logo search
Ариарский М

Методика формирования духовной культуры личности.

Иммануил Кант неоднократно подчеркивал, что есть мир природы, где человек зависит от ее закономерностей, и мир свободы и культуры, где индивид предопределяет свое поведение и деятельность степенью духовности, интегрирующей нравственно-эстетические, гражданские, интеллектуальные и иные качества личности, ее представления о себе и мире, позволяющие следовать требованиям общества и сохранять свою индивидуальность97.

По мере своего становления и развития личность последователь­но включается в мир материальной, физической и духовной культуры, однако эффективность этого процесса находится в прямой зависимос­ти от реализации ряда условий, среди которых особое значение ныне приобретает определение оптимальных границ воздействия на него со стороны общества, государства, семьи, учебно-воспитательных учреж­дений и иных социальных институтов.

Карл Роджерс98, к примеру, отстаивает концепцию отказа от идео­логии формирования личности и перехода к идеологии ее развития. Цель воспитания он видит в обеспечении процесса естественного раз­вития индивида; источник и движущие силы личностного роста – в са­мом человеке, а условием успешности этого процесса считает понима­ние и принятие личностью себя. Гуманистическая педагогика, по К. Роджерсу, направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностно-центрированный процесс, смысл которого – помощь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-концепции, в раскрытии своих способностей, в обогащении своего индивиду­ального опыта, в обретении ценностных ориентаций.

В ситуации самого широкого разброса методологических позиций – от возрождения принципов свободного воспитания Жан-Жака Руссо до возвращения лозунга А. С. Макаренко: "Личность формируется только в коллективе, для коллектива и через коллектив" – прикладная куль­турология, опираясь на сложившийся в конце XX века совокупный опыт формирования личности как субъекта культуры, концентрирует внимание на необходимости обеспечить интеграцию всех сил, которые способны содействовать решению столь сложной задачи. Это, в первую очередь, сам человек и заложенный в нем потенциал саморазвития. Это государ­ство и общество, обязанные создать максимально благоприятные условия духовного развития каждого индивида. Это семья, школа и иные соци­альные институты, призванные, соблюдая свободу, достоинство и гражданские права человека, использовать достижения современной на­уки и практики для осуществления воспитательного влияния на процесс становления и развития духовно богатой, высоконравственной и об­щественно активной личности.

Формирование культуры индивида предполагает:

Решающую роль в формировании физической культуры личности иг­рает семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соот­ветствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.

Практика духовной жизни в России, в экономически развитых и в подавляющем большинстве развивающихся странах мира в конце XX сто­летия позволяет сделать вывод, что содержание социально-культурной деятельности – это комплекс специально отработанных и синтезирован­ных видов деятельности, в процессе которой:

Личность – автономная, саморазвивающаяся система. Стержень ее формирования находится в ней самой. Но общество и государство не только не имеют права сохранять при этом нейтралитет, а обязаны принять на себя:

Основным объектом и в то же время субъектом формирования культуры может быть общество, социальная общность, но в первую очередь – это личность как единство социального и индивидуального, как сложнейшая динамическая система, включенная в структуру разнообразных социальных связей и взаимозависимостей.

Прикладная культурология рассматривает становление личности как целостный процесс. Она отвергает "атомистический" подход к человеку, ибо ни одно качество не формируется и не реализуется изо­лированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее диалектическом единстве и многообразии.

Поддерживая правомерность дифференцированного подхода к раз­личным группам населения и отдельным лицам при решении конкрет­ных культуросозидающих задач, прикладная культурология исходит из того, что эффективность формирования культуры находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса, от достижения такого положения, когда каждая социально-культурная акция органически пере­плетается со всей системой воспитания и способствует решению единых кардинальных целей формирования и развития личности.

Примером этого, в частности, служит социально-культурная дея­тельность, природа которой предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-про­светительного воздействия и включения людей в культурное творчество.

