4.2. Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые веками сохраняют и будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека и музей.
Нельзя не видеть, что социальный и научно-технический прогресс вносят в деятельность этих центров культуры существенные коррективы. От свитков папируса или хранилищ сокровищ египетских фараонов до электронных версий информации и современной экспозиции Эрмитажа пройден огромный путь. Изменились экспонаты музейного хранения, несоизмеримо расширился масштаб культурно-охранительной деятельности, умножилось число читателей, повседневно пользующихся книгами, кассетами, дискетами, разного рода и периодическими изданиями, но роль музея и библиотеки как институтов формирования исторической памяти, социальной информации, пропаганды национально-культурных традиций, непрерывного просвещения и нравственно-эстетического воспитания не только сохранилась, но и последовательно развивается. Обеспечивая преемственность поколений, превращая документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, эти культурно-просветительные институты помогают людям, вступающим в третье тысячелетие, постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.
Только за несколько последних десятилетий в библиотеку пришла компьютерная техника, ее посетители широко используют лазерные диски, кассетное кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и многие иные новинки. Однако, пока существует книга, - а она еще очень долго сохранит себя как уникальное явление культуры, - именно она будет предопределять лицо библиотеки.
Можно дискутировать с Н.А.Рубакиным189, считавшим, что чтение – это не столько расшифровка содержания книги, сколько проекция на нее собственных переживаний читателя, и даже пытавшимся доказать, что, сколько у книги читателей, столько у нее и содержаний. Но то, что книга ставит читателя в активную позицию, стимулирует эффективный мыслительный процесс, побуждает к творчеству – это аксиома, принятая и психологами, и представителями других областей человекознания.
Современная библиотека утвердила себя как неотъемлемое звено системы непрерывного образования и воспитания, приняв на себя существенную роль:
в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации личности;
в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы профессиональной деятельности;
в оказании помощи образовательным учреждениям в общекультурном и профессиональном просвещении;
в содействии семье и школе в нравственно-эстетическом воспитании детей и молодежи;
в организации интеллектуально насыщенного досуга разных групп населения.
Педагогическая культурология в деятельности библиотеки проявляется в том, что, сохраняя читателям свободу выбора содержания и форм освоения информации, она корректно, не довлея над личностью, направляет ее познавательную активность в педагогически целесообразное русло.
Преимущество библиотеки в реализации принципа добровольности, в живом общении библиотекаря и читателя, позволяющем осуществлять дифференциацию объекта воздействия, обеспечить избирательное, селективное обслуживание. Ориентируясь на конкретно проявляемые интересы и запросы посетителей, библиотека может расширить источники информации, дополнив книгу периодическими изданиями, картографией, произведениями изобразительного искусства, видеокассетами и т.д. Опираясь на принципы педагогической культурологии, библиотекарь учит читателя находить нужную книгу, самостоятельно ориентироваться в библиотечных фондах и справочно-библиографических источниках, последовательно расширяет круг его чтения, а главное, возвышает духовные интересы и потребности, поднимая их до уровня литературной классики.
Главное достоинство библиотеки – в том, что она позволяет читателю воспользоваться универсальным фондом источников информации, с универсумом знаний, где представлены все отрасли науки и практики, или точнее, документированная часть социальной памяти, данная в ретроспективе.
Принципиальная особенность библиотечной деятельности в современных условиях связана с широким внедрением электронной техники. Как подчеркивает И.Е.Баренбаум190, электронная книга теснит на библиотечных полках традиционные формы печатных изданий. Фонды библиотек все более пополняются различными аудиовизуальными средствами, компьютерами, компакт-дисками, видеокассетами. Возникают артотеки, диатеки, фильмотеки. Привычные книгохранилища, библиотеки превращаются в «медиатеки», появляются и утверждают себя новые средства и способы хранения и передачи информации. Понятие книги вытесняется термином «документ».
Компьютерная технология, позволяющая получать самую широкую информацию через Интернет, поставила перед библиотекой сложнейшую проблему формирования такого ценностного ориентирования, эстетического вкуса и общей культуры человека, которые предопределили бы его избирательное отношение к этой информации, выработали иммунитет к восприятию сюжетов, несовместимых с нормами морали. Именно на этом должны сосредоточиться ныне и индивидуальные формы воздействия библиотекаря на читателя, и система культурно-просветительной деятельности библиотеки, осуществляемая средствами наглядности, лекционной пропагандой, вечерами встреч, презентациями новых поступлений и т.д.
Увеличение общего объема информации и усиление ее разнообразия обусловили необходимость значительно расширить рамки информационно-просветительной деятельности библиотеки, детерминировали укрепление ее связей с образовательными учреждениями и институтами культуры и досуга в решении единых социально-культурных задач. Пути их осуществления раскрывает прикладная культурология, которая, сохраняя присущий библиотеке принцип добровольности и свободы выбора, позволяет создать в ней благоприятную культурную среду; изучать, удовлетворять и возвышать реально проявляемые духовные интересы и потребности людей; вовлекать их в различные виды познавательного творчества, а через него в широкий мир культуры.
