logo
Лекции Культурологии

Культурологические теории

[В.Ю. Жуков; А.П. Садохин; А.А. Радугин]

  1. Историческая концепция культуры (Гердер, Гумбольдт, Шпенглер, Тойнби, Данилевский): история как смена культур.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский публицист, историк и социолог. Главный труд - «Россия и Европа», в котором он обосновал идею существования обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), которые являются основными фазами развития мировой культуры. Подобно живым организмам, они борются друг с другом и с окружающей средой и проходят в своем развитии три стадии: зарождение, расцвет и гибель. Выдвинутая им теория культурно-исторических типов оказала большое влияние на современную западную философию культуры, в том числе на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера.

Освальд Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ, представитель «философии жизни», историк и теоретик культуры, автор книги «Закат Европы». О. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории. В своей концепции культуры Шпенглер утверждал принцип множественности культур, рассматривал историю как чередование культур, каждая из которых представлялась ему в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему организмов. Он полагал, что каждая культура уникальна и неповторима и имеет свою судьбу; любая культура представляет собой особую форму жизни и, как все живое, возникает, растет, расцветает и умирает. Вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) – английский историк, социолог и дипломат. Основной труд - «Постижение истории». В нем он излагал теорию круговорота (цикличности) последовательно сменяющих друг друга и независимых друг от друга локальных (местных) цивилизаций. До нашего времени из рассматриваемых им культур сохранились и существуют одновременно пять: китайская, индуистская, исламистская, западно-христианская и православно-христианская (византийская, включая Россию). Прогресс человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании и восхождении к единой религии, которая в будущем станет общечеловеческой.

  1. Этическая концепция (И. Кант, А. Швейцер, М. Ганди): критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом.

Иммануил Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль, нравственность. Культура – цель человеческого бытия и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Махатма Ганди опровергал принцип «цель оправдывает средства», подчеркивал нравственную ответственность за свои поступки, утверждал, что «каковы средства, таков и результат».

  1. Эволюционная концепция (Э.Б. Тайлор, Л.Уайт): культура – постепенное развитие материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более совершенным.

Эдвард Тайлор — английский этнограф в своей работе «Первобытная культура» (1871) рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного движения от менее совершенных форм к более совершенным. Тейлору принадлежит также понятие «рудимент» («пережиток») в культуре.

  1. Социологическая концепция (А. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин): осознание сущности культуры через общество. Эта школа изучает количественные характеристики культурных процессов, социально знáчимые проявления культуры.

Альфред Вебер (1868–1958), немецкий экономист и социолог, выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: 1) социальный (формирование социальных институтов); 2) цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации); 3) культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а ее творцом является духовно-интеллектуальная элита.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1868) – русско-американский социолог и историк культуры, крупный представитель социологии культуры. Автор работы «Человек. Цивилизация. Общество» и других исследований. История человечества — последовательная смена неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. В основе данной концепции лежит уверенность в существовании мира ценностей. Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Понятие социальной мобильности в теории Сорокина характеризует степень «открытости» или «закрытости» того или иного общества и является показателем уровня его свободы и демократизации. Теория социальной стратификации рассматривает общество как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных страт (слоев), выделяемых по признакам образования, психологии, уровня дохода и т. п. и находящихся в состоянии сотрудничества.

  1. Психоаналитический подход (З. Фрейд, К.Г. Юнг): восприятие культуры как результат сублимации влечений (культура может подавлять природные инстинкты человека и становиться источником его агрессии).

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – один из главных основателей натуралистической, или психологической, школы, австрийский врач-психиатр, невропатолог и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма. Фрейдизм – научное направление, стремящееся применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и развития общества в целом. Культура, по Фрейду, – это своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, вынужденный сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Всякая культура строится на принуждении и запрете влечений, поэтому культура – это всегда компромисс между стихийными влечениями и требованиями реальности.

  1. Символическая концепция (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман): культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами, а человек – «животное, создающее символы». С позиций символического, или семиотического, подхода, культура рассматривается как синтез разнообразных символов, некая система знаков. Чтобы изучить культуру, нужно изучить ее символы, т.к. символ – средство реализации ценностей и смыслов культуры.

Эрнст Кассирер (1874–1945) – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции лежит человеческая способность к массовой и постоянной символизации. Истоки культуры — в способности человека «творить» некий искусственный окружающий мир, обозначая реальность определенными символами. Поэтому Кассирер предлагает назвать человека «символическим животным».

  1. Игровая концепция (Й. Хёйзинга, Х. Ортегга-и-Гассет, Э.Берн): культура понимается как свободная, творческая, близкая игровой деятельности.

Йохан Хёйзинга (1872–1945), голландский философ, историк и культуролог, впервые выдвинул новую идею об игре. Игра является условием формирования и функционирования культуры. Игровая культурологическая концепция рассматривает возникновение культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре. Игра – это способ социализации личности, в первую очередь детей, и управления поведением посредством неформализованных действий «понарошку», но как будто бы «взаправду».

Приведенная характеристика школ и концепций условна. Эта условность связана и с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи используются в теоретических построениях других. В таблице 3 кратко приведены некоторые теории культуры.

Таблица 5 - Культурологические теории [В.Ю. Жуков; А.А. Радугин; Ю.Н. Солонин; А.П. Садохин]

Автор теории культуры

Основная работа

Основная концепция

Понятие культуры

Н.Я. Данилевский

Россия и Европа

Теория культурно-исторических типов

Цивилизация = культурно-исторический тип

О. Шпенглер

Закат Европы

Культурно-исторический круговорот

Самовыражение коллективной души народа

А. Тойнби

Постижение истории

Региональные цивилизации

Общечеловеческую культуру создают культуры, связанные с мировыми религиями.

Э.Б. Тайлор

Первобытная культура

Теория анимизма

Цивилизация. Культура как способ жизни, правила.

Б.Малиновский

много

Культура на базе потребностей

Способ социального контроля

П.А. Сорокин

«Кризис нашего времени». «Человек. Цивилизация, Общество.»

Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Тип культуры определяется мировоззрением

К.Г. Юнг

много

Теория архетипов

Архетипы определяют своеобразие культуры

Й. Хёйзинга

Человек играющий

Игровая концепция культуры

Культура развивается в игре