Разработка средств, методов и форм социально-культурной деятельности осуществлялась с помощью Г.М.Бирженюка, Е.Ю.Кудиновой, И.Г.Мюльбейер, В.А.Писанко, В.В.Попова и Т.В.Рябовой. Результаты их исследований, выполненных под руководством автора, отражены в соответствующих диссертациях99.

Исследования позволили констатировать, что средства социально-культурной деятельности – это духовные, материальные факторы и виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды и идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культу­ры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

К ведущим средствам социально-культурной деятельности в пер­вую очередь относятся:

Методы социально-культурной деятельности – это система инфор­мационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность спосо­бов совместных действий организаторов и участников социально-куль­турной деятельности, направленных на решение конкретных просвети­тельных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

В социально-культурной деятельности ныне сложились три группы методов.

Первая группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя:

Вторая группа – это методы вовлечения в социально-культурную деятельность, спо­собствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают:

Значительную роль играет третья группа – методы стимулирования соци­ально-культурной активности, которая включает в себя:

Из приведенных выше методов формирования общественного сознания необходимо уточнить современное понимание таких терминов, как внушение и заражение. Внушение– это информационно-психологичес­кое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.Зара­жение– это информационно-психологический процесс передачи стерео­типов поведения и эмоционального состояния от одного человека к дру­гому неопределенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение.

Говоря о методах формирования общественного сознания, мы рас­сматриваем убеждение как процесс информационно-психологического воздействия. В этом случае убеждение – это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отно­шений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную дея­тельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т. е. сис­тему осознанных потребностей и высшую форму направленности личнос­ти, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее посту­пать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как пра­вило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлече­ния человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. Что же касается методов стиму­лирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группы.

Принятые на вооружение социально-культурной практики методы воздействия могут реализоваться лишь в единстве с ведущими сред­ствами духовной жизни, образовывая определенные формы соци­ально-культурной деятельности как утвердившуюся на практике сис­тему применения совокупности определенных средств и методов вовле­чения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распростра­нения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-тех­нического и художественного творчества.

В практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т. д.) и стабильные (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т. д.) формы социально-культурной деятельности.

Совокупный опыт этой деятельности изобилует различными формами ее организации. Они могут отличаться количественными параметрами вовлеченных в них людей, степенью активности их участников, богатством и разнообразием использованных средств, оригинальностью реализованных методов воздействия. Однако эффективность социально-культурных процессов в первую очередь предопределяется соответствием форм и содержания этой деятельности, ее целенаправленностью и научной обоснованностью.

В отличие от обучения в процессе формирования культуры лич­ности невозможно сохранить линейный принцип последовательного нара­щивания новых знаний, умений и навыков. Оптимальным здесь представ­ляются принципы концентризма и преемственности, связи с жизнью, с практикой культурного строительства.

На различных этапах общественного развития перед прикладной культурологией как областью научного знания, обосновывающего методо­логию и методику формирования культуры человека, могут возникать разные задачи, вытекающие из специфики социально-культурной ситуа­ции. Однако есть непреложные ценности, которые постоянно должны находиться в поле внимания общества и государства. В первую очередь – это формирование нравственной культуры личности.

Современная этика, социальная психология и педагогика убедительно показали, что, будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, обществен­ных отношений, образа жизни. Его невозможно отделить от политичес­кого воздействия или процесса формирования творческого отношения к труду, оно органически включается в любую форму социально-культурной деятельности, пронизывает деловое и нерегламентированное общение.

Нравственное воспитание носит всеобъемлющий характер. Утвер­ждать гуманистическую, активную, деятельную мораль невозможно посредством отдельного, эпизодического мероприя­тия. Эффективность нравственного воспитания средствами социально-куль­турной деятельности находится в прямой зависимости от того, на­сколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения. Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравствен­ности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения.

Первым принципом морали, выражающим ее основную сущность и составляющим сердцевину нравственного воспитания, является преданность Отечеству, любовь к своей стране, независимо от того, пере­живает ли она период процветания или испытывает кризисные процессы.

Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения. Как важнейший компонент единой системы воспитания нравственное вос­питание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с само­воспитанием формируют осознанные этические понятия, нравственные убеж­дения, склонности, чувства и черты характера.

Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта нравственной деятельности, однако практика показы­вает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности. Нрав­ственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды. Но это не снижает значимости массовых мероприятий, рас­крывающих сущность человеческой морали и организации соответствую­щего опыта нравственной деятельности.

Первым компонентом системы формирования морали средствами со­циально-культурной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии:

сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал жизни общества;

основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления;

особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми.

Пропагандируя с помощью лекций, докладов, устных журналов и других методов просвещения принципы морали, каждый из которых сос­тавляет основу соответствующего направления нравственного воспита­ния, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и неприми­римости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько методами формирования общественного поведения и организации соот­ветствующего опыта нравственной деятельности.

Одним из важнейших принципов морали является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Это связано с воспи­танием отношения к труду как к фактору физического, нравственного и интеллектуального развития, как к средству утверждения подлинно гуманистических и коллективистских черт, как к форме проявления со­циально оправданной активной жизненной позиции.

Второй компонент системы нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способству­ющих формированию у разных групп населения необходимых моральных качеств. Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, организатор социально-культурной деятельности призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, ут­верждая тем самым нравственные нормы как черты личности.

Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и ме­тодами социально-культурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера.

Наконец, четвертым компонентом системы нравственного воспита­ния в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат.

Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планиру­ется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализа­ции которого нет единого воспитательного процесса. И это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятель­ности как комплексный институт формирования личности.

В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая зада­ча социально-культурной деятельности, равно как и всего вос­питания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объектив­ные и субъективные начала воспитания практически совместились.

Решение этой задачи предполагает систему, в процессе которой формируются:

нравственные убеждения;

нравственные чувства;

нравственные поступки, поведение.

Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых нет сомнений и которые человек готов отстаивать при любых обстоятельствах.

В условиях неинституциональной социально-культурной деятель­ности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что, не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юриди­чески зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу про­паганды искусства. В сфере свободного времени моральная убежденность раскрывается в нравственном иммунитете, в неприятии любых чуждых общечеловеческой морали влияний.

Формирование идейно-нравственной убежденности органически связано с развитием нравственных чувств. "Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, – писал К.Д.Ушинский, – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле"100.

Опираясь на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, социально-культурная деятельность может эффективно стимулировать утверждение и развитие чувств энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, выработавшему непреходящие традиции гуманизма, духовнос­ти, патриотизма и коллективизма. Сама природа этой деятельности требует единства рационального и эмоционального воздействия, не допуская моральных назиданий или порицания, которые, по образному замечанию К. Д. Ушинского, "едва ли даже не хуже наказаний", ибо, не будучи прочувствованными, толкают к лицемерию и ханжеству101.

Участие в социально-культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек ос­вобождается от пут индивидуализма, проникается сознанием необходи­мости действовать в интересах общества, во имя достижения общественных идеалов, вырабатывая при этом высокие моральные и духовные качества, привычку бескорыстного выполнения общественных обязан­ностей, чувство ответственности перед коллективом, потребность в товарищеской взаимопомощи.

Становление нравственных качеств неотделимо от последователь­ного формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданского поведения, взаимодействие которых составляет граждан­скую культуру личности как универсальную характеристику действую­щих в обществе технологий общественно-личных отношений.

Гражданская культура – это совокупность ценностей, стандар­тов, норм и стереотипов, регулирующих отношения индивида или соци­альной группы с обществом и властью. С одной стороны, эти отношения предопределяются конституцией, кодексами и иными принятыми в госу­дарстве законодательными актами, с другой – такими неотъемлемыми атрибутами психологии человека и социума, как стереотипы индивидуаль­ного и общественного сознания.

Первый элемент гражданской культуры – гражданское сознание, основным компонентом которого является самоидентификация личности.