На аналогичных принципах может реализовать свой культуросозидающий потенциал и современный музей, который интегрирует в себе научно-исследовательские, охранительно-реставрационные, художественно-экспозиционные и культурно-просветительные функции.
Широта социальных функций музея предопределила и разнообразие работающих в нем специалистов. В ведущих музеях мира, как правило, сосредоточено не менее тридцати направлений профессиональной деятельности – от искусствоведов и реставраторов до экскурсоводов и дизайнеров. Однако в последние годы развитие информационно-просветительных функций музеев привело к необходимости существенно расширить число специалистов, способных их эффективно реализовать с учетом новой информационной техники и новых технологий.
Начиная с 1727 года, когда К.Найкель и И.Канольд попытались раскрыть природу музея и обосновать его социальные функции, отечественное и мировое музееведение обогатилось рядом фундаментальных монографий, сборников научных трудов, путеводителей, каталогов, учебно-методических пособий и иных публикаций, в которых разносторонне раскрывается технология поиска, отбора, сохранения, реставрации, классификации и экспонирования ценностей истории и культуры. Однако значительно менее разработаны проблемы музея как института социально-культурной деятельности, центра духовной жизни региона, источника историко-культурного, художественного, научно-технического просвещения. Разрешению этой проблемы было посвящено многолетнее комплексное теоретико-эмпирическое исследование Г.П.Бутикова «Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России»191 и выполненное под нашим научным руководством исследование Н.В.Нагорского «Музей как институт социально-культурной деятельности»192.
В 1998 г. автор совместно с Г.П.Бутиковым представил Российской Академии образования доклад «Культуросозидающий потенциал музеев России и условия его реализации», в котором были обобщены итоги указанных выше исследований. Доклад был одобрен Президиумом РАО, рекомендован к публикации в журнале «Педагогика»193 и внедрению в практику.
В докладе подчеркивается, что в современной науке принята концепция, основанная на том, что в центре исторических, экономических, духовных и любых иных процессов всегда остается человек и закономерности его жизнедеятельности и развития. Это системообразующее начало предопределяет и восприятие духовных ценностей, собранных и экспонируемых в музеях.
Интеграция данных истории, философии, искусствознания, музееведения, семиотики и других наук позволяет увидеть взаимосвязь экономических, политических и социально-культурных явлений и процессов; единство исторического и логического в духовной жизни общества. Однако, обращение к человеку как создателю произведений искусства, как высшей ценности, отраженной в этом искусстве, и как объекту, на который ориентирована музейная экспозиция, позволяет осмыслить проблему с позиций прикладной и педагогической культурологии, подняться до уровня интеграции перечисленных выше компонентов, увидеть органичную взаимосвязь и единство всех этих аспектов, подтвердить гуманистические идеи общественного развития В.И.Вернадского, П.Тейяра де Шардена, Н.К.Рериха, А.Швейцера; символическую концепцию культуры К.Леви-Строса, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана.
Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция ныне присуща любому музею, независимо от его профиля. Но особое место в реализации этих функций принадлежит историко-мемориальным музеям. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития. Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывных процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, выступают духовные ценности, интегрированные в историко-мемориальных музеях.
Культурное наследие – категория историческая. Памятники истории и культуры, отраженные в мемориальных музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой экспонаты мемориальных музеев. Музей включен как один из элементов в более широкую систему, звеньями которой выступают человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда. Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс.
В экспозиции музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, в фольклоре, ритуалах, обрядах, праздниках, костюме, бытовом убранстве, прикладном творчестве и иных компонентах народно-традиционной культуры проявляет себя концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия. Для прикладной и педагогической культурологии принципиально важным представляется учет существенной особенности воздействия экспозиции музея, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. Как свидетельствуют многократные наблюдения и отзывы посетителей, уровень восприятия ценностей искусства значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости этого искусства менталитету россиян активно проявляет себя эффект ассоциативности восприятия и сопричастности к духовным ценностям Отечества.
Опытно-экспериментальная работа, осуществлявшаяся в государственном музее «Исаакиевский собор» с 1968 года194, позволила апробировать и подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в условиях активного освоения музейных ценностей. Основой этого эффекта выступают интегрированные в своем единстве и взаимодополнении:
экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры;
информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода;
особая нравственно психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества.
Систематически проводимые социологические опросы показали, что 95.8% из 70 миллионов человек, посетивших музей с 1968 года, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, царящей в соборе особой духовной атмосферой. Более 70% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в расширении и углублении гуманитарных знаний. Только в 1991-1999 годах более миллиона человек приняли участие в проводимых на базе музея массовых социально-культурных акциях. С музеем постоянно сотрудничают десятки историко-краеведческих, культурно-просветительных и иных общественных объединений и инициативных движений, которые связаны с изучением и пропагандой российской истории и культуры.
