6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень общественного развития материальных и духовных сил, обладает качественной спецификой и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники, науки и искусства; это материальная база культуры, форма ее технологического, экономического, правового, экологического и иного обеспечения.
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий, человечный) – это совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность мира, как личность, обладающую правом на свободу, счастье, проявление своих способностей; это позиция, исходящая из того, что критерием оценки социальных отношений выступает уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это интегральное качество личности, отражающее систему научных знаний, дополненных опытно-эмоциональным восприятием действительности.
ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.
ПРИНЦИП (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.
ЦЕННОСТЬ – личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного социального опыта.
Высшая ценность человечества – сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.
ТРАДИЦИИ – исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.
ЧЕЛОВЕК – высший из существующих на земле живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; существо, воплощающее наиболее высокую степень развития жизни.
ИНДИВИД – конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.
ЛИЧНОСТЬ – «человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.88). «ЛИЧНОСТЬ – интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое» (Парыгин Б.П. Основы социальной психологической теории. М., 1971. С.100). ЛИЧНОСТЬ – это неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт; находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни. Это взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребности, мировоззрение. И все это вместе, проявляющееся в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек, характеризующийся неповторимым сочетанием единичных и особенных природных и социальных свойств; общественно значим и отличим от других людей.
ОБРАЗ ЖИЗНИ – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.
Толстых В.И. Образ жизни. М., 1975. С.27
ИНТЕРЕС – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций.
ПОТРЕБНОСТЬ – объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.
Структура потребностей личности (по А.Маслоу) включает в себя:
- первая группа – физиологические и сексуальные потребности;
- вторая группа – потребности в безопасности, постоянстве социума, уверенности в завтрашнем дне;
- третья группа – социальные потребности в любви, привязанности, принадлежности к коллективу;
- четвертая группа – потребность в признании, оценке, престиже, уважении;
пятая группа – потребность в самореализации своих потенций, способностей, талантов, потребность в самоактуализации.
МОТИВЫ – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы (СЭС, с.849). Мотив – осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества.
НАПРАВЛЕННОСТЬ – доминирующая система мотивов;
- характеризующееся избирательностью доминирующее отношение человека к действительности;
- динамическая тенденция, определяющая человеческую деятельность.
ОЩУЩЕНИЯ – элементарный психический процесс, отражающий отдельные свойства действительности, непосредственно воздействующие на человека (ощущение холода, запаха, звука, вкуса, красок и т.д.).
ВОСПРИЯТИЕ – психический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.
ВНИМАНИЕ – активность личности, выражающаяся в направленности и сосредоточенности психической деятельности.
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – наиболее общее представление о прекрасном в природе, обществе, человеке и искусстве, воспринимаемое как цель и отражающее действенность мировоззрения, вкусов и потребностей человека в обществе.
ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – осознанная духовная необходимость человека в эстетическом, художественном переживании, являющаяся основной предпосылкой эстетического освоения художественно-культурных ценностей.
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идей, идеалов, теорий, благодаря которым человек получает и фиксирует особое эмоционально-образное знание об окружающей действительности и выражает свое отношение к ней.
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – эмоционально-интеллектуальный процесс восприятия формы и содержания предметов и явлений в их целостном, неповторимо индивидуальном единстве.
СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.
ЭМПАТИЯ (сопереживание) – способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений.
ЭМОЦИИ – особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и физиологических реакциях.
МОДА – господство популярных в данное время форм внешнего вида, одежды, предметов быта, атрибутов массовой культуры.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – овладение социальным опытом, превращение внешних условий во внутреннее состояние.
ПСИХОЛОГИЯ – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющей у человека личностный характер.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.
ФОРМИРОВАНИЕ – планомерное создание; осознанное и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.
ВОСПИТАНИЕ – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественно-исторического опыта и культурных традиций новым поколениям.
САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирования определенных качеств и устранения осознанных недостатков.
ПРОСВЕЩЕНИЕ в широком смысле слова – приобщение личности к культуре. Оно выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность, упражняет универсальные для всех людей духовные способности разума, памяти, нравственной оценки, эстетического вкуса.
- М.А.Ариарский прикладная культурология
- Прикладная культурология
- 2001 Г.
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Глава I.
- 1.1. Социально-культурная ситуация на рубеже третьего тысячелетия
- 1.2. Становление единой науки о культуре
- 1.3. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности
- 1.4. Культурология и педагогика вовлечения индивида в мир культуры
- 1.5. Массовая культура в системе формирования личности
- Глава II. Технология формирования личности как субъекта культуры
- 2.1. Механизм усвоения культуры
- 2.2. Основные стадии и ведущие сферы формирования культуры личности
- Методика формирования духовной культуры личности.
- Глава III
- 3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере
- 3.2. Культуротворческая направленность системы образования
- 3.3. Обеспечение культуры досуга
- Глава IV
- 4.1. Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений
- 4.2. Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек
- 4.3. Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга
- Глава V
- Глава VI. Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии
- 6.1. Терминологическая культура как непреложный элемент культурологического знания
- 6.2. Ведущие области культурологии
- II. Прикладная культурология Теоретические основы прикладной культурологии
- Культурная политика и социально-культурное проектирование
- Культуроохранительная деятельность
- Формирование культуры личности
- Культурологическое просвещение и вовлечение личности в социально-культурную деятельность
- Формирование коммуникативной культуры
- Ведущие сферы и социальные институты реализации созидательной культурологии
- Культурология досуга
- Прикладная культурология как вид профессионально-трудовой деятельности
- Каган м.С. Философия культуры. СПб., 1996
- 6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии
- 6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук
- Соколов э.В. Свободное время и культура
- Заключение
- Литература