Принятие определенной социальной роли, идентификация себя с конкретным "другим" (личностью, группой, обществом) детерминирует принятие соответствующих данной социальной роли установок, стерео­типов, поведенческих моделей и естественное следование им в повседневной практике. По З.Фрейду, самоидентификация является базовым фактором развития личности, основанным на сопоставлении "я" и "другого". В психологии идентификация представлена как процесс самоотождествления с другим человеком, группой, образцом. Граждан­ская самоидентификация как основной компонент гражданского самосоз­нания непосредственно связана с осознанием себя как члена общества. Это глубоко личное качество, формирующееся в детстве и отрочестве и впоследствии становящееся психологической доминантой личности. На формирование гражданской самоидентификации особое влияние оказы­вают такие факторы, как ближайшая социальная среда – семья, род, на­циональная общность, социальный слой, и это является частью соци­ально-педагогического процесса, результатом которого становится индивидуальное сознание, испытывающее потребность и проявляющее способность идентифицировать себя с чем-то вне себя.

Осознавая себя членом общества, человек выделяет из многооб­разия его признаков какой-то наиболее важный для себя и соотносит себя как личность именно с ним, часто проецируя свойства близкой соци­альной среды на все общество. Социальная группа, представляя собой пример коллективного сознания, особо нуждается в самоидентификации и самопрезентации, ибо только через это она становится референ­тной. К примеру, человек может идентифицировать себя с определенной нацией, ориентируясь на такие признаки принадлежности к ней, как язык, традиции, культура; с понятием "гражданин России", мысля масштабами страны и относя себя именно к ней; может увидеть в себе космопо­лита, будучи психологически независимым от того общества, в котором живет и членом которого является лишь юридически. Референтная социальная группа может осознавать себя "коммунистами" "интеллигенцией", "шестидесятниками" и т. д. При этом механизм самоидентификации будет включать в себя стереотипизацию того объекта, с которым чело­век или социальная группа себя отождествляют.

Гражданская самоидентификация является психологическим механиз­мом, формирующим гражданское самосознание, поскольку усвоение опре­деленной социальной роли детерминирует принятие соответствующих пси­хологических и поведенческих стереотипов и установок. Сфера граждан­ского в человеческом сознании весьма динамична. Развивающееся сознание неизбежно ведет внутреннюю полемику, рефлексирует, под влиянием внешних обстоятельств и условий оценивает и переоценивает принятые ранее стереотипы.

Эволюция личности, ее активная интеллектуальная деятельность часто приводят к переоценке ценностей, сложившихся на том или ином этапе жизни, что может вызвать другое, негативное отношение к "своей" социальной группе, потребность в смене идентичности, внутрен­ний конфликт. Так произошло с теми советскими гражданами, кто сжег свои партийные билеты в эпоху перемен, будучи до этого убежденными коммунистами. Рефлексия, размышления, приведшие к осознанию прошлого как ошибки происходили настолько интенсивно, им придавалось столь большое нравственное значение, что результатом стала смена граждан­ской самоидентификации и соответствующих ей стереотипов.

Если гражданское самосознание – это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена общества, то понятие "граж­данская позиция" ассоциируется с нравственными качествами как субъ­ективными свойствами личности.

Каждый индивид в обществе, хочет он того или нет, самой систе­мой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. При этом отношения индивида с властью существуют непремен­но в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными эле­ментами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объ­екта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какие-либо значимые решения, которые в той или иной степени касаются каждого гражданина, и тогда их роли меняются.

Гражданская позиция – это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от него, так и субъективно, им самим. Однако ни одна из характеристик не яв­ляется окончательной. Все они подвержены изменениям в той же степени, что и само общество, равно как и каждая личность. Ак­тивная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность влиять на общественное устройство может смениться большим потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых фор­мируется тот или иной тип гражданской позиции.

Гражданская позиция – это лишь предпосылка гражданского пове­дения индивида или социальной группы, она его предопределяет и фор­мирует, но не подменяет и не тождественна ему. Гражданское пове­дение – это реализация гражданской позиции в повседневной социально-культурной деятельности. Гражданская позиция нуждается в выражении, которое проявляется в повседневном социальном поведении и деятельности индивида.

Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. В высокой степени политизированный человек с активной граж­данской позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему по темпераменту и характеру способами: это разговоры о политике в кругу друзей, внимание к этим вопросам в прессе, митинги, демонстра­ции, участие в пикетах, забастовках, профсоюзная деятельность, пуб­ликации в периодической печати, участие в выборах, самовыдвижение в политические структуры и т. д., а его антипод сторонится всего этого, переключая программы телевидения, если речь заходит о политике или общественной проблематике, игнорируя выборы, акции протеста и не под­писываясь ни под какими призывами, ни протестного, ни ортодоксаль­ного толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции. А этим подчеркивается то, что гражданская позиция неотделима от гражданского поведения. Они существуют в неразрывном диалектическом единстве. При этом гражданское поведение личности или социальной группы в зависимости от различных обстоятельств эволюционирует таким же образом, как и их гражданская позиция.

Изучение гражданского поведения позволяет диагности­ровать состояние гражданской культуры в обществе, выделить ее основные типы.

Обобщение сложившихся в конце XXвека концепций позволяет утверждать, что гражданская культура – дискретное явление, воплощающееся в многообразных по форме и содержанию типах: системах норм, ценностей, целей, стандартов, обычаев, образцов, технологий, регу­лирующих взаимоотношения индивида или социальной группы с обществом и властью и зафиксированных в виде социально-психо­логических стерео­типов. Носителем определенного типа гражданской культуры, соответст­венно, может являться и личность, и социальная группа, и социум в целом. Сфера гражданского ограничивается общественно-личными отношениями, в которых важнейшая роль отводится взаимоотношениям носителя и власти, осуществляющимися в соответствии с политическим устройством данного общества. Структуру гражданской культуры составляют граждан­ское самосознание, гражданская позиция и гражданское поведение, рас­полагающиеся по вертикали причинно-следственных связей: гражданское самосознание определяет гражданскую позицию, гражданская позиция – гражданское поведение. Процесс изменения содержания этих элементов в индивидуальном и массовом сознании является частью происходящего в обществе процесса социально-культурных изменений.

Формирование культуры – явление многогранное. Оно решает широ­чайший круг задач – от приучения новорожденного к основам человеческо­го поведения и владения речью до формирования эстетического отношения к действительности и умения жить по законам красоты. Но сердцевину этого процесса составляет процесс формирования мировоззрения как совокупности философских, экономических, социально-политических, этических и других взглядов и представлений, выражающих общие сторо­ны явлений действительности и определяющих общий подход к их истол­кованию.

Важнейшей производной мировоззренческой позиции, детерминирующей гражданские качества личности, выступает политическая культура как синтез идейных убеждений, политических знаний и организаторских умений и навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выпол­нять социально-политические функции.

Значимость политической культуры и настоятельная необходимость ее формирования с исключительной наглядностью проявилась в российском обществе в 90-е годы XX века, когда из-за недостатка этой культуры огромное число руководителей – от депутатов Государственной думы Федерального собрания до членов региональных, муниципальных и иных органов власти – оказались неспособными выполнять свои функции, до­пустили непоправимые ошибки, дискредитировали власть в глазах наро­да, не только не устранили, но и усугубили возникший в стране эконо­мический, политический и духовный кризис.

Политическая культура предполагает единство взглядов, убеждений и действий, а это, в свою очередь, детерминирует органичную взаимосвязь информационно-просветительного воздействия, обеспечивающего формиро­вание глубоких и осознанных политических знаний, с вовлечением людей в систему социально-культурной и социально-политической деятельности, в процессе которой знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы поведения. Исходя из этого, включение личности в мир политической культуры должно носить актуальный характер, удовлетворять требовани­ям системного подхода, учитывать специфику аналогичной деятельности других социальных институтов, способствовать проявлению и дальней­шему развитию политической активности разных групп населения.

Опыт работы передовых учреждений социально-культурной сферы опровергает бытующее мнение о том, что здесь нельзя реализовать систему знаний, что их информация носит фрагментарный характер, а восприятие аудиторией теоретических положений представляется неэффективным в силу того, что в условиях свободного времени невозможно добиться произвольного внимания.

