2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
Рим был второй великой морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать римляне.
Рим отличала военная мощь. Войско представляло собой отлаженную военную машину. Римлянин был счастлив, когда воевал. Уникальная для тех времен политика: они не унижали покоренные народы, а давали им возможность стать членами империи. За счет этого и росла численность войска. Не побежденные, но победители! Граждане государства пользовались «плодами», богатствами государства. Звание «римский гражданин» становится со временем выгодно и почетно [Ступени цивилизации].
Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько достаточно развитых культур. Римская культура – прообраз мировой культуры [А.Н. Маркова]. Римская империя занимала огромную территорию: от Шотландии до Египта.
Мифология и религия. Культ семейно-родовых духов – покровителей – богини домашнего очага Весты. В целом, первоначальные мифы мало отличаются от мифов первобытных народов. Один из исконно римских богов – двуликий Янус. В римский пантеон принимались иноземные божества. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося [А.Н. Маркова].
После завоевания Греции происходит отождествление римских богов с греческими и перенимание структуры греческого пантеона: Юпитер отождествляется с Зевсом, Марс с Аресом. Боги приобретают новые имена: Афина называется Минервой, Афродита – Венерой, Посейдон – Нептуном [А.А. Горелов].
В начале новой эры все большее распространение получает христианство. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Возникновение и распространение христианства подготовлено логикой развития античной культуры. Вплоть до победы христианства главенствующее положение в Древнем Риме занимала философия [А.А. Горелов].
Философия. Учения Древней Греции: эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Престиж философа достигает высшей точки [А.А. Горелов].
Искусство. «Золотой век» римского искусства (I в. до н.э. – начало I в. н.э.): Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Гораций: сатира и оды. Мотив бессмертия поэта (в широком смысле – творца культуры) – повторялся затем в творчестве других.
«Серебряный век»: историк Тацит, сатирик Ювенал, автор эпиграмм Марциал.
«Бронзовый век»: биограф римских цезарей Светоний, Плутарх и др.
Развивается сатира по мере упадка Римской империи. Римляне дискредитировали богов, взятых у греков. Боги, над которыми можно смеяться, уже не взывают уважения.
БАЗИЛИКА (от греч basilike — царский дом) — прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части. В них совершались торговые сделки, вершился суд [А.Н. Маркова].
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола.
Колизей – самый большой амфитеатр Древнего Рима, рассчитанный на 56 тыс. зрителей [Ступени цивилизации].
Пантеон – храм во имя всех богов – крупнейшее сооружение римского зодчества и самое красивое здание Рима. Его создал император Адриан – зодчий [Ступени цивилизации].
Грандиозные бани, представляющие собой, по сути, спортивно-оздоровительные комплексы. В банях – общественные туалеты. Все сидели рядом, без перегородок [Ступени цивилизации].
Наука. Птолимей Клавдий – геоцентрическая система мира. Диофант Александрийский – создал алгебру. Гален Клавдий – врач, пользовался авторитетом в Европе вплоть до Нового времени. Как и Гиппократ, занимался учением о темпераментах, проблемами центральной нервной системы. Развитие военного искусства. Римские цифры [А.А. Горелов].
ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ — свод правил, ставший основой развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом. V в. до н. э. [А.Н. Маркова].
Римские технологии [Ступени цивилизации]:
Бикини.
«Цементум».
Закладывали сеть основных и дополнительных улиц при планировании городов, как и сегодня. В Риме – около 1 млн жителей.
Многоэтажные жилые дома: высотой до 25 м (8 этажей).
Оконное стекло – роскошь. Стали ставить стекла, после того, как научились его выдувать. Изобрели двойное остекление.
Научились делать трубы, формуя листы свинца вокруг деревянного шаблона. Свинцовые трубы использовались вплоть до XX в., пока ученые не обнаружили отрицательное влияние свинца на здоровье. Англ plumbing – водопровод (от «свинец»).
Акведуки доставляли воду с гор в города через использование земного притяжения.
Развиты терапия, фармацевтика, хирургия.
Выводы
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Мифология Древней Греции вдохновляет деятелей искусства, используется в промышленности в качестве брендов. Без изобретательности римлян современная жизнь не была бы такой современной.
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.