Тема 4. Экспертные оценки.
Экспертиза как измерение. Общая характеристика экспертных оценок. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Экспертные оценки и шкалирование. Построение экспертных шкал. Основные требования к подбору экспертов. Оценка компетентности экспертов. Этапы проведения экспертизы. Требования к процедуре проведения экспертных оценок. Влияние числа экспертов и числа оцениваемых параметров на точность оценок. Проблема согласованности экспертных оценок. Экспертные оценки в наблюдении. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.
Литература:
Дистанционное наблюдение и экспертная оценка. - М., 1982. - 108 с.
Евланов Л.Г., Куртузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М., 1978
Котик М.А. Новый метод экспертной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. – 1994. - №1.
Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002. Приложение (экспертные оценки)
Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – с.119-131.
Тарасова М.Е., Галицина Н.В. Метод экспертных оценок. – М., 1974.
Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен