logo
Лекции Культурологии

1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть

Период средневековья включает в себя время с V до XVI вв. н.э. Сам термин «средние века» был введен гуманистами эпохи Возрождения около 1500 г. Им они обозначили тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Иначе говоря, в средние века частично входит и эпоха Возрождения [А.А. Горелов].

V – VIII вв. – «период великого переселения народов»: формируются границы государств.

Мифология и религия. Мифы составляли средневековый эпос, выросший из героической песни.

Таблица 20 — Героические эпосы стран Западной Европы [А.А. Горелов]

Страна

Название эпоса

Германия

Песнь о Нибелунгах

Испания

Песнь о моем Сиде

Франция

Песнь о Роланде

Англия

Легенды о короле Артуре и его рыцарях

XI в. вся западная и центральная Европа приняла христианство и подчинилась власти римского папы. Варвары победили Рим, но приняли христианство, которое победило Римскую империю, завоевавшую Иудею.

Вера в бога берет начало в иудаизме. Эта вера выражает историю еврейского народа, описанного в Ветхом Завете [А.А. Радугин; А. Мень]. Люди нуждались в надежде, которую могут дать только Бог, который был творцом мира и властелином судьбы [А.А. Радугин].

Христианство возникает на основе распространенной идеи ожидания мессии – Спасителя – и на основе противопоставления разума и добродетели. Путь достижения праведной жизни – через познание Бога. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии [А.А. Радугин].

Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу. Божественная Троица: Бог Отец, сотворитель мира, Бог Сын, Иисус Христос – искупитель грехов и Бог Дух Святой – абсолютно соравны и совечны друг другу. Человек от природы, согласно христианству, слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, но неодинаковым в разных странах. На Западе церковь заняла в государстве особое положение. Римские епископы с IV века назывались папами и выполняли важные политические функции [А.Н. Маркова].

Христианство сумело дать человеку смысловую опору, связанную лично с ним. Оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности [А.А. Радугин].

Середина IX в. – спор о филиокве - об исхождении Духа Святого только от Бога отца (позиция Восточной церкви) или от Бога Отца и Бога сына (Западная церковь). 1054 г – раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную [А.Н. Маркова].

Таблица 21- Отличия православия от католичества

Римская церковь (католическая)

Православная церковь

крещение посредством обливания

Крещение через погружение

Дух Святой исходит от Бога – отца и сына

Дух святой - от Бога - отца

Догмат непогрешимости папы

Патриарх

Ереси (греч – особое вероучение). Вот некоторые из них [А.Н. Маркова]:

ИНКВИЗИЦИЯ (лат. - розыск) – регулярный церковный суд [А.Н. Маркова].

Огромную роль играло монашество. Многие монастыри к VI в. превратились в сильные и очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом, т.к. монахи (греч. – отшельник) брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия (целибат), отказа от имущества. Члены католического духовно-нравственного ордена тамплиеров (фр. - храм) активно и успешно занимались ростовщичеством, несмотря на свой девиз: бедность и милосердие.

В XII – XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви на политическую жизнь общества. Наиболее могущественный папа в это время – Иннокентий III – установил всепроникающий контроль церкви над властью и обществом.

АНАФЕМА — отлучение от церкви за несогласие с учением.

ИНТЕРДИКТ — полное либо частичное временное запрещение совершения богослужений и церковных обрядов, налагавшееся как на отдельных лиц, так и на целые территории.

Благодаря анафемам и интердиктам папа держал в страхе европейских монархов и стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого престола.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. – милость) — грамота об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. С XI в. церковь стала ими торговать [А.Н. Маркова].

Главный отрицательный момент в деятельности церкви – ее воинственность. XI в. – эпоха крестовых походов, познакомивших европейские народы с культурой ислама и Византии. С них начался кризис религии. Церковь потеряла лидирующую роль, потому что презрела завет Христа и попыталась победить насилием, что невозможно в культуре — поднявший меч, от меча и погибнет [А.А. Горелов].