Истоки и исторические традиции славянской культуры
Периодизация русской культуры [В.Ю. Жуков]:
культура Древней Руси и русского Средневековья (IX–XVII века), в том числе культура Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, Московской Руси;
русская культура Нового времени (XVIII – первая половина XIX веков);
культура России периода буржуазной модернизации (вторая половина XIX – начало XX века);
культура Советского общества (1917–1991) и Переходного периода (конец ХХ – начало ХХI века).
Системообразующими факторами, определяющими особенности русской культуры и национального характера, стали географический, исторический, религиозный и военный факторы [В.Ю. Жуков].
Религия. Древние славяне были людьми ведической культуры. Поэтому древнеславянскую религию правильнее именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» созвучно русскому слову «ведать», «знать».
Пантеон богов древних славян [О.Б. Скородумова]:
Перун — бог грома, молнии, покровитель князя и дружины;
Хорс — солнечное божество иранского происхождения;
Даждьбог — дающий, наделяющий;
Стрибог — бог воздушной стихии, ветра;
Сварог — бог огня;
Симаргл — священная птице-собака, охраняющая семена, побеги, ростки;
Макошь — мать урожая, судьбы, жребия.
Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания. Велесова книга – книга, посвященная богу богатства и мудрости древних славян Велесу [А.Н. Маркова].
Для мировоззрения древних славян был характерен АНТРОПОТЕОКОСМИЗМ — нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного, мира – как вечно живого огня, мерно потухающего и мерно загорающегося.
988 г. – крещение Руси: Владимир крестится сам, свою дружину, весь Киев. После крещения князь избавляется от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило его веру в Бога.
Изменения на Руси, связанные с принятием христианства на Руси [О.Б. Скородумова]:
во внутриполитической и внешнеполитической областях – объединение славянских племен, переход их к феодализму, развитие государственности, усиление культурных и политических контактов с Западом и Востоком;
в этноконфессиональной сфере – освоение новых религиозных, философских, этических, эстетических представлений и формирование национальных черт характера;
культурологические изменения – создание своей письменности и литературы, расцвет книжности, искусств, культуры.
Жители Киевской Руси постепенно усваивали христианское мировоззрение. Сам характер русских, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соотвественность с христианским идеалом [Н.Я. Данилевский]. Большим подспорьем православия на Руси было смирение, коренящееся в свойственном русскому народу долготерпении.
В то же время русский народ противоречив: наряду с низкопоклонством и рабством в нем легко обнаруживается нигилист, бунтарь, анархист [В.Ю. Жуков].
Русскому менталитету присущи [А.Б. Есин;Л.Д. Столяренко]:
стремление к коллективизму, взаимопомощи;
стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность — равенство людей;
традиция подчинения человека государству;
склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;
вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни;
борьба в русской душе восточного и западного начала;
иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения;
созерцательность, мечтательность, идеализм мышления;
выносливость, мужество, стойкость, живучесть.
Письменность. Славяне имели свою оригинальную систему письма: Так называемую узелковую письменность. Знаки ее передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги – клубки. Являясь священным письмом, она была доступна только жрецам и высшей знати.
Литература. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое развитие получила литература церковная.
Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями.
В основе литературного языка — живой разговорный язык Древней Руси, точнее, областные его диалекты (южные и северные) — Поднепровья и Новгорода Великого. В процессе его формирования большую роль сыграл старославянский, или церковнославянский, язык. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - XII вв.
Жанры древнерусской литературы XI — XII вв.: летописание, житие и слово. Одним и тем же, наиболее общим термином «слово», писатели называли и торжественную речь митрополита Иллариона, и воинскую повесть. Среди жанров летопись занимает центральное место.
Зодчество, архитектура. После принятия христианства начинается активное строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Один из первых центральных монастырей – Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими [А.Н. Маркова].
ПЕЧЕРЫ, или пещеры, - места, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в монастырь [А.Н. Маркова]. В конце X в. началось каменное строительство.
Ремесла. Высоко развитые ремесла в Киевской Руси: гончарное, металлообработка, ювелирное и другие. Всего около 70 ремесленных специальностей. Оружейное производство развивалось особенно успешно: мечи, боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники для стрел, кольчуги. Мечи распространялись в другие страны: Прибалтику, Финляндию, Скандинавию.
В домонгольское время Русь была страной с высоко развитой культурой. В XI в. достигла уровня передовых стран Европы. В XII в. войска Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, завладели Киевом и разграбили его. Это событие считается завершением эпохи Киевской Руси [А.Н. Маркова].
Таблица 29 - Краткий обзор развития Руси XII — XVI вв. [О.Б. Скородумова; А.Н. Маркова; Л.Д. Столяренко]
Отрасли культуры | XII – XIII вв. | XIV — XV вв. | XV - XVI вв. |
Литература | «Слово о полку Игореве». Новый жанр – плач о гибели родной земли (с нашествием Батыя) | Былины и сказания, исторические повести, летописание, житийная литература. «Сказание о невидимом граде Китеже», «Хождение за 3 моря» | Исторические песни, народные баллады, лето-писание. Создание книгопечатания. «Домострой». Церковно-литературная энциклопедия для ежедневного чтения. Светская публицистика |
Зодчество, архитектура | Создаются художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, полоцкая и смоленская. Много соборов, церквей, храмов. | Новгородский и псковский архитектурные стили. Псков: крепости оборонного типа. Москва: одноглавый храм башнеобразной конструкции (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря). | Создание Московского Кремля. Соборы. Шатровые храмы, крепостные сооружения, пятиглавые монастыри. |
Искусство | Два направления: икона и фреска. Но икона преобладала. «Спас Нерукотворный», «Св. Николай чудотворец» | Иконопись. Феофан Грек, его ученик – Андрей Рублев. | Иконопись. Живописец Дионисий с сыновьями: фрески в соборах и монастырях |
В середине XV в. Московская Русь осталась единственной православной страной, имеющей независимую государственность, в связи с чем в Москву перемещается центр мирового православия. На Руси рождается и обосновывается религиозно-политическая доктрина «Москва — третий Рим» (после Рима и Константинополя). Третий Рим был условием дальнейшего существования мира, а русский народ и государство становились ответственными за историческое будущее православия [О.Б. Скородумова].
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.