Введение
Учебная дисциплина «Культурология» относится к циклу гуманитарных дисциплин и является значимой в подготовке бакалавров к будущей профессиональной деятельности в обществе. В основе культурологии лежит соединение философско-эстетического и искусствоведческого анализа культуры и искусства. Культурология дает возможность осмыслить научно-технический и агропромышленный мир как совокупность культурных достижений, способствует взаимопониманию, повышению толерантности людей, что обусловливает формирование личностных и профессиональных компетенций, повышая конкурентноспособность будущего профессионала.
Цель изучения культурологии заключаются в том, чтобы студенты имели осознанное понимание сущности культуры, ее смысла, предназначения, причин возникновения, законов существования, тенденций развитий, ее видов, форм, типов.
Цель изучения теоретической части курса состоит в том, чтобы вооружиться общими понятиями и теоретическими положениями для усвоения конкретного материала, а цель изучения исторического раздела – обогатить свои знания фактическим материалом, чтобы богатство знаний стало украшением современного интеллигентного человека. Поэтому становится возможным формирование общекультурных компетенций личности при решении задач, которые будут вставать перед каждым специалистом. В процессе изучения культурологии студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
студент способен: к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ориентироваться в ценностях культуры; к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни;
студент демонстрирует гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии;
студент способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляет уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений;
студент способен на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности;
студент способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
студент способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.
Задачи изучения курса:
последовательно проследить становление и развитие понятия «культура», культуры как социально-исторического явления, и закрепить в знаниях студентов;
рассмотреть концепции о месте культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур;
познакомиться с основными направлениями методологии культурологического анализа;
изучить историко-культурный материал;
исходя из принципов цивилизованного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смысл, составляющие ее историко-культурные своеобразие.
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.