Характер и направленность исследования музея как института социально-культурной деятельности предопределялись методологическим положением о том, что экспозиция историко-мемориального музея – это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории, усвоения ценностей мировой и национальной культуры. За архитектурным обликом Исаакия, Спаса на крови или Сампсониевского собора, за каждой иконой, скульптурой или иным произведением искусства, представленным в музейной экспозиции, за всем внутренним убранством этих храмов – тысяча лет российского православия, многовековая история России, достижения культуры населяющих ее народов, знаменательные события, сфокусированные в геральдике, праздниках, обычаях, традициях. Именно это составляет идеологию музея, его концептуальную позицию, его сверхзадачу.
Исследования механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории привели к констатации наличия у посетителей постоянно действующей потребности в обновлении своих ценностных ориентаций, мысленной консультации по разному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия экспозиции музея. Соответственно, у ведущего экскурсию, имеющего определенные коммуникативные намерения, должна возникнуть ответная установка, продуманы оптимальные пути ее реализации.
Ход общения и восприятия информации в условиях музея позволил рассмотреть его не как «перемещение» определенного объема знаний из одной головы в другую, а как сложный психолингвистический процесс, складывающийся на базе экспозиции и обусловленный феноменом социальной общности. В этой ситуации деятельность экскурсовода строилась не на перекладывании объема знаний, а, прежде всего, на возбуждении сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта слушателя. Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, в первую очередь выступал как метод активизации восприятия аудитории.
Формирующий эксперимент по использованию нравственно-эстетического потенциала историко-мемориальных музеев дал возможность увидеть эффект единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации, которая порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры. Среди многочисленных записей, оставленных россиянами в книге отзывов, наиболее часто встречается благодарность за то, что музей оживил лучшие страницы отечественной истории и оставил неизгладимое впечатление от иллюстрированного раскрытия безграничных возможностей человеческого гения.
В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы организаторы экскурсий предваряли их распространением альбомов и путеводителей по музею, знакомство с которыми существенно повышало интерес к экспозиции, способствовало активизации аудитории, вызывало у многих потребность подкрепить информацию экскурсовода соответствующей литературой о музее и отраженной в нем эпохе. Наиболее эффективной экскурсия представлялась тогда, когда после ее окончания научных сотрудников приглашали в школы, вузы, воинские части, трудовые коллективы для продолжения разговора, ибо это свидетельствовало о том, что историко-культурная информация музея оставила у посетителей глубокий след и стала основой их дальнейшего вовлечения в мир культуры.
В ходе исследования раскрыта концепция широкого понимания сути и природы историко-мемориального музея, позволяющая относить к их числу научно-просветительные учреждения, отражающие не только отдельные события или биографии выдающихся деятелей, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи.
Разносторонний анализ деятельности мемориалов в Московском и Новгородском кремлях, Царском селе, Пушкинских Горах, Ясной Поляне, на Мамаевом кургане позволили обосновать принципы функционирования современного историко-мемориального музея как центра духовной жизни страны, региона, города, иной среды обитания, основанные на учете социально-культурных, организационно-правовых, экономико-управленческих и психолого-педагогических требований к отбору его экспозиций, профессиональным качествам экскурсоводов, программам социально-культурной деятельности, правовому, социально-экономическому и информационно-методическому обеспечению их реализации.
В процессе исследования обоснован особый статус и феномен историко-мемориальных музеев культового искусства, основанный на единстве общечеловеческого и национального в культуре, что позволяет, при сохранении верности традициям и нормам определенной религии, проявлять веротерпимость, объединять людей разных убеждений, использовать творения культовой архитектуры, живописи, мозаики, скульптуры в процессе нравственно-эстетического воспитания разных групп населения, и в первую очередь молодежи.
Эффективность деятельности российских историко-мемориальных музеев дала возможность выдвинуть идею перспективности для формирующегося в настоящее время информационного общества XXI века их дальнейшего развития как социальных институтов, сохраняющих бесценные шедевры культурологической информации и обеспечивающих непрерывность и преемственность культурных процессов.
Главным итогом многолетней опытно-экспериментальной работы стала модель функционирования современного историко-мемориального музея как центра духовной жизни общества, обеспечивающего:
дополнение традиционных форм поиска, отбора, реставрации и экспонирования музейных ценностей системой историко-культурного просвещения и вовлечения разных групп населения в социально-культурное творчество;
внедрение маркетинга и других механизмов рыночной экономики в изучение, удовлетворение и дальнейшее развитие интереса людей к мемориальным историко-культурным ценностям;
широкое использование издательской, культурно-просветительной и рекламно-иллюстративной деятельности для расширения информационного поля музея и включения в него средств массовой информации, клубных учреждений, учебных заведений и иных социальных институтов;
создание условий для постижения ценностей музейной экспозиции в сфере семейного и индивидуального досуга;
привлечение общественных организаций, культурно-просветительных объединений, инициативных движений, религиозных конфессий и отдельных деятелей культуры к поисково-творческой, консультационно-экспертной и социально-культурной деятельности музея, к проведению на его базе научных конференций, творческих встреч, празднично-обрядовых и иных крупных социальных акций, связанных с этапными событиями в истории отечественной и мировой культуры.
