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА включает [В.Ю. Жуков]:
общественное и индивидуальное сознание;
духовное производство;
духовные ценности как продукты духовного производства.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность сознаний индивидов, характеризующаяся рядом общих для данного народа и данной эпохи черт [В.Ю. Жуков].
Уровни общественного сознания[В.Ю. Жуков]:
обыденное (практическое, эмпирическое, повседневное) научно-теоретическое сознание.
Духовная культура направлена на формирование в человеке высоких этических и эстетических идеалов. Они формируют художественный вкус и интеллектуальные потребности. Истина, добро, красота объединяют основные сферы духовной культуры: науку, искусство, нравственность.
Основные формы духовной культуры [А.А. Радугин]:
Миф.
Религия.
Нравственность.
Искусство.
Философия.
Наука.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком.
Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют АРТЕФАКТАМИ (от лат. arte - искусственный и iactus - сделанный) [А.А. Радугин]. Артефакты - феномены культуры - это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий [Ю.Н. Солонин].
К материальной культуре относят [В.Ю. Жуков; Ю.Н. Солонин]:
вещественные предметы;
практические действия людей (производственная и организационно-регулятивная деятельность, технологии);
одомашненных животных и отселектированные растения;
материальные носители информации (сообщений, идей и образов): камень, шелк, папирус, глиняные таблички, бумагу, холст, перфокарты, CD-ROM (лазерные диски), флэш-память и т. д. (сама информация при этом относится к духовной культуре).
Культура как форма общественной жизни:
Эстетическая.
Этическая (нравственная).
Профессиональная.
Политико-правовая.
Экономическая.
Экологическая.
Педагогическая (воспитательная).
Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложилось единообразное и однозначное употребление этнической терминологии. Народы, живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народностями. Таким образом именуют и просто малые по численности этнические группы. Слово «нация» часто = «национальность»: этническое происхождение человека. Вместе с тем им пользуются для обозначения государства или его населения в целом (например, в названии «Организация Объединенных Наций»). Консерватизм, преемственность, берущая начало в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Этническая (народная) культура - наиболее древний слой национальной культуры [Ю.Н. Солонин].
Национальная: ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Овладение национальной культурой не дается само собой - оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий [Ю.Н. Солонин].
Таблица 7 - Сравнение этнической и национальной культуры
Этническая культура | Национальная культура |
консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям, нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; | полна движения и изменения, живет созиданием нового. |
тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому | по мере своего развития все больше открывается для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения |
стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения, особенностями быта, поведения, произношения и т.д. | Различия между локальными, местными особенностями быта, поведения нивелируются и с развитием культуры постепенно исчезают. |
ГОРОДСКАЯ (индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров.
Общие черты городской культуры:
высокая плотность застройки городской территории;
наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения;
одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами;
транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).
Сельская (культура села, деревенская культура). Особенности:
Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года. Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура.
Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват и т.д.).
В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.
Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.
Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан развитый культурный вкус, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач лучшее.
Обыденная (повседневная) — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Это сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации.
Специализированная (профессиональная). Ее составные части - наука, искусство, философия, право, религия.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — англ. Elitarian culture — вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Аристократическая культура — культура элиты, понимаемая членами элиты как шедевры гениев. Субъект элитарной культуры – личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности.
ЭЛИТА – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс. Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе [В.Ю. Жуков].
Особенности элитарной культуры:
сложность, специализированность, креативность;
способность концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора.
Элитарное искусство – течение в западной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, для эстетической и духовной элиты, непонятное для широкой публики, народных масс [В.Ю. Жуков].
Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох, субъектом которой является народ. Это культура бесписьменная.
Особенности:
опора на традицию. Передается устно от мастера к ученику, от поколения к поколению.
консервативность: практически не подвержена влиянию иных культурных традиций.
выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни общины и специфику социальных взаимоотношений, формы хозяйственной деятельности, тип семейных отношений, особенности воспитания детей, тип одежды, питания, знания, язык, фольклор.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА (= Популярная культура; Индустрия развлечений; Потребительская культура; Коммерческая культура) - англ. Mass culture — вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
стандартизованных по форме и содержанию;
предполагающих коммерческий успех;
распространяемых средствами массовой информации.
Субъект массовой культуры – особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений. Носитель ее ценностей – человек массы – субъект, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность.
Функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации (отдыхе, досуге), отвлечь индивида от интенсивной гонки за успехом в профессиональной сфере, развлечь его.[В.Ю. Жуков].
Цель массовой культуры – стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует пассивное, некритическое восприятие этой культуры у человека. Массовая культура ориентируется на искусственно созданные образы и стереотипы [А.А. Радугин].
Таблица 8 - Формы массовой культуры
Форма массовой культуры | Суть |
|
|
|
|
Боевик | Худ. произведение, основным содержанием которого является вооруженное насилие. |
|
|
|
|
Инсценировка
| массовое зрелище, воспроизводящее эпизоды исторических событий. |
|
|
|
|
Матракаж (фр. Matraquage – вдалбливание) | Радио- и телереклама в виде назойливо частого повторения лозунга, призыва, рисунка, символа, мелодии и т.п. |
|
|
|
|
Поп- культура (англ. Popular culture) общедоступная культура | совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, характеризуемых: поверхностно нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию; отрицанием эстетического опыта предшествующих поколений. |
|
|
|
|
Триллер (англ. Thrill – трепет) | разновидность распространенных в массовой культуре детективно-приключенческих жанров: роман, фильм или пьеса об убийцах, гангстеров, сыщиках. В триллере акценты смещены с описания преступлений на их подготовку, при этом создается гнетущая атмосфера ожидания чего-то страшного. |
|
|
|
|
Шлягер (нем. Schlager гвоздь сезона ) | явление массовой культуры; эстрадная песня или мелодия, имеющая успех у публики. |
| |||
Хит (нем. Hit) | особенно успешный шлягер. Обычно хит определяют по показателям продажи пластинок и числу заказов. |
|
|
|
|
РЕКЛАМА – это сложный феномен массовой культуры,
создающий на телеэкране или глянцевой обложке журнала иллюзорный мир стандартного благополучия, в котором не надо уметь, прилагать усилия, вкладывать труд и знания, рисковать, а якобы достаточно просто захотеть;
формирующий у людей и навязывающий им искусственные (надуманные) потребности;
нацеливающий человека на удовлетворение в первую очередь материальных потребностей престижного толка в ущерб духовным;
подталкивающий его к приобретению рекламируемого товара;
создающий при этом иллюзию независимого выбора [В.Ю. Жуков].
Таблица 9 - Сравнение народной и массовой культуры
Народная культура | Массовая культура |
Традиционная, отражает мечты, обычаи, характер народа | Меняет вкусы и идеалы в соответствии с потребностями моды |
Национальна | Космополитическая, рассчитана на любые нац. характеры и вкусы |
Реалистична, призывает к познанию жизни | Псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях, вымыслах, призывает к бегству от жизни |
Комплексные формы – художественная: все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. Искусство - часть художественной культуры. Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово - ораторское мастерство, письменное – литературу и т.д.
Физическая (телесная). В широком смысле обозначает «возделывание или окультуривание человеческого тела». Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физической формы. Физическая культура включает в себя как физкультуру, профессиональный спорт, здоровый образ жизни, так и виды украшения и совершенствования тела (бодибилдинг, пластическая хирургия, косметика, татуировка, похудание, лечебное голодание), танцы, традиционная и нетрадиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий.
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.