logo
Ариарский М

1.5. Массовая культура в системе формирования личности

Вовлечение человека в мир культуры осуществляется всей сло­жившейся в обществе системой социализации и воспитания, при этом следует учитывать, что, в отличие от предметного, ориентированного и методически инструментированного обучения, культурологическое образование в основе своей носит надпредметный характер. Его объем призван охватить культуру духовную и материальную, высокую и по­вседневную, национальную и общечеловеческую, современную и про­стирающуюся к истокам цивилизации, культуру общества, региона, социальной группы, семьи, личности; культуру труда, познания, общения, быта, досуга.

Если взять только такую область высокой культуры, как искусст­во с его разнообразными жанрами, то для достаточно глубокого постижения даже одного из них порой не хватает всей человеческой жизни. В этих условиях культуро­логическое образование призвано заложить у каждого знание общих закономерностей зарождения, становления, развития и функциониро­вания культуры; раскрыть специфику отдельных компонентов современ­ной культуры; сформировать принципы следования требованиям куль­туры в различных сферах жизнедеятельности; выработать умения и навыки социально-культурной деятельности в одной или нескольких областях культуры; подготовить человека к социально-культурному творчеству.

Многослойность и диалектическое многообразие транснациональ­ных и региональных культурных процессов предопределяет и слож­ность их отражения в прикладной культурологии, которая призвана донести до человека это духовное богатство. Философские концепции развития духовного мира, равно как сложные процессы, происходя­щие ныне в музыке, хореографии, изобразительном и иных жанрах искусства, благодаря доступным непрофессионалам информационно-просветительным методикам должны быть осознаны широкими слоями населения и это, несомненно, повысит общий уровень обыденного со­знания, поможет преодолеть перекосы массовой культуры, уберечь молодежь от пагубного влияния пропагандируемого с эстрады куль­та насилия и иных низменных физических инстинктов. Особое зна­чение эти методики приобретают для учителей, социальных педаго­гов, специалистов культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации, управленцев социально-культурной сферы, которые профессионально призваны стать посредниками между тео­ретической культурологией и практикой вовлечения людей в мир культуры; обязаны разрабатывать региональные и общенациональные культурные программы, осуществлять культурную политику в соот­ветствии с требованиями гуманизации общества и достижениями науки в области культурологии. Эти методики должны обеспечить преобразование обыденного сознания в научное, поднять уровень культуры домашнего хозяйствования до профессионально-технологической культуры, бытовую мораль – до нравственно-правовой культу­ры, суеверие – до способности научно осмыслить себя и свое место в окружающей действительности.

Можно по-разному относиться к массовой культуре, можно осознавать что такие явления, как кич, отвращают от подлинной культуры31, девальвируют восприятие искусства, но нельзя забывать, что благодаря простоте и доступности языка средств массовой информации это транснациональное явление в значительной мере является отправной точкой, с которой начинается вхождение человека в мир культуры, и в этой связи перед прикладной куль­турологией стоит двуединая задача:

Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность куль­турных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни.

Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антро­пологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры.

Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете.

В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер.

К сожалению, кино, телевидение, иллюстрированные журналы и другие средства массовой информации, равно как реклама или коммерческо-развлекательные учреждения, часто пропагандируют дале­ко не лучшие образцы культуры и в определенной мере подрывают в массовом создании традиции этнической и национальной культуры. Однако уровень массовой культуры во всей своей противоречивости – это объективная реальность. Ее нужно постигать и по мере воз­можности совершенствовать.