Поведение людей во внерабочее время нельзя детерминировать чувством профессионального долга или служебной субординацией, но именно в свободное время проявляется особый эффект восприятия ин­формации, основанный на осознании того, что она никем не навязана, что это результат свободного, индивидуального выбора, главное в ко­тором –удовлетворение и дальнейшее развитие интересов и духов­ных потребностей личности.

Политическое просвещение средствами социально-культурной деятель­ности строится на органичном соединении информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, на использовании выразитель­ных средств литературы и искусства. Все эти факторы способствуют повышению качества информации, созданию психолого-пе­дагогических условий формирования в сознании людей четких представ­лений о закономерностях общественного развития.

Разносторонняя социально-культурная деятельность по формированию политической культуры личности дает основание сделать вывод, что в современных условиях, когда комплексный подход к организации ду­ховной жизни вышел за пределы собственно педагогической сферы и стал методологической основой культурной политики, она может и должна рассматриваться как неотъемлемая часть единой сис­темы развития культуры, эффективность которой находится в прямой зависимости от того, насколько:

органично она взаимосвязана с другими компонентами идейно-эмоционального воздействия на человека, сохраняя при этом не­повторимость специфических средств и методов прикладной культурологии;

дифференцировано, систематично и последовательно пропаганда социально-политических знаний дополняется включением личности в различные виды общественно-творческой деятельности, в процессе которой эти знания преобразуются в политические убеждения, в нормы и принципы повседневной деятельности;

эта работа дополняет, обновляет и углубляет знания, умения и навыки, приобретенные в ученических, студенческих и производственных коллективах, семье, общественных организациях; спо­собствует синтезированию и правильному пониманию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников массовой коммуника­ции;

она расширяет объективные возможности социального самоутверждения, стимулирует развитие общественно-политической и трудовой активности, помогает человеку осознать и проявить себя субъектом культуры и социального творчества.

Становление того или иного вида культуры всегда детерминировано определенным уровнем общественного развития, актуализируется осо­бенностями социально-куль­турной ситуации и диктуемыми ею требованиями. В современных условиях перехода к рыночным отношениям и экономике, основанной на многообразии видов собственности, принципиальное значение приобретает экономическая культура как совокупность знаний, умений и навыков в области теории и практики, позволяющих правильно оценивать экономические явления и процессы и эффективно осуществлять экономическую деятельность.

Условиями эффективного функционирования рыночного механизма в настоящее время являются: свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов и их ответствен­ность за итоги своей деятельности; свободное ценообразование, основывающееся на сбалансированности спроса и предложений; конку­ренция товаропроизводителей; минимальное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; учет национальными производителями достижений и требований сложившейся системы мировой экономики. Но главным и непреложным условием, которое может обеспечить формиро­вание и функционирование цивилизованного рынка, внедрение менеджмента в разных областях производства и потребления, осуществление маркетинговой стратегии и реализацию принципов разумного хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности, должна стать экономическая куль­тура каждого гражданина, каждого члена общества, независимо от то­го, руководит ли он предприятием, фирмой, учреждением, или потребляет товарные цен­ности.

Рынок – это не только свобода производственной и коммерческой деятельности в сочетании с рациональной налоговой системой, но и умение предпринимателей и потребителей экономически грамотно и психологически верно включиться в рыночные отношения. А это умение достигается начинающимся в детстве и длящимся практически всю жизнь постижением основ экономической культуры.

Методика экономического воспитания по сути идентична методике формирования любого другого вида культуры. Она включает в себя информа­ционно-просветительное воздействие, обеспечивающее раскрытие ос­новных категорий и принципов современной экономики, и систему вовлечения индивида в социально-экономическую практику, способствую­щую преобразованию экономических знаний в соответствующие убеждения. Однако сложность, многообразие и динамичность экономической жизни диктуют необходимость дифференцировать этот процесс, вычленить понятия, доступные пониманию детей и подростков; определить содержа­ние экономического всеобуча, которым должны быть охвачены все граж­дане страны; наконец, обосновать тот объем экономической теории и методики, который обязаны освоить лица, решающие проблемы экономики на профессиональном уровне.

