7 Этапы учебно-ознакомительной практики
Вводный этап (6 ч)
Знакомство с библиотекой, еe миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем практики определяются виды деятельности студента-практиканта в данной библиотеке (по основным направлениям еe работы), составляется план практики.
Рабочий этап (24 ч)
Рабочий этап практики предполагает ознакомление с содержанием работы отдельных подразделений библиотеки.
Формирование библиотечных фондов
Ознакомление с основными источниками приобретения литературы, картотеками и базами данных в помощь комплектованию.
Работа с периодическими изданиями (кратко описать технологию работы с периодикой: источники, подписка и т. д.).
Структура фонда библиотеки (по отраслям и видам изданий). Особенности организации фонда данной библиотеки, работа с фондом.
Способы размещения фонда в библиотеке: деление фонда по структурным подразделениям (подфонды отделов), по видам документов (подфонд газет, нот), по времени издания, по жанру и т. д., по степени использования и открытости: часто спрашиваемые издания (около кафедр выдачи), менее спрашиваемые (фонд залов и абонемента), редко или малоспрашиваемые (книгохранение и депозитарии).
Принятые виды расстановки фонда в библиотеке (содержательная расстановка, формальная, их сочетания).
Мероприятия по обеспечению сохранности фонда (санитарно-гигиенические мероприятия, работа с задолжниками).
Инвентарный и безинвентарный учeт документов (принципы отбора), картотека безинвентарного учeта (в дневнике должен быть приведен перечень выявленных учетных документов), особенности автоматизированного учeта.
Организация работы по проверке библиотечных фондов.
Каталогизация (аналитико-синтетическая переработка информации, справочно-поисковый аппарат библиотеки)
Библиографическое описание разных документов (привести примеры не менее 5 изданий). Особенности аналитического описания части документа, создания системы картотек на его основе, в том числе ЭК статей, особенности в данной библиотеке. Привести примеры аналитического описания части документа (5 примеров).
Знакомство с информационно-поисковыми языками (ИПЯ), используемыми в данной библиотеке (ББК, УДК, язык предметных рубрик, язык библиографического описания и т. д.). Перечислить их в дневнике.
Систематизация документов по рабочим таблицам, составление предметных рубрик для алфавитно-предметного указателя (АПУ). Виды предметных рубрик АПУ.
Система традиционных каталогов и картотек библиотеки. Перечислить каталоги и картотеки библиотеки.
Электронный каталог, виды поиска по электронному каталогу.
Методы и формы рекламы каталогов (устные, наглядные, массовые, индивидуальные), используемые в библиотеке. Кратко описать методы и формы рекламы каталогов, привести примеры.
Библиотечное обслуживание
Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, приоритетные направления (перечислить), основные показатели.
Виды абонемента и читальных залов, основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учeта процессов обслуживания. Работа с подсобными фондами. Внутренняя работа по подготовке к выдаче литературы.
Работа с требованиями читателей. Работа с отказами.
Задачи социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в данной библиотеке, приоритетные методы и формы массовой работы (отразить в дневнике).
Ассортимент платных и бесплатных услуг (привести в дневнике).
Обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу (МБА). Привести цифровые показатели.
Реклама библиотечных информационно-массовых мероприятий. Перечислить виды и формы рекламы (желательно предъявить их копии) применяемые в библиотеке.
Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок, их соответствие методическим требованиям. Указать виды выставок, привести конкретные названия (тематические, содержательные, по целевому назначению, по хронологии и т. д.). Эффективность выставочной работы.
Использование новых технологий в обслуживании пользователей.
Библиографическая деятельность библиотеки
Задачи, организация и содержание библиографической работы в библиотеке (отразить в дневнике). Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки в целом и его использование в библиографическом обслуживании (описать). Виды и особенности информационного обслуживания. Формы библиографического обучения пользователей (привести примеры).
Управление библиотекой
Система внутрибиблиотечной организационно-правовой и технологической документации. Организационная структура и уровни управления библиотекой.
Составить схему организационной структуры, описать уровни управления и систему документации библиотеки.
Материально-техническая база библиотеки (указать количество единиц компьютеров, копировально-множительной техники, медиатехники и т. д.).
Трудовые ресурсы библиотеки (описать трудовые ресурсы с указанием возраста, стажа работы, образования и т. д.).
Планирование и отчeтность, основные статистические показатели. Привести основные статистические показатели (за отчетный период).
- Библиотечно-информационная деятельность
- Содержание
- Раздел 1 Общее библиотековедение 50
- Методические рекомендации по профессиональной практике Предисловие
- 1 Общие положения
- 2 Характеристика видов практики
- Принципы, цели и задачи педагогической практики
- 3 Базы практики
- 4 Требования к прохождению практики
- 5 Порядок прохождения практики
- 6 Отчетные документы
- Фрагмент дневника практики
- 7 Этапы учебно-ознакомительной практики
- 8 Этапы учебной практики
- 9 Этапы производственной практики
- Учебно-тематический план консультаций
- 10 Этапы педагогической практики
- Тематический план
- Фрагмент плана отчетности
- Библиотечные каталоги
- Аналитико-синтетическая переработка информации
- Библиотечное обслуживание
- Организация и методика библиографической работы библиотеки
- Дополнительная литература
- Библиотечный менеджмент и маркетинг
- Информационная культура личности
- Список использованной литературы
- Приложения
- Титульный лист дневника практики
- Дневник ……………. Практики
- Титульный лист отчета по практике
- Отчет по
- Рекомендации по прохождению педагогической практики Уважаемый коллега!
