2. Особенности средневековой картины мира
Философия. С точки зрения философии, самопознание автоматически ведет к праведности. С укреплением главенствующей роли христианства (с III в.) связь религиозных споров с философией становится все более заметной.
В IV в. Августин Блаженный использует философию для построения теологической системы. Он составил представление о 2 градах: Божьем и земном.
Фома Аквинский – представитель эпохи схоластики («схола» - школа), характеризующейся углубленным вниманием к философским проблемам богословия. Роль философии в средние века была служебной. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры [А.Н. Маркова].
Главная задача монастырских школ – воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «7 свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика (правильное рассуждение) с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В светских школах обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры [А.Н. Маркова].
СКРИПТОРИИ – мастерские, в которых переписывались рукописи, церковные и монастырские библиотеки. Они пришли в упадок, поэтому книги стоили очень дорого, наравне с домом с участком.
Таблица 22 — Открытие основных университетов в Западной Европе [А.Н. Маркова]
Год основания | Страна | Название университета |
1088 г. | Италия | Университет на базе Болонской юридической школы, ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. |
1167 г. | Англия | Оксфорд |
1209 г. | Англия | Кембридж |
1160 г. | Италия (Париж) | Сорбонна — признанный центр теологии. Как и другие университеты, 4 факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание велось на латыни. |
Виднейший университетский ученый Англии – Роджер Бэкон: основной метод познания – разум и опыт, а не церковные авторитеты.
Университет делился на землячества – объединения студентов из той или иной страны – и факультеты (лат. facultas – возможность), где они овладевали знаниями.
СХОЛАСТИКА (греч. школьный, ученый) — средневековая университетская наука. Основной чертой ее было толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры [И.А. Алябьева].
Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике [Философская энциклопедия].
Характерные черты схоластики:
Опора на церковные авторитеты.
Недооценивание опыта как метода познания.
Соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами.
Интерес к формально-логическим проблемам.
Особенности средневековой культуры [Л.Д. Столяренко]:
Религиозный характер.
Мировые религии с их системами догм, стремлением к исключительности и аскетизму отрицательно влияли на развитие культуры.
В то же время религия способствовала развитию архитектуры и живописи (иконописи).
Искусство и литература в рамках религиозной идеологии воплощали идеи, рожденные жизненной практикой.
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.