Исследование показало, что особый статус мемориального музея и его реальная роль в историко-культурном просвещении и нравственно-эстетическом воспитании всех без исключения групп населения предопределяет необходимость создания широкой сети таких социально-культурных центров не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах страны, где веками создавались выдающиеся творения архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики. Исследование заставило обратить внимание и на необходимость включения историко-мемориальных музеев и их отдельных шедевров в единую отечественную и мировую информационную систему, в компьютерную сеть и другие средства хранения и распространения ценностей истории и культуры.
История России на рубеже нового тысячелетия убедительно показала, что в период серьезных трансформаций государственной идеологии существенно возрастает значение музеев и их культурно-просветительной деятельности для сложного процесса формирования новой идеологии. Иными словами, если ранее музеи длительное время были одним из инструментов государственной идеологической политики, то теперь они являются одним из источников информационного, эмоционально-психологического, духовно-идейного влияния на ее формирование, одним из определяющих ее факторов.
В этой ситуации необходима корректировка научно-исследовательской и экспозиционно-просветительной деятельности любого музея. Ранее, на протяжении десятилетий, она осуществлялась в соответствии с общей идеологической линией, заданной «извне», «сверху», в рамках определенных политизированных направлений. В настоящее время целесообразны и необходимы:
объективный анализ исторических аспектов формирования музейной сети с привлечением материалов, вошедших в научных оборот или ставших доступными для исследования в последние годы;
серьезное философское осмысление и всесторонний культурологический анализ всех аспектов музейной деятельности; в основу прогнозов и перспективного планирования развития музеев должны быть положены результаты фундаментальных и прикладных исследований всей сферы социально-культурной жизни.
Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности как связующего звена, объединяющего интересы, с одной стороны, самого музея как достаточно замкнутой информационной системы, обычно тяготеющей к «самодостаточности», к сосредоточению всех ресурсов музея на собирательской, хранительской и научно-исследовательской работе, и, с другой стороны, интересы общества в целом, без удовлетворения культурных потребностей которого существование музея бессмысленно.
В настоящее время в музеях России сложилась оправдавшая себя система культурно-просветительной деятельности, включающая:
циклы лекций или эпизодические выступления ведущих специалистов по актуальным проблемам духовной культуры, связанной с профилем музея;
народные университеты культуры;
передвижные выставки из фондов музея;
организацию «дней», «недель», «декад», вытекающих из природы музея областей культуры в культурно-просветительных учреждениях, учебных заведениях, трудовых коллективах, воинских частях;
семинары, конференции, презентации и иные виды информационно-просветительной деятельности с общественным активом;
издание путеводителей, проспектов, альбомов, видео-роликов, подготовку информационных страниц в Интернете и иные формы пропаганды музея.
Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Российский этнографический музей осуществляют широкую культуролого-образовательную деятельность в детских садах, школах, профессиональных училищах. Несколько поколений москвичей и петербуржцев считают, что в этих музеях они прошли первую школу постижения ценностей мировой и отечественной культуры.
Центральный музей Российской армии, Центральный военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, равно как подавляющее большинство историко-мемориальных и краеведческих музеев стали центрами историко-патриотического воспитания молодежи. Музеи естественнонаучного профиля включились в разностороннюю деятельность по формированию экологической культуры населения. Повседневную работу по нравственно-эстетическому воспитанию ведут музеи учебных заведений, предприятий и различных ведомств, которые создают на своей базе школы общественных экскурсоводов и клубы друзей музея, проводят встречи с интересными людьми, вовлекают посетителей в различные формы социально-культурного творчества.
Особый интерес вызывают организуемые в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина вечера музыкальной и поэтической классики, исполнение шедевров музыкального и хореографического искусства в Эрмитажном театре, ежегодные праздники поэзии в Пушкинских Горах, торжественное открытие фонтанов в Петергофе, ярмарки искусств в музеях пригородов Санкт-Петербурга и Москвы.
Все эти и иные формы культурно-просветительной деятельности музеев, несомненно, способствуют пропаганде отечественной культуры, стимулируют общекультурное развитие разных групп населения, повышают интерес к музейным экспозициям. Однако они далеко не решают многие актуальные проблемы современного музея, не исчерпывают его культуросозидающий потенциал, не используют многие новые возможности, которые открывает информационная техника XXI века.
Главное противоречие развития музейного дела видится в том, что при всем конструктивном, что характеризует историю российских музеев (включая астрономические цифры посещаемости ведущих музеев), миллионы россиян, особенно в отдаленных от столиц регионах, десятками лет не бывают в музее, а главное, не испытывают потребности в этом. Значительная часть населения не обладает необходимыми культурологическими знаниями, не выработала в себе эстетическое отношение к искусству, не готова к восприятию прекрасного, остается нейтральной к шедеврам человеческого гения. Вместе с тем, как свидетельствует опытно-экспериментальная работа Российского научно-педагогического центра музейной педагогики при Государственном Русском музее195, при использовании методов педагогической культурологии за 2-3 года у всех без исключения учащихся средней школы можно вызвать интерес к искусству и выработать умения и навыки его осознанного восприятия.