Для Российской Федерации, строящей правовое государство, сегод­ня чрезвычайно важно преодолеть правовой нигилизм и правовую малограмотность большинства ее населения. Решение этой задачи связано с разработкой и принятием законодательных актов, которые детерминировали бы юридический базис социально-экономических реформ и защиту прав человека как высшей ценности общества. Но не менее важно привести образ жизни людей в соответствие с этими требования­ми, а это, в свою очередь, диктует необходимость сформировать в каждом гражданине правовую культуру как уровень правосознания и за­конопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей.

Не менее актуальна и задача привития людям экологи­ческой культуры как совокупности знаний, умений и навыков, обус­лавливающих способность человека или социальной общности обеспечи­вать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия. С экологической культурой тесно переплетается такое комплексное понятие, как психологическая культура, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития его внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в ос­нове психического здоровья личности.

В широком спектре отношений человека с природной и культурной средой существенное значение приобретает культура быта, т. е. уклад повседневной жизни, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигие­ническими принципами удов­летворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, под­держание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (обще­ние, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга). Однако особую, в полной мере исключительную роль в личности как субъекте культуры играет эстетическая культура, отражающая потребность и способность индивида строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты.

И наука, и социально-культурная практика свидетельствуют, что утверждение эстетического отношения к действительности прони­зывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным или свободным временем, оно, наконец, не может быть преро­гативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности.

Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принци­пам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь, диктует необходимость добиться единства действий всех общественных институтов в распространении конструктивного педаго­гического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей.

С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет проявляющееся в последней трети XX века нарушение единства формирования различных компонентов личности.

Сегодня дети к 12 – 13 годам достигают основ физиологической зрелости, уже в 1-ом классе способны успешно осваивать обобщенные алгебраические понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира.

Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вку­сов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешколь­ного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие.

Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят этого фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспи­тания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.

Важнейшими условиями успеха эстетического воспитания подрастаю­щего поколения являются сегодня системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление задач формирования эстетической культуры всеми доступными средствами, во всех звеньях учебно-воспитательного процесса, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, экономическим, полити­ческим, правовым, экологическим, физическим воспитанием.

Включаясь в единую систему эстетического воспитания молодежи, социально-культурная деятельность призвана:

усилить мировоззренческий аспект учебной и внеурочной работы по формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

расширить рамки пропаганды музыки, изобразительного и других видов искусства;

систематически приобщать школьников к лучшим образцам искусства, в особенности современного;

шире практиковать действенные формы приобщения к прекрасному, развивать творческие способности, воспитывать активную эстети­ческую позицию;

пропагандировать эстетические и педагогические знания среди родителей учащихся.

Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении тру­дящихся этой опоры практически нет. Более того, ряд поколений лю­дей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное слож­ное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций.

В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непре­рывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и пот­ребностей.

Ныне, когда человечество последова­тельно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходя­щий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфра­структуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей.

Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель". При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей.

Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны. И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным поло­жением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. Но при всей близости указанных категорий необхо­димо подчеркнуть и определенные различия между ними.

Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы. Потребности, – подчеркивал К. Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интел­лектуальными", "социальными"102. Интерес же свойственен только человеку.

"Всякий интерес, – писал И. Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."103. Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления.

Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны.

Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г. И. Щукиной анализ специфики познавательных интересов104. Познаватель­ный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избиратель­ную направленность личности на предметы и явления окружающей действи­тельности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержани­ем просвещения и определенной организацией познавательной деятель­ности объекта воспитания.

Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выра­жается направленность действий человека для их удовлетворения.

Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры эстетической деятельности ограничи­ваются исследованием художественного творчества. Между тем, эсте­тическая деятельность – это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А. К. Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды – природной и общественной"105.

Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л. И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности106:

  1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура).