Еще более важно, чтобы человек увидел культуру в единстве многообразия и мог воспринять все лучшее, что способны дать и эт­ническая, и национальная, и транснациональная культуры. Интегративным фактором, способным помочь увидеть это лучшее и утвердить себя в культуре, может стать философия культуры как наука, позво­ляющая подняться над частностями, осознать национальную иден­тичность, достичь культурного самосознания. Знание истории, тео­рии, социологии, экономики культуры – непреложное условие усвое­ния принципов культурной деятельности, но оно не гарантирует того, что человек, познавший закономерности становления, функционирова­ния и развития культуры, следует им в повседневной жизни. Знать о культуре и жить ею – понятия далеко не равнозначные, и в этой связи следует отметить социальную значимость прикладной куль­турологии, которая раскрывает механизм не только познания куль­туры, но и интериоризации ее норм и принципов, определяет пути и средства включения индивида в мир культуры, в систему отношений, основанных на высочайших нравственно-эстетический критериях, реализует технологию стимулирования творческих потенций личности, вовлечения ее в систему культуросозидающего творчества.

Культуру личности правомерно рассматривать на двух диалекти­чески связанных между собой уровнях.

На уровне обыденного сознания проявляется спонтанно сформи­рованная повседневная культура, охватывающая широкий пласт жизне­деятельности в сфере быта, досуга, в семейной и товарищеской ми­кросреде. Ее диапазон простирается от личной санитарно-гигиенической культуры, культуры сексуальных отношений, культуры питания до культуры чтения, восприятия искусства и воспитания детей.

На уровне научного сознания проявляется выработанная в про­цессе общего, профессионального и культурологического образования высокая культура, которая реализуется в культуре труда и общест­венных отношений, культуре непрерывного образования и научного поиска, культуре проникновения в мир искусства и создания его цен­ностей.

Границы между этими уровнями культуры весьма прозрачны и под­вижны. Немало людей обустраивают свой быт или выполняют родитель­ские функции в соответствие с самыми высокими требованиями эстети­ки, психологии, педагогики и других наук, составляющих совре­менное человекознание. Равно как многие работают в сфере производ­ства, заседают в органах власти или берут на себя функции оценки произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, не имея необходимого образования и не обладая соответствующим уровнем научного сознания. Можно надеяться, что в XXI веке люди значительно расширят границы проявления высокой культуры и в опре­деленной мере будут руководствоваться ею в личной гигиене, семейно-бытовых отношениях, в сфере досуга и даже в интимной жизни. Но се­годня мы вынуждены считаться с реальностью и признать, что это не достигнуто не только в этих областях человеческого бытия, но в значительной степени там, где культура профессиональной дея­тельности выступает непреложным условием ее эффективности.

Одна из типичных и самых распространенных ошибок многочислен­ных публикаций по проблемам культуры проявляется в том, чти их ав­торы, как правило, ограничивают свой анализ высоким искусством, культурой чтения или восприятия телепередач. К этому, в частности, сводит проблему овладения духовным богатством автор одного из пер­вых в области культурологии и, безусловно, конструктивного и полезного учебного пособия «Введение в культурологию» А.И.Арнольдов32.

Культура постижения культуры, подчеркивает известный философ и культуролог, – это умение не только смотреть, но и видеть, умение не только воспринимать, но и думать, не только знать, но и творить. Однако все эти требования в учебном пособии ограничиваются умениями смотреть, воспринимать, думать и творить лишь в области кино, театра, музыки, изобразительного искусства, телевидения и искусства чтения. Между тем, процесс вовлечения челове­ка в мир культуры предполагает и культуру повседневности, охваты­вающую весь диапазон жизнедеятельности в сфере труда, познания, быта, досуга, социальных и межличностных отношений – от умения поддерживать культуру тела до способности по достоинству оценивать новые тенденции, проявля­ющиеся в мировом и отечественном искусстве.

Освоение культуры находится в прямой зависимости от эффектив­ности просветительно-образовательной деятельности учебных заведений, от культурологической деятельности средств массовой информа­ции, учреждений искусств, библиотек, музеев, кинотеатров, клуб­ных и иных культурно-досуговых учреждений, от культуросозидающего потенциала семьи и микросреды каждого индивида; однако решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры, за самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, за самостоятельный поиск своей индивидуальности, своего роста в культуре, органичную связь с судьбами общества, за постоянное самосовершенствование.