Учитывая совокупный опыт культурно-просветительной деятельности отечественных музеев и достижения музеев Западной Европы и США в использовании новых информационных технологий, мы попытались на базе одного из крупнейших учреждений культуры страны – музея-заповедника «Царское Село» - определить объективные возможности расширения границ эксперимента Русского музея с тем, чтобы выявить методики педагогической культурологии, ориентированные не только на стабильную аудиторию школьников, но и на широкую, открытую и постоянно обновляющуюся массу посетителей музея.
Научный поиск мы направили по двум направлениям. Первое ставило своей задачей определить пути и средства более эффективного использования музейной экспозиции, второе предполагало поиск оптимальных методик активизации познавательной и эстетической активности разных групп посетителей, изыскание педагогических резервов столь активного включения людей в освоение ценностей истории и культуры, которые могли бы преобразовать последних из объектов культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Преимущество заповедника проявилось в том, что за три века на территории в 300 гектаров подвижническим трудом зодчих, художников, скульпторов, паркостроителей, садовников и иных специалистов было сооружено более двухсот объектов, ставших ныне памятниками истории и культуры федерального значения. Созданный ими и научно-отреставрированный в послевоенные годы дворцово-парковый ансамбль столь совершенен, что каждая его деталь сама несет эстетический заряд, вызывая чувства восхищения. В этой ситуации главная задача состояла в том, чтобы сохранить шедевр отечественной культуры в первозданном виде. Для повышения степени наглядности экспозиции применялись вращающиеся карусели, трехгранные призмы, раздвижные планшеты-кулисы и многое другое, что сегодня внедряется в музейную практику. Однако, это, в основном, касалось лишь отдельных, второстепенных объектов и никак не подменяло то, что составляет классику отечественного искусства.
Последовательно расширяя в процессе опытно-экспериментальной работы сложившиеся формы социально-культурной деятельности, музей-заповедник заключил с рядом учебных заведений, воинских частей и трудовых коллективов договоры о творческом содружестве, в соответствии с которыми обеспечивалось поэтапное вовлечение учащейся молодежи, военнослужащих и иных групп населения в процесс освоения истории отечественной культуры. Договорами предусматривалась организация системы экскурсий, лекций, встреч с мастерами архитектуры и искусства, тематических вечеров и иных форм работы, которые учитывали общий уровень культуры и реально проявляемые интересы и потребности каждой конкретной группы посетителей.
Удовлетворяя запросы ряда организаций, учреждений, учебных заведений, отечественных и иностранных туристов, музей ввел в практику экскурсии по парку с включением элементов театрализации и музыкального сопровождения.
Для специализированных учебных заведений культурологического профиля были осуществлены новые циклы тематических экскурсий («Русский фарфор XVIII-XIX века», «Монументально-декоративная живопись», «Русский костюм и предметы быта» и т.д.), предоставлена дополнительная возможность детального ознакомления с фондами заповедника.
Значительный интерес вызвала работа лектория, в рамках которого разные группы населения получали систематизированную информацию по актуальным вопросам отечественной и мировой культуры, могли более глубоко познакомиться с архитектурой и искусством дворцово-паркового ансамбля, узнать о творчестве выдающихся представителей российской культуры, связанных с Царским Селом.
В норму повседневной деятельности вошли лекции-концерты, массовые гуляния в парке, выступления симфонических, камерных и духовых оркестров.
С 1991 года в Большом зале Екатерининского дворца проводятся торжественные посвящения в лицеисты, студенты, курсанты; вручаются государственные награды, паспорта, дипломы выпускников учебных заведений, и это свидетельствует о возможности использовать музейные помещения не только для экспонирования документов отечественной культуры, но и торжественного чествования современников в этапные моменты их гражданского и профессионального становления и самоутверждения. Придание общественного звучания знаменательным событиям в жизни людей несет в себе двойную пользу: участники тожественных актов сочетают их с осмотром музея, и наряду с этим на всю жизнь сохраняют память о том, что в представляющем национальную святыню растреллиевском Тронном зале их биография переплелась с историей Отчизны.
Приведенный выше перечень мероприятий социально-культурной направленности дает представления о поступательном расширении и обогащении культурно-просветительной деятельности. Однако, все это являло собой фактор экстенсивного развития, т.е. численного увеличения традиционно-сложившихся эпизодических или стабильных форм организации досуга. Между тем, признавая значимость всей этой работы, мы исходили из того, что ведущим направлением опытно-экспериментального исследования должно стать не экстенсивное, а интенсивное развитие музейного комплекса как субъекта историко-патриотического и нравственно-эстетического просвещения, дополняемого методиками прикладной и педагогической культурологии, ориентированными на вовлечение разных групп населения в социально-культурное творчество, в процессе которого приобретенные на просветительных мероприятиях знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы поведения.