  2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения.

  3. Устный фольклор.

  4. Искусство как особый социально-исторический вид эстети­ческой деятельности.

Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универ­сальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями.

Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности че­рез труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству.

Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках кото­рого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности.

В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание мате­риальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда.

Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. И эстетическая, и нравственная пот­ребности имеют единые истоки: труд, познание и общение. Обе потреб­ности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени.

Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств. Именно эстетические чувства в процессе преобразо­вательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом.

Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса. "Мера вкуса, которой обладает чело­век, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж. Руссо107.

И. Кант характеризует вкус как "... способность судить о о прекрасном"108. В этом кратком определении есть рациональное зерно, ибо только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного.

Эстетический вкус – это способность самостоятельной оценки эсте­тически значимых явлений действительности и искусства, которая выступает в диалектическом единстве как условие, процесс и резуль­тат деятельности человека. Он может проявляться как результат и в то же время условие для его дальнейшего развития на еще более высоком уровне. Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания.

Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом, ибо в эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа, то есть идеал. Эстетический идеал складывается в опре­деленных исторических условиях на основе общественной практики Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности. Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внут­ренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.

Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных между собой формах человеческой деятельности – в восприятии и худо­жественном творчестве. В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобра­зовательной деятельности человека. Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием худо­жественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической, то есть возникновением самостоятельного вида духовного производства – искусства.

Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому оно всегда осмысленно, включает в себя момент обобщения предметов, их свойств и отношений. Восприятие – это мыслящее созерцание. И прежде всего это ассоциативный процесс, который включает в себя момент сопереживания и в какой-то степени сотворчества, опосредованный с одной стороны характером художественного произведения, а с другой – жизненным и эстетическим опытом человека. И, разумеется, интен­сивность и глубина сопереживания определяется широтой художественных знаний, уровнем образования.

Как целостное образование духовного мира человека эстетическая потребность универсальна по своему содержанию. Это та область эстетического сознания, для которой характерно эмоционально-образ­ное отражение действительности и искусства, которая глубоко характеризует эстетическое сознание человека и выступает основанием эстетических чувств, вкуса и идеала, играя роль систематизирующего, ведущего, организующего фактора в его структуре.

Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, вооб­ражение и волевые процессы являются механизмами развития эстетичес­кой потребности в структуре эстетического сознания индивида. Они могут и должны последовательно развиваться и совершенствоваться. Решению этой задачи призвана способствовать социально-культурная практика.

Специфика эстетического воспитания проявляется в том, что оно призвано не только развивать художественно-эмоциональную сферу человека, но и совершенствовать его нравственно, интеллектуально и физически.

Общее образование, вооружая человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный ин­терес. Последний является своего рода поисковым ориентиром, по­буждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режис­серов. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.

Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания. Значительное место в этом процессе принадлежит повы­шению эстетического эффекта современного производства. Люди, усва­ивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современ­ного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художест­венного воспитания масс является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих широчайшую доступность художественной информации. Сегодня практически каждая семья может иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку, завтра она пополнится компьютером и другими средствами информации XXI века, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не поднимает уровень художественного развития человека.

Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудито­рию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобраз­ной "машиной времени", ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт.

Эффективность художественного воспитания во многом опреде­ляется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность. При этом последняя может быть "читательской", "литературоведческой", "критической", "собственно литературной деятельностью" и т. д.

Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение художественными умениями и навыками.

Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры связано с системой непрерывного эстетического просвещения. Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или само­деятельном художественном творчестве.

Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредст­вом этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей ее участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности.

Эстетическая ценность художественной самодеятельности, ее при­тягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое со­циально-культурное движение, художественное явление, фактор непре­рывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.

Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художествен­ного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного худо­жественного творчества должно обеспечиваться:

вовлечение людей в процесс непрерывного художественного просвещения;

включение личности в создание ценностей художественной культуры;

утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;

последовательное формирование эстетических чувств, эстетических вкусов, эстетических идеалов;

всестороннее стимулирование социально-культурной активности.