Б.С.Ерасов в «Социальной культурологии»33подчеркивает, что совокупность ценностных ориентаций, снимающих напряженность нахо­дящихся на разных полюсах оппозиционных ценностей и преодолевающих крайности, формирует срединную культуру (ядро культуры), в рамках которой достигается взаимная адаптация социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление.

По Б.С.Ерасову, срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или в обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Автор не лишает повседневную жизнь и высоких ценностных ориентаций, но прежде всего видит в ней витальные ценности, физическое благосостояние, культуру питания, внеш­него облика, не подтвержденную институциональной регуляции повсед­невность, в рамках которой складывается стереотипное поведение.

Жизнь, тем не менее, признавая право исследователя на типологизацию культурных явлений и процессов, убедительно свидетельствует, что культура едина в своем многообразии. К сожалению, и профессио­нальное мастерство может быть весьма низкого уровня. И, к счастью, повседневная, лишенная событийности и неординарности культура быта, досуга, межличностных отношений может отличаться подлинной духовностью, соответствовать самым высоким нравственно-эстетическим критериям.

Поддерживая в морфологическом строении культуры две ведущие области – обыденную культуру, осваиваемую человеком в процессе социа­лизации в среде проживания, и специализированную культуру, овладение которой предполагает специальное профессиональное образование, Э.А.Орлова34выделяет и такую категорию, как массовая культура, которая, занимая промежуточное состояние между этими областями, принимает на себя функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию.

Феномен массовой культуры в современной философии, социологии и культурологии связывают с обществом, где производство и потребление приобретает стандартизированный характер, где на политику активно влияют стихийные эмоциональные реакции населения, а широко тиражируе­мая культура утрачивает свою уникальность. К сожалению, в силу того, что люди чаще всего встречаются с проявлением массовой культуры в далеко не лучших образцах литературы, рекламы, шоу-бизнеса, у многих она ассоциируется с коммерцией и даже явной контркультурой. Нельзя не признать, что в массовой культуре 90-х годов XXвека немало слабостей, противоречий и чуждых подлинной культуре явлений. Но это не позволяет нам игнорировать конструктивные стороны массовой культуры, которая приняла на себя важнейшую для общества функцию первичной социализации и инкультурации личности, ее вовлечения в мир прекрасного.

Как справедливо пишет Д.С.Лихачев35, массовая культура, точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана – это массовая культура, которая оплодотворяла и продолжает оплодотворять высокую культуру современности.

На рубеже третьего тысячелетия, когда завершается переход от сословной к национальной культуре и широкое развитие получает процесс приобщения людей к общечеловеческим ценностям, массовая культура способствует трансляции социального опыта, ценностных ориентаций, образцов и эталонов сознания и поведения, активно влияет на духовную жизнь общества.

А.Я.Флиер36попытался детально раскрыть роль и место массовой культуры в современном обществе, выделяя при этом следующие ее прояв­ления и направления:

Существенную роль в формировании массового сознания, несомненно, играют:

Наиболее широко механизмы массовой культуры проявляют себя в условиях досуга как деятельности личности в свободное время, органично сочетающей рекреацию и дальнейшее духовное или физическое развитие. Именно эта формально не регламентированная деятельность позволяет человеку в полной мере почувствовать свободу от профессионально-трудовых канонов, обязательных учебных планов и программ, непреложных обществен­ных или семейно-бытовых обязанностей, расслабиться, отдохнуть, развлечься, попасть в социально-психологическую ситуацию, максимально способствующую самореализации его творческих потенций.

Деятельность в свободное время может быть связана с научными увле­чениями, изучением иностранных языков или музыкальной грамоты, постиже­нием вершин литературной, музыкальной или театральной классики, знаком­ством с шедеврами изобразительного или иного жанра высокого искусства. Но в то же время она может посвящаться просмотру популярных фильмов и телепередач, чтению детективов и женских романов, массовым праздникам, различным видам спорта, танцам, легкой музыке, товарищеским за­стольям, семейным играм и забавам, общению с природой.