Первое направление этой работы было рассчитано на преодоление сложившихся границ музейной деятельности, не выходившей за пределы экскурсий по дворцовым экспозициям или паркам, и превращение музея-заповедника в центр духовной жизни региона. С этой целью был спланирован ряд социально-культурных акций, которые, опираясь на материальную базу музея и его достопримечательности, обеспечивали вовлечение петербуржцев в историко-культурное просвещение, стабильное общение с высоким искусством и участие в системе праздников и развлекательно-познавательных мероприятий.
Ныне каждый Новый год начинается с цикла зимних праздников «Царскосельская зима», которые проходят по субботам и воскресеньям с января по март и ориентированы на петербургские семьи с детьми, старшеклассников, студентов, курсантов военных училищ, пенсионеров и другие группы населения.
«Царскосельская зима» включает в себя экскурсии по Екатерининскому дворцу, концерт, катание на тройках, лошадей, игры и забавы в Александровском парке, развлекательно-спортивные состязания.
Зимний праздник вызвал самые добрые отзывы участников, которые единодушно отметили его преимущества, порожденные психологической атмосферой музея-заповедника и возможностью постоянного общения с великим искусством. Общественная экспертиза «Царскосельской зимы» выразилась в том, что практически 100% ее участников по окончанию праздника в анкете поставили максимально высокую оценку качеству торжества, и в том, что абсолютно подавляющее большинство в начале следующего года прилагали усилия, для того, чтобы повторить радость общения с прекрасным.
Включенное наблюдение за ходом праздника и данные экспертной оценки, безусловно, подтвердили правомерность и эффективность этой формы социально-культурной деятельности в специфических условиях музея-заповедника. Однако, по ходу исследования в программу праздника пришлось внести некоторые коррективы, учитывающие особенности вовлеченных в праздник разных групп населения. Для детей и подростков пришлось сократить время экскурсии в Екатерининском дворце и увеличить долю развлекательно-спортивных состязаний. Для пенсионеров, наоборот, оказалось целесообразным значительно уменьшить время проведения игр и забав и увеличить период нахождения в залах Екатерининского дворца. Аналогично корректировалась и программа праздника для других групп его участников.
В результате, в традиции музея-заповедника вошли ежегодные праздники «Царскосельской зимы», программа которых включает в себя два блока. Первый реализуется для всех групп посетителей; второй – отражает специфику аудитории и строится с учетом особенностей ее интересов и потребностей.
К примеру, отвечая на запросы стотысячного населения города Пушкина, музей-заповедник включил в ежегодные планы января праздник «Этот новый, старый новый год…» и зимнюю «Юморину», которые предполагают максимальное вовлечение их участников в активную творческую деятельность.
Многие выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры, воспевая Большой Тронный зал Екатерининского дворца Б.Растрелли, Концертный зал Дж.Кваренги или творения других великих зодчих, подчеркивали, что они создают неповторимую среду, наполненную музыкой. В процессе формирующего социально-педагогического эксперимента мы попытались дополнить это символическое восприятие Царского Села реальными формами пропаганды шедевров отечественной и мировой музыкальной культуры, фольклора народов Российской Федерации, новых произведений композиторов Санкт-Петербурга, Москвы, других музыкальных центров страны; достижений самодеятельного (в первую очередь детского) музыкального и хорового искусства.
При этом мы никогда не забывали, что музыка в музее не может и не должна повторять филармонию. К примеру, еженедельный цикл старинной классической музыки, проводимый в концертном зале комплекса, строился как возрождение музыкальных вечеров Екатерины II и других хозяев Царского Села, любивших и ценивших музыкальную классику.
Каждую неделю учащиеся 1-х и 2-х классов приглашаются на цикл музыкальных концертов-бесед «Музыкальные истории для любознательных детей», в рамках которых школьники узнают о музыкальных пристрастиях российской интеллигенции и познают удивительных мир симфонической и камерной музыки.
Чтобы удовлетворить потребности разных групп населения, и в первую очередь молодежи, музей-заповедник ежегодно стал проводить фестивали современной музыки и фольклорных ансамблей «Рождественские потешки», основанный на возрождении традиционных зимних музыкальных праздников, принятых в Царском Селе с начала XIX века.
Со второй половины XIX века в Екатерининском дворце и Концертном зале Царского Села сложилась традиция музыкальных премьер в летней резиденции российских императоров. Здесь выступали ведущие композиторы России, профессора Санкт-Петербургской консерватории, известные музыканты и певцы. Сохраняя и развивая эту традицию, музей- заповедник в соответствии с программой социально-педагогического эксперимента организовал цикл творческих отчетов петербургских композиторов перед слушателями, серию музыкальных премьер симфонических и камерных оркестров, ряд выступлений молодых исполнителей.
