logo
итература к форматам

2 Библиотечное обслуживание как социокультур­ный процесс. Читатель и библиотекарь как его равноправные участники

Обоснование необходимости изучения читательского кон­тин­гента (из опыта изучения читателей).

Центры изучения читателей в советский период. Централи­зованные исследования чтения («Советский читатель», «Спе­циалист – библиотека – библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения.

Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование тер­минов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библио­теки – к потенциальному читателю и «местному сообществу».

Социологический подход к изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологиче­ском изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чте­ния в структуре свободного времени и др.).

Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследо­вания. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, чи­тательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библио­теки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.).

Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ до­кументов, устный и письменный опрос, наблюдение, экспери­мент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классифи­кация.

Типология читателей как результат интегрального исследо­вания чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др.

Особенности современного подхода к выделению читатель­ских типов (групп) на основе социально-психологических при­знаков: лица с особыми читательскими потребностями (инва­лиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п.

Информационная культура личности как интегральный ре­зультат исследования личности читателя и основной показа­тель читательского развития. Формирование структуры поня­тия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-биб­лиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности.

Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного об­служивания.