В сфере развлекательно-игрового досуга – на дискотеке, эстрадном концерте, клубной встрече, футбольном матче, вечере отдыха, семейных и дружеских торжествах – человек, как правило, не остается только зрите­лем или слушателем, он активно реагирует на происходящее, свободно вы­ражая свои эмоции. На концерте поп-музыки или спортивных состязаниях порою интереснее смотреть не на сцену или соревнующихся, а в зал, на места публики, где молодежь, заражая друг друга и выплескивая эмоции, самовыражает себя.

В условиях свободного времяпрепровождения люди не только воспринимают широко тиражированные и адаптированные для невзыскательной массы населения рекламу и образцы литературы, музыкального, театрального или циркового искусства. Здесь они усваивают принципы и технологию неформального общения, перенимают образ поведения, эталоны одежды, прически, других атрибутов моды, с учетом требований среды формируют свой имидж.

Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречаешь и высо­кую, и массовую культуру, границы между которыми подвижны и размыты. Для одних досуг – это опера, симфоническая музыка, музей, классическая литература, попытка писать, ваять, создавать иные творения искусства. Для других – возможность потусоваться, потрястись на танцах, посидеть в кафе, побалдеть у музыкального центра, прочитать модный детектив, посмотреть нашумевший фильм или спектакль, дать волю своим эмоциям на хоккейном матче или концерте рок-ансамбля, продемонстрировать привер­женность экстравагантной моде.

Один и тот же вид досуга может нести в себе разные начала. Для одних зарубежный туризм – это возможность познать новое, расширить свой кругозор, приобщиться к непреходящим ценностям истории и культуры; для других – обойти побольше магазинов, побывать в «Мулен Руже», насладиться уютной гостиницей и оригинальной пищей. Одни в теннисе или аэробике видят средство обеспечения гармоничного физического развития, другие – дань моде. В коллекционировании можно проявлять и развивать способности к поисковому творчеству, умение атрибутировать и систематизировать ори­гинальные экспонаты, воспринимать через них историю и окружающий мир, а можно, накапливая те же экспонаты, использовать их как растущие в цене раритеты, которые со временем принесут материальный доход. У кого-то досуговые увлечения живописью порождают великолепные произведения искусства, а у другого его результатом станут лишь мещанские, грубо окрашенные лебеди.

Досуг бесконечно разнообразен. Сколько людей – столько моделей до­суга, каждая из которых отражает индивидуальные особенности, и в первую очередь общий уровень культуры, который детерминирует интересы, потреб­ности человека и формы их удовлетворения. Право на существование имеет и интеллектуальная дискуссия за товарищеским ужином, и семейное музицирование, и песня под баян на сельской завалинке, и компьютерные игры, и бильярд, и финская баня, и прогулки по парку или лесу, и «подкидной дурак» на пляже. Важно только, чтобы формы проявления высокой и массовой культуры, переплетаясь и дополняя друг друга, способствовали гармоничному развитию личности; чтобы, по мере своего духовного роста человек последовательно поднимался от примитивных к высоким формам досуговой культуры.

Социальная жизнь России на рубеже XX и XXI веков убедительно сви­детельствует, что механизмы массовой культуры способны содействовать духовному развитию человека, что подтверждает семейное воспитание, где ребенку доступными его восприятию средствами прививают основы санитарно-гигиенической культуры и культуры общения, или школа, которая делает понятными обучающимся исторически сложившиеся достижения человечества в разных областях знания. Однако эти же механизмы в другой ситуации могут служить методике манипулирования общественным сознанием, формированию псевдопатриотизма, порождению националистического или религиозного психоза.