Многие годы российские города славились воскресными открытыми концертами духовой музыки в парках, скверах, на площадях. Эти концерты создавали благоприятную психологическую и эстетическую ситуацию, вносили в город праздничное настроение, порождали присущее менталитету россиян чувство соборности. А если учесть, что репертуар этих оркестров в основном состоит из отечественных мелодий, то это одновременно была и форма пропаганды национальной музыкальной культуры. Ныне эта традиция возрождена, что вызвало самую положительную реакцию посетителей Екатерининского парка.
В современном музееведении достаточно полно отражены поисково-отборочная, оценочно-топологическая, реставрационно-охранительная, художественно-экспозиционная и научно-просветительная функции музея. Все они, безусловно, присущи любому музею-заповеднику. Однако исследование исходило из того, что эти функции далеко не исчерпывают культуросозидающий потенциал такого дворцово-паркового музейного комплекса, как «Царское Село», который правомерно рассматривать и как субъект социально-культурной деятельности, опирающейся на сконцентрированные в нем непреходящие ценности отечественной и мировой истории и культуры. Специфика же музея-заповедника проявляется в том, что вовлечение людей в мир культуры и стимулирование их культурно-творческих потенций происходит опосредовано, благодаря влиянию архитектурно-художественных ценностей и атмосферы музея на осуществляемые в его стенах или парках встречи, лекции, концерты, фестивали, торжества или иные социально-культурные акции.
Просветительная деятельность музея-заповедника ныне охватывает самый широкий диапазон социально-культурных акций – от организации лектория для учащихся школ г.Пушкина, последовательно раскрывающего историю отечественной культуры, до системы выставок из фондов музея в США, Германии и других странах, которые позволяют народам мира увидеть замечательные творения российского гения, пропагандируют высокую духовность и способствуют укреплению международных культурных контактов.
12 лет исследования сопровождались встречами со слушателями и экскурсантами, выявлением оценок разных групп населения о работе музея, совершенствованием художественно-просветительной деятельности с учетом конструктивных замечаний и предложений участников этих встреч. За годы осуществления формирующего эксперимента в государственном музее-заповеднике «Царское Село» были бесспорные достижения, были и неудачи, связанные с просчетами в апробируемых методиках, но в целом в процессе расширения и обогащения социально-культурной деятельности, осуществляемой на принципах, обоснованных в прикладной и педагогической культурологии, можно было убедиться, что это наиболее эффективный и перспективный путь дальнейшего развития дворцово-паркового комплекса и он в соединении с традиционными формами музейной деятельности может и должен предопределить лицо музея-заповедника в начале XXI века.
Новые требования встают и перед экскурсоводом, который принимает на себя роль ведущего посредника между музеем и посетителем.
В ходе многолетней опытно-экспериментальной работы в музее-заповеднике «Царское Село», мы отрабатывали методологию и методику проведения экскурсии, основанную на феномене единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Экскурсовод в музее принципиально отличается от лица, пересказывающего текст путеводителя. В значительной мере он предстает как театр одного актера и выступает в роли интерпретатора экспозиции, реализует функции организатора творческого общения, основанного на интересе к отечественной истории и культуре. Но в ряде случаев опытный экскурсовод идет дальше, принимая на себя функции лидера интеллектуальной дискуссии.
В период создания текста экскурсии автор-коммуникатор (экскурсовод) совершает переход от множественности предметно-содержательных текстов к единому, информационно-целевому, от одной функциональной системы – к другой. Это переход от объективного к субъективному, - т.е. процесс, который может быть оценен как движение от системы значений к системе смыслов. Единство и противоположность знаний и смыслов в одном понятии (Л.С.Выготский196, А.Н.Леонтьев197), - фундаментальное положение психологии, которое широко реализуется в прикладной и педагогической культурологии.
Мы исходили из того, что экспозиция музея – это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории и культуры. За архитектурным обликом Екатерининского и Александрийского дворцов, за каждым произведением искусства, представленным в музейной экспозиции, за всем внутренним убранством дворцов и парков – многовековая история России, достижения культуры ее народов, знаменательные события, сфокусированные в геральдике, праздниках, обычаях, традициях. Именно это составило идеологию исследования, его концептуальную позицию, его, как выразился бы К.С.Станиславский, «сверхзадачу».
Исследуя механизм восприятия экскурсии в массовой аудитории, мы констатировали наличие у реципиента постоянно действующей потребности в переоценке ценностных ориентаций, мысленной консультации по «вопросам жизни». Соответственно, и в звене говорящего, имеющего определенные коммуникативные намерения, должна возникнуть «ответная» установка, продуманы оптимальные пути ее реализации.
Массовая экскурсия – это ситуация общения музея и экскурсовода с самой широкой и разнородной аудиторией, очень часто не являющейся единым коллективом, с группой, которую порой трудно объединить по какому-либо единому признаку. Это некий временно и внешне единый контингент людей, имеющих подчас полярные представления о цели экскурсии, с разными ожиданиями и требованиями к ней. Однако в процессе взаимодействия и понимания не может не играть роли тот факт, что и музей, и ведущий, и его слушатели являются частью более широкой социальной общности и, следовательно, носителями ее языка, представлений, понятий.