- Добрые пожелания
- Уважаемый коллега! помни!
- Фрагмент дневника практики
- Примерная схема самоанализа мероприятия
- Фрагмент схемы самоанализа мероприятия
- Характеристика студента-практиканта
- Программа государственного экзамена
- 2 Библиотека и общество
- Литература
- 3 Библиотека как система
- Литература
- 4 Система управления библиотечным делом
- Литература
- 5 Библиотечная профессия
- Литература
- 6 Библиотековедение как наука. Библиотековедение в системе наук
- Литература
- Раздел 2 Общее библиографоведение
- 1 Основы теории библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии; формы существования библиографической информации, ее основные общественные функции
- Литература
- 2 Библиографическая деятельность – центральная категория библиографоведения. Закономерности ее развития и функционирования, принципы; компонентная и видовая структуры
- Литература
- 3 Современное состояние библиографии в России
- Литература
- 4 Проблемы и задачи национальной (государственной) библиографии
- Литература
- 5 Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации. Основные библиографические центры
- Литература
- Раздел 3 Социальные коммуникации
- 1 Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории
- Литература
- 2 Коммуникационная деятельность и общение
- Литература
- 3 Коммуникационные каналы
- Литература
- 2 Классификация документов. Документная деятельность
- Литература
- 3 Текст как основа документа. Классификация текстов и их стилистические свойства
- Литература
- 4 История и современное состояние книжного дела за рубежом
- 5 История и современное состояние книжного дела в России
- Литература
- Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации
- 1 Библиографическая запись как результат аспи. Значение, функции, принципы составления и характеристика ее элементов и их назначение
- Литература
- 2 Система форматов rusmarc. Общая характеристика
- Литература
- 3 Индексирование. Определение, назначение, виды
- Литература
- 4 Библиотечно-библиографическая классификация (ббк): история создания и структура
- Литература
- 5 Аннотирование: сущность, назначение, методика. Классификация аннотаций
- Литература
- 6 Реферирование: сущность, назначение, методика. Классификация рефератов
- Литература
- Раздел 6 Информатика
- 1 Информация: виды, свойства, измерение, кодирование
- Литература
- Дополнительная литература
- 2 Информатизация постиндустриального общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 3 Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Системное программное обеспечение компьютера
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Корпоративные библиотечно-информационные сети
- Литература
- Дополнительная литература
- 6 Информационная безопасность. Защита информации
- Литература
- Дополнительная литература
- Раздел 7 Информационные технологии
- 1 Информационная технология как наука и практическая деятельность
- Литература
- 2 История, тенденции и перспективы развития информационных технологий
- Литература
- 3 Классификация информационных технологий
- Литература
- 4 Интернет и сетевые сервисы
- Литература
- 5 Менеджмент информационных технологий
- Литература
- Цикл специальных дисциплин Раздел 8 Библиотечный фонд
- 1 Библиотечный фонд в системе документных фондов
- Литература
- 2 Формирование библиотечного фонда. Теоретические основы и технологический цикл
- Литература
- 3 Моделирование и комплектование библиотечных фондов
- Литература
- 4 Организация и сохранность библиотечных фондов
- Литература
- 5 Управление библиотечным фондом
- Литература
- Раздел 9 Библиотечный менеджмент
- 1 Библиотека как объект управления
- 2 Методологические основы менеджмента
- 3 Территориальная организация библиотечного дела
- 4 Организационная структура библиотеки
- 5 Экономический анализ деятельности библиотеки
- 6 Система менеджмента качества библиотеки
- Литература
- Раздел 10 Библиотечное обслуживание
- 1 Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
- Литература
- 2 Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его равноправные участники
- Литература
- 3 Библиотечное обслуживание как технологический процесс
- Литература
- 4 Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке
- Литература
- 5 Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания
- Литература
- Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки
- 1 Библиографическая деятельность библиотеки
- Литература
- 2 Справочно-библиографический аппарат библиотеки (сба)
- Литература
- 3 Библиографическое обслуживание: виды и особенности
- Литература
- 4 Организация и технология библиографирования
- Литература
- 5 Управление библиографической деятельностью
- Литература
- Раздел 12 Основы педагогического мастерства
- 1 Педагогическая деятельность
- Литература
- 2 Педагогическая культура
- Литература
- 3 Педагогическое мастерство
- Литература
- 4 Педагогическое общение
- Дополнительная литература
- 2 Библиотечно-информационные дисциплины как объект преподавания
- Литература
- 3 Преподавание библиотечно-информационных дисциплин как составная часть профессиональной подготовки
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Библиотечная педагогика
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Подготовка библиотечных специалистов
- Литература
- Дополнительная литература