logo
Лекции Культурологии

3. Городская культура

Ее суть – постоянное усиление светских элементов во всех сферах бытия. Она зародилась во Франции в XI – XII вв. В этот период она представлена творчеством жонглеров, в частности (лат – потешник): актеров, акробатов, дрессировщиков, музыкантов и певцов, выступающих на площадях, ярмарках, свадьбах, праздниках, пользовались популярность.

Средневековый город, сыгравший такую важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. Городская литература – реалистичное изображение городского повседневного быта разных слов городского населения. В городах уже в XII— XIII веках начали появляться сатирические произведения в форме так называемого фаблио (у французов) или швенков (у немцев), в которых содержались остроумные нападки на феодалов [И.А. Алябьева].

В городе зародился и средневековый театр, сначала в виде мистерий, т. е. драматических сцен на различные библейские сюжеты. Потом в них постепенно включался светский бытовой материал, часто также получавший комически-сатирический характер в форме фарса [И.А. Алябьева].

Любимые массовые развлечения горожан: карнавалы, уличные шествия с музыкой и в масках, устраивавшиеся в конце зимы в промежуток между праздником Рождества и началом Великого поста [И.А. Алябьева].

Литургическая драма – инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, разыгрывающаяся в помещении церкви ее служителями, - становится более светской.

МОРАЛИТЕ (лат – нравственный) – назидательная аллегорическая драма, главное в которой – борьба доброго и злого начал за душу человека. Аллегорические персонажи: Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Скупость, Лесть. В основе моралите – проповедь, поучение.

Создание нецерковных школ: частные школы, материально не зависящие от церкви. Магистр Франции XII в. – Петр Абеляр – философ, богослов, поэт, основал много нецерковных школ. В своих лекциях утверждал преобладание знания над верой.