Экспонаты музея, как правило, созданы для утилитарных целей, но отделены от них известной мерой условности. Они доступны только созерцанию, но ни в коем случае не использованию по своему прямому назначению. Независимо от своего желания, посетитель так же подчинен условности музея: в окружении данных реалий, в данном музее, на данной экскурсии, в данных временных рамках он берет на себя роль исследователя истории и культуры. Однако, сугубо значимыми, устойчивыми в любой ситуации остаются глубинные личностные потребности, определяющие собой интерес и внимание. Таким образом, мера условности музея образует как бы два разных уровня – уровень ценности вещи с ее прошлым и уровень актуального сиюминутного запроса наблюдателя в настоящем.
Переход к игровой ситуации не означает переход к особой, четко обозначенной игре: тонкость и специфика момента как раз и состоит в том, что предлагаемые обстоятельства обуславливают лишь необходимость коррекции линии поведения и речи по отношению к практическому ходу деятельности, перехода из плана обыденных связей в план мысли. Какова мера этой коррекции – вопрос индивидуальности ведущего, опыта его работы, пола, возраста, чувства меры и степени оценки им роли идеи, отраженной в конкретном экспонате. Ориентируя свою деятельность в ситуации познания в музее, экскурсовод не может быть ни ученым-искусствоведом, замкнутым в своей области знания, ни тем более учителем. Хотя в той или иной мере он действительно объединяет их в своем лице.
Ведущую функцию экскурсовода мы видели не в перемещении объема знаний в головы посетителей, а, прежде всего, в возбуждении их сознания, памяти, представлений, ассоциаций и жизненного опыта. Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, выступал для нас как метод активизации восприятия.
Разносторонний анализ социально-культурной деятельности экскурсовода как ведущего посредника между музеем и посетителем заставил нас в процессе опытно-экспериментальной работы скорректировать ряд исходных позиций.
На начальном этапе исследования мы видели в нем автора экскурсии, создающего на докуммуникативной фазе партитуру раскрытия экспозиции и исполняющего в условиях коммуникации с посетителями функции театра одного актера. Однако, по мере изучения восприятия слушателями информации экскурсовода мы убедились, что эффективность экскурсии находится в прямой зависимости от степени активности посетителей, от уровня их задействованности в диалоге с экскурсоводом. Наиболее успешными, вызывающими самые положительные отзывы участников, были те экскурсии, на которых слушатели из объекта информационного воздействия преобразовывались в субъект социально-культурного творчества, а экскурсовод принимал на себя функции не только информатора, но и комментатора-дирижера, направляющего обсуждение в педагогически целесообразное русло. При этом методическое мастерство экскурсовода проявлялось в умении достичь оптимального соотношения информации, комментария и включения участников экскурсии в обсуждение поднятых в ней проблем.
Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов. Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея-заповедника «Царское Село», равно как и любого иного музейного учреждения, – в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.
Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века. В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира.
Логика исследования по ряду параметров заставила расширить его границы, выйти за пределы первоначальной гипотезы, проанализировать ряд общемузейных проблем. В частности, исследование доказало необходимость использования художественных, историко-мемориальных и иных музеев как средств сохранения и передачи из поколения в поколение исторической памяти, как фактор культурного наследия, опирающегося на предметные формы духовных и материальных ценностей. Эксперимент проиллюстрировал целесообразность расширения функций художественных и историко-мемориальных музеев, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством соединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество.
- М.А.Ариарский прикладная культурология
- Прикладная культурология
- 2001 Г.
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Глава I.
- 1.1. Социально-культурная ситуация на рубеже третьего тысячелетия
- 1.2. Становление единой науки о культуре
- 1.3. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности
- 1.4. Культурология и педагогика вовлечения индивида в мир культуры
- 1.5. Массовая культура в системе формирования личности
- Глава II. Технология формирования личности как субъекта культуры
- 2.1. Механизм усвоения культуры
- 2.2. Основные стадии и ведущие сферы формирования культуры личности
- Методика формирования духовной культуры личности.
- Глава III
- 3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере
- 3.2. Культуротворческая направленность системы образования
- 3.3. Обеспечение культуры досуга
- Глава IV
- 4.1. Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений
- 4.2. Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек
- 4.3. Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга
- Глава V
- Глава VI. Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии
- 6.1. Терминологическая культура как непреложный элемент культурологического знания
- 6.2. Ведущие области культурологии
- II. Прикладная культурология Теоретические основы прикладной культурологии
- Культурная политика и социально-культурное проектирование
- Культуроохранительная деятельность
- Формирование культуры личности
- Культурологическое просвещение и вовлечение личности в социально-культурную деятельность
- Формирование коммуникативной культуры
- Ведущие сферы и социальные институты реализации созидательной культурологии
- Культурология досуга
- Прикладная культурология как вид профессионально-трудовой деятельности
- Каган м.С. Философия культуры. СПб., 1996
- 6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии
- 6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук
- Соколов э.В. Свободное время и культура
- Заключение
- Литература