logo
Ариарский М

6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень общественного развития материальных и духовных сил, обладает качественной спецификой и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники, науки и искусства; это материальная база культуры, форма ее технологического, экономического, правового, экологического и иного обеспечения.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий, человечный) – это совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность мира, как личность, обладающую правом на свободу, счастье, проявление своих способностей; это позиция, исходящая из того, что критерием оценки социальных отношений выступает уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это интегральное качество личности, отражающее систему научных знаний, дополненных опытно-эмоциональным восприятием действительности.

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.

ПРИНЦИП (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.

ЦЕННОСТЬ – личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного социального опыта.

Высшая ценность человечества – сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.

ТРАДИЦИИ – исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.

ЧЕЛОВЕК – высший из существующих на земле живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; существо, воплощающее наиболее высокую степень развития жизни.

ИНДИВИД – конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.

ЛИЧНОСТЬ – «человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.88). «ЛИЧНОСТЬ – интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое» (Парыгин Б.П. Основы социальной психологической теории. М., 1971. С.100). ЛИЧНОСТЬ – это неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт; находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни. Это взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребности, мировоззрение. И все это вместе, проявляющееся в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек, характеризующийся неповторимым сочетанием единичных и особенных природных и социальных свойств; общественно значим и отличим от других людей.

ОБРАЗ ЖИЗНИ – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

Толстых В.И. Образ жизни. М., 1975. С.27

ИНТЕРЕС – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций.

ПОТРЕБНОСТЬ – объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.

Структура потребностей личности (по А.Маслоу) включает в себя:

- первая группа – физиологические и сексуальные потребности;

- вторая группа – потребности в безопасности, постоянстве социума, уверенности в завтрашнем дне;

- третья группа – социальные потребности в любви, привязанности, принадлежности к коллективу;

- четвертая группа – потребность в признании, оценке, престиже, уважении;

МОТИВЫ – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы (СЭС, с.849). Мотив – осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества.

НАПРАВЛЕННОСТЬ – доминирующая система мотивов;

- характеризующееся избирательностью доминирующее отношение человека к действительности;

- динамическая тенденция, определяющая человеческую деятельность.

ОЩУЩЕНИЯ – элементарный психический процесс, отражающий отдельные свойства действительности, непосредственно воздействующие на человека (ощущение холода, запаха, звука, вкуса, красок и т.д.).

ВОСПРИЯТИЕпсихический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.

ВНИМАНИЕ – активность личности, выражающаяся в направленности и сосредоточенности психической деятельности.

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – наиболее общее представление о прекрасном в природе, обществе, человеке и искусстве, воспринимаемое как цель и отражающее действенность мировоззрения, вкусов и потребностей человека в обществе.

ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – осознанная духовная необходимость человека в эстетическом, художественном переживании, являющаяся основной предпосылкой эстетического освоения художественно-культурных ценностей.

СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идей, идеалов, теорий, благодаря которым человек получает и фиксирует особое эмоционально-образное знание об окружающей действительности и выражает свое отношение к ней.

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – эмоционально-интеллектуальный процесс восприятия формы и содержания предметов и явлений в их целостном, неповторимо индивидуальном единстве.

СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

ЭМПАТИЯ (сопереживание) – способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений.

ЭМОЦИИ – особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и физиологических реакциях.

МОДА – господство популярных в данное время форм внешнего вида, одежды, предметов быта, атрибутов массовой культуры.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – овладение социальным опытом, превращение внешних условий во внутреннее состояние.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющей у человека личностный характер.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.

ФОРМИРОВАНИЕ – планомерное создание; осознанное и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.

ВОСПИТАНИЕ – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественно-исторического опыта и культурных традиций новым поколениям.

САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирования определенных качеств и устранения осознанных недостатков.

ПРОСВЕЩЕНИЕ в широком смысле слова – приобщение личности к культуре. Оно выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность, упражняет универсальные для всех людей духовные способности разума, памяти, нравственной оценки, эстетического вкуса.