logo
Лекции Культурологии

Модернизация жизни при Петре I и его преемниках

МОДЕРНИЗАЦИЯ — отвержение свойственных культуре традиционных принципов и возникновение новых, нередко связанных с инокультурными ценностями [О.Б. Скородумова].

По обилию новых явлений в культурной жизни страны эпоха Петра I не имеет аналогов в отечественной истории.

Историко-культурные реформы Петра I [Т.Г. Грушевицкая; О.Б. Скородумова]:

  1. развитие науки и техники;

  2. развитие светского профессионального образования и книгопечатания, особенно учебной литературы;

  3. секуляризация культуры (развитие светской живописи, скульптуры, гравюры, дворцово-парковых и архитектурных ансамблей гражданского назначения);

  4. создание новой столицы – Санкт-Петербурга;

  5. регулярность как основа строительства городов (строгость и правильность форм);

  6. реформа календаря (введение эры от Рождества Христова и начала года 1 января с 1700 г);

  7. введение гражданского шрифта и арабских цифр;

  8. развитие периодических печатных изданий (газеты «Ведомости»);

  9. европеизация внешнего облика (стрижка бороды бояр и дворян, более практичная одежда европейского образца, укорачивали рукава и полы. Тонкие рубашки с кружевами, бантами и галстуками, много драгоценностей. Ношение мундиров);

  10. создание публичного театра («комедиальных храмин»);

  11. введение ассамблей с участием женщин;

  12. разрешено курение;

  13. усиление светскости и рационализма в бытовом укладе жизни. Развитие получило коллекционирование произведений искусств – от картин до табакерок, портсигаров, тростей и пр.

Модернизационные процессы в большей степени захватывали аристократическую среду, крестьянство слабее соприкасалось с инокультурными ценностями; именно оно стало хранителем культурных традиций, фольклора, быта, рукописных и старопечатных книг. Духовная культура крестьянства продолжала оставаться основой культуры русской народности [О.Б. Скородумова].

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви [А.Н. Маркова]. XVII в. в результате — снижение зависимости развития культуры от церкви.

Создание государственных школ, готовивших служащих для центральных учреждений. Изучались иностранные языки и некоторые предметы, обеспечивавшие более широкий характер образования. Уровень грамотности вырос: 96 % среди купцов, 65 % среди помещиков, крестьян – 15%, 1 % - стрельцов, пушкарей, казаков. Женщины всех сословий оставались практически неграмотными. В Заиконоспасском монастыре (Москва) 1687 г. – первый вуз Славяно-греко-латинское училище (позже академия). Принимали всех желающих [А.Н. Маркова].

Петровская эпоха – прежде всего, строительство новой столицы – Петербурга (1703). Были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Трезини: собор Петропавловской крепости, отличавшийся колокольней с высоким узким шпилем. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы, Кронштадт, Екатеринбург. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра 1, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона. Отец-Растрелли Бартоломео Карло – итальянский скульптор – автор конного монумента Петра I. Сын Франциско Бартоломео Растрелли – младший – русский архитектор: Смольный монастырь, Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе и др. [А.Н. Маркова; Т.Г. Грушевицкая].

Образование. Вначале Петр I практиковал обучение дворянской молодежи за границей. Но затем начали открываться свои школы: математическая, навигационная, артиллерийская, инженерная, медицинская, канцелярских служителей, горные школы, соединявшие обучение с практикой. Священникам запрещалось заключать брак без предъявления дворянами свидетельства о полученном образовании («Не хочу учиться, хочу жениться») [О.Б. Скородумова].

25 января 1755 г. – открытие Московского университета при посредничестве графа И.И. Шувалова и инициативе М.В. Ломоносова.

1764 г. – Смольный институт благородных девиц. Для дворянских детей создана сеть закрытых учебных заведений. В профессионально-художественные училища (балетная школа, Академия художеств и др.) дети крепостных не принимались.

1783 г. – открытие Российской академии – научного центра для изучения русского языка и литературы. Позже она вошла в состав академии кану как Отделение русского языка и словесности [А.Н. Маркова].

Издано много разных учебников: «Риторика», «Первые основания металлургии», «Мат. анализ» и др.

Таблица 30 - Великие ученые России XVIII — XIX вв. [Г.В. Драч, А.Н. Маркова, О.Б. Скородумова]

Век / год открытия

ФИО

Наука

Основное открытие

XIX в.

А.Н. Бекетов

Ботаника

Один из основоположников морфологии и географии растений.

XIX в.

К.А. Тимирязев

Один из основоположников русской научной школы физиологии растений.

Энергетические закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования орг. веществ в растении.

1869 г.

Д.И. Менделеев

Химия

периодический закон химических элементов. Периодическая система элементов.

XIX в.

Н.И. Лобачевский

Математика

Создал неевклидову геометрию (геометрия Лобачевского), дал физическое толкование теории Лобачевского.

XVIII в.

И.П. Кулибин

Механика

Прототип прожектора «зеркального фонаря», семафорный телеграф, проект и модель одно-арочного моста через р. Неву пролетом 298 м.

1802 г.

В.Петров

Математика, физика, химия, метеорология

Открытие электрической дуги (вольтова столба).

1895 г.

А.С. Попов

Физика и электроника

Изобрел радиосвязь. Первый радиоприемник.

XVIII в.

М.В. Ломоносов

Физика, химия, история, география, металлургия, астрономия

Принцип сохранения материи и движения, основы физической химии, открыл атмосферу на Венере, выдвинул учение о цвете и т.д.

XIX в.

А.Ф. Можайский

Авиастроение

Создатель летательных аппаратов, в том числе самолета

XIX в. – XX в.

И.И. Мечников

Эволюционная эмбриология, иммунология

Фагоцитоз, т. происхождения многоклеточных организмов. Нобелевская премия 1908 г.

XIX – XX в.

И.П. Павлов

Физиология

Материалистическое учение о ВНД. Нобелевская премия 1904 г.

XIX – XX в.

В.И. Вернадский

Геохимия, биохимия, радиогеология

Учение о биосфере.

Разумеется, это не все выдающиеся ученые периода XVIII-XIX вв.

Философия. Русская философская мысль рубежа XIX – XX вв. может считаться своеобразной классикой. Ее важная черта – тесная связь, прежде всего, с литературой символизма, что предопределило ее преимущественно религиозно-символический и религиозно-мистический характер [Г.В. Драч].

Русская культурологическая традиция развивалась как столкновение двух ориентаций: славянофильства и западничества.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – национально-ориентированный, консервативно-охранительный подход к развитию культуры [О.Б. Скородумова]. Славянофилы считали, что у России особый путь, отличный от Западной Европы, надо сохранять традиции [Л.Д. Столяренко].

ЗАПАДНИЧЕСТВО – революционно-демократический, политизированный подход, отстаивающий необходимость преодоления «культурной отсталости России» и ее ориентации на западную культуру [О.Б. Скородумова].

На их стыке выделялся круг проблем, актуальный для русской культурологической мысли: национальное своеобразие русского этноса, особенности религиозного восприятия мира, специфика стиля мышления, характерные черты русского характера (русской души), мессианская роль России. Русская культурология смыкается с философией культуры, составляя единое целое [О.Б. Скородумова].

Религиозная философия: концепция богочеловека Соловьева (взаимодействие между человеком и Богом — сущность всей истории. К.Э. Циолковский: «космическая философия». Материалистическая философия Плеханова, Ленина [Л.Д. Столяренко].