logo
Ариарский М

Заключение

Начало XXI века, несомненно, будет связано с новыми исследованиями и дальнейшими поисками путей формирования человека как субъекта культуры, утверждения культуры как самого эффективного средства решения глобальных проблем третьего тысячелетия и культурологии как науки, способной раскрыть культуры во всем ее многообразии и единстве. Продолжатся исследования и в области прикладной культурологии. Но уже сегодня осуществленное нами исследование позволяет подтвердить исходную гипотезу и с достаточной достоверностью определить сущность как фундаментальной, так и прикладной культурологии.

Объектом и предметом фундаментальной (теоретической) культурологии выступает интегративное знание о становлении, функционировании и развитии культуры как целостного феномена и специфически человеческого способа жизни; исторически развивающаяся система сотворенных человеком материальных и духовных ценностей; структура и продукты культурной деятельности – от конкретных произведений искусства и иных творений человеческого гения до созданных людьми языков, обычаев, нравов, этикета, символики, способов сакрализации, психологического склада нации или иной социальной общности; культура как ведущая функция и модальность человеческого бытия.

Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности.

Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.

В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего развития ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Научное осмысление прикладной культурологией сущности социально-культурной деятельности, позволило преодолеть догматизм и субъективизм ее оценок, искусственное сужение ее функций при размытости границ, дало возможность осознать, что социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности нашло свое выражение в создании ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе; второе – объединило всех людей, которые независимо от пола, возраста, социального положения в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление связано с деятельностью музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое, – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, направленные на создание благоприятной культурной среды, на вовлечение людей в мир культуры, удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей разных групп населения, на стимулирование познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

К функциям социально-культурной деятельности относятся:

Разносторонний анализ становления фундаментальной и прикладной культурологии, дополненный результатами отраженной в книге опытно-экспериментальной деятельности позволил не только констатировать утверждение нового направления гуманитарного знания, но и сделать в его рамках существенный шаг вперед - раскрыть механизм формирования культуры личности, ее вовлечения в процесс непрерывного образования и социально-культурного творчества, ее превращения из объекта воспитательного воздействия в субъект культуросозидания.

Многолетне комплексное теоретико-эмпирическое исследование подтвердило, что прикладная культурология сегодня – это методология реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, но в еще большей мере – это наука о технологии превращения культуры в фактор социально-культурной практики, обеспечивающей:

Развитие прикладной культурологии как области науки и социальной практики детерминировало качественно новое восприятие досуга и культурно-досуговой деятельности, позволило обосновать концепцию досуга человека информационной цивилизации, исходящей из приоритетности этой формы бытия и непреложной необходимости формирования у каждого жителя планеты досуговой квалификации, жизненной установки на рациональный досуг и умений и навыков его самоорганизации.

Многоаспектное изучение методологии и методики реализации созидающего потенциала культуры дало возможность решить ряд научных и практических задач – от создания Паспорта специальности «Прикладная культурология» и Профессиограммы организатора социально-культурной деятельности до определения общего и отличительного в понятиях «прикладная и педагогическая культурология».

Сегодня есть все основания утверждать, что прикладная культурология как стержневая дисциплина в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы обеспечила научно-методологическую и технологическую базу этого направления средней профессиональной и высшей школы, предопределила ее престижность и конкурентоспособность. Однако главным итогом исследования стало создание научной школы прикладной культурологии, объединившей широкий круг специалистов, принявших ее исходную концепцию и включившихся в дальнейшую разработку актуальных проблем формирования культурной среды, создания условий для реализации творческих потенций личности и ее вовлечения в различные формы социально-культурной деятельности.

Реализация принципов прикладной культурологии в научном осмыслении социально-культурных процессов дала возможность принципиально по-новому раскрывать методику информационно-просветительной деятельности, любительского творчества, художественной организации досуга, социально-культурной деятельности средствами кино, телевидения, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Однако, это лишь первые шаги, за которыми должны последовать фундаментальные исследования, которые позволят на качественно новом уровне выявить закономерности культуросозидающей деятельности в процессе труда, познания, общения, быта и досуга; определить оптимальные технологии социально-культурных процессов; обосновать пути и средства эффективной реализации творческих потенций личности; разработать методологию и методику осуществления государственной политики в области культуры; внедрить концепцию культурологического образования, соответствующего критериям информационной цивилизации XXI века.