logo search
итература к форматам

4 Педагогическое общение

Понятие педагогического общения, его типы и виды, функции. Виды речевой деятельности. Этапы речевого акта. Стили педагогического общения. Модели педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Литература

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения.– М. : Наука, 1993. – 171 с.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М. : Наука, 1980. – 238 с.

5 Педагогическая технология

Специфика педагогической технологии. Педагогическое взаи­модействие и воздействие. Педагогическое внушение и убеждение. Технология разрешения педагогического конфликта: педагогический конфликт и тактика его разрешения, особенности конфликтов в детском и юношеском возрасте. Культура и режиссура современного учебного занятия (используя опыт педагогов-нова­торов).

Литература

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1987.– 208 с.

Ильин Е. Н. Искусство общения. – М. : Педагогика, 1982. – 110 с.

Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. – М. : Педагогика, 1986. – 176 с.

6 Технология аргументации и речевого информативного воздействия

Основные положения теории аргументации в технике ведения спора. Технология ведения дискуссии. Техника полемического мастерства педагога. Технология педагогического требования, педагогической оценки и положительного подкрепления: характерные черты педагогического требования, особенности оценочной деятельности преподавателя, технологические правила оценивания, алгоритм создания ситуации успеха.

Литература

Ананьев В. Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2. – С. 128–268.

Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб. : Речь, 2005. – 80 с.

7 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Понятия образования, воспитания, обучения и развития в свете культурно-гуманистической парадигмы. Социализация. Социокультурные условия развития личности. Педагогический процесс как целостное явление.

Литература

Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно-со­циальный подход : учеб. пособие. – М. : Академия, 2007. – 240 с.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 576 с.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие. – М. : Академия, 2007. – 192 с.

Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5 т. Т. 3. Сердце отдаю детям.– Киев : Рад. шк., 1980. – 719 с.

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин

1 Информационная компетентность личности

Компетентностный подход в современной педагогике. Информационная компетентность личности как базовая компетентность. «Информационная грамотность», «информационная культура», «куль­тура чтения» – связи и размежевание понятий. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

Литература

Машарова Т. В., Ходырева Е. А., Харунжев А. А. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2004. – 106 с.

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 40–48.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования : учеб.-метод. пособие. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 143 с.

Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство : науч.-практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005. – 143 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая компетентность подхода в образовании. – М., 2004. – 38 с.

Библиотечные кадры: пути совершенствования профессиональной и социально-психологической компетентности : материалы регион. науч.-практ. конф., 9 дек. 1998 г. – Улан-Удэ : ВСГАКИ, 1998. – 123 с.

Информационная культура в структуре новой парадигмы образования : сб. ст. / Кемеров. гос. акад. культуры и искусств ; науч. ред. Н. И. Гендина, 1999. – 181 с

Паршукова Г. Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование // Распределенные информационно-вы­числительные ресурсы (DICR) : X Всерос. конф. с участием иностр. ученых (6–8 окт. 2005 г., г. Новосибирск) [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2006. – URL: http://www.ict.nsc.ru/ws/list_doc.dhtml?ru+127+6502+S (дата обращения 16.03.2011).

Паршукова Г. Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование / Новосиб. гос. техн. ун-т, Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2006. – 243 с.

Равен Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация. – М. : Когито-центр, 2002. – 395 с.

Сборник методик диагностики педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя / Ин-т повышения квалификации. – Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2001. – 99 с.

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию : материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. – Самара : Профи, 2001. – 59 с.

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина [и др]. – 2-е изд., перераб. – М. : Шк. б-ка, 2003. – 295 с.