Искусно примитивизируя сложнейшие явления экономики, политики, националь­ных отношений, освобождая людей от необходимости глубоко и всесторонне анализировать общественные процессы и социальные проблемы, политические партии, общественные организации, инициативные группы, иные социальные объединения и отдельные политические деятели в угоду своим далеко не са­мым высоким и нравственно оправданным интересам извращают сознание значительной части населения, деформируют их ценностные ориентации и жизненные позиции, толкают людей на ложный путь проявления своей гражданской и общественной активности.

Примером этому может служить В.В.Жириновский, который с удивитель­ной легкостью и актерским мастерством, жонглируя фактами и в еще большей мере плодами своей фантазии, порой низводит многосложные процессы эко­номической, политической и духовной жизни к вульгарно упро­щенным схемам. Однако, сдабривая этот фарс фантастическими обещаниями удовлетворить любые потребности слушателей, он привлекает их к себе, делает их на какой-то период своими союзниками.

Легковерные, не способные к критическому мышлению люди принимают эту демагогию, ибо она порождает иллюзорные, но горячо желаемые ответы на волнующие вопросы, не требуя от них при этом сколько-нибудь существенных усилий.

Нарушая законы логики, игнорируя типичное и закономерное, В.В.Жириновский и ему подобные выхватывают случайные факты, возводят единичное в абсолют, и таким образом формируют у населения, не обладающего необходимой политической культурой, искаженное представление о действительности, нагнетают политический психоз, вызывают обострение социальных отношений. Спекулируя на национально-патриотических чувствах и естественном желании преодолеть сложившиеся противоречия и возникающие проблемы, они привлекают к себе определенные группы людей, которые не способны отличить политические реалии от политических игр. Более того, воздействуя на эмоциональную сферу последних, они превращают их в своих слепых последователей, включающихся в дальнейшее распространение социально приукрашенных утопий.

Реализуя себя в разных сферах и на разных направлениях проявле­ния массовой культуры, – от субкультуры детства, общеобразовательной школы, средств массовой информации, культурно-просветительных учреж­дений, социально-культурной деятельности в трудовых коллективах и вооруженных силах до инфраструктуры интеллектуального, оздоровительного и развлекательно-игрового досуга, прикладная культурология предопределяет методологию и методику их использования в процессе формирования и развития личности. Теоретически обоснованный прикладной культурологией механизм опоры на массовую культуру в условиях вовлечения человека в социально-культурную деятельность строится на оправдавших себя принципах единства информационно-логического и эмоционально-образ­ного воздействия на разум и чувства индивида.

Значимость этого феномена, интегрирующего высокоэффективную технологию реализации культуросозидающего потенциала духовной жизни, правомерно рассматривать на примере формирования целостного мировоз­зрения личности.

В ряде своих публикаций, и в первую очередь в дискуссии о судьбах российской интеллигенции, Б.В.Раушенбах37, опираясь на анализ социальной практики, выдвинул тезис об ущербности марксист­ской концепции научного мировоззрения, основанного лишь на логической информации. Личность постоянно получает информацию по двум каналам – логическому и внелогическому, которые одновременно воздействуют на разум и на эмоциональную сферу. Только в этом единстве заключена возможность поднять уровень восприятия действительности до целостного мировоззрения. И в этой связи методология и методика прикладной культурологии представляются абсолютно адекватными этой задаче.

Широкое внедрение в жизнь социально-культурных и психолого-педагогических технологий прикладной культурологии находится в прямой зависимости от степени готовности их субъектов к осуществлению возложенных на них функций. В настоящее время эти функции способна принять на себя российская интеллигенция, характерными качествами которой являются:

Воспроизводство интеллигенции, равно как сохранение и дальнейшее развитие ее традиций – задача здорового общества, и важнейшая роль в этом принадлежит прикладной культурологии, которая призвана научно обосновать механизмы создания благоприятной культурной среды, тех­нологию раскрытия выработанных интеллигенцией разных поколений непреходящих ценностей; методику овладения совокупностью тех нравственно-эстетических качеств, которые позволяют человеку причислить себя к высокому сообществу, которое характеризует термин «интеллигенция».