3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере
Анализ тенденций развития производственных отношений свидетельствует о том, что в XXIвеке они будут существенно отличаться от предшествующего столетия. И главное в этом отличии будет отражать не только и не столько новизна их научно-технической и технологической базы, сколько принципиально иной общекультурный уровень специалиста.
В промышленном производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в здравоохранении, бытовом обслуживании, в любой другой сфере профессиональной деятельности компетентность специалиста ныне предопределяется не только владением конкретными технологиями, но и таким уровнем внутренней культуры, который обеспечивает гарантии профессиональной экологии, исключающей повторение Чернобыля или иной человеческой катастрофы, вызванной противоречием между безграничными возможностями современной техники и недостаточным уровнем культуры обслуживающих ее людей.
С целью определения путей преодоления этого противоречия автор в конце 70-х годов возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование, которое сконцентрировалось на выявлении:
требований научно-технического прогресса к общекультурным качествам специалиста постиндустриального общества;
объективных возможностей воздействия современной профессионально-трудовой деятельности на формирование гражданских и нравственно-эстетических качеств личности специалиста;
оптимальных условий реализации этих требований и возможностей средствами культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной и иных форм социально-культурной деятельности.
В исследовательский коллектив вошли Г.А.Акопян, А.М.Буравлев, В.В.Водопьянова, А.А.Зотиков, Н.Х.Камалова, П.М.Курячий, Л.П.Подоба, Ш.З.Санатулов, которые, следуя разработанной автором единой методологии и методике научного поиска, осуществили разработку одного или нескольких аспектов изучаемой проблемы, приняли участие в организации широкого формирующего социального эксперимента и анализе его эффективности, результаты которого были представлены в научных публикациях и диссертациях109.
Методология исследования строилась на синтезе философско-культурологических (М.Вебер, П.С.Гуревич, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Кассирер, Э.В.Соколов, Л.Уайт, А.Я.Флиер и др.) и психолого-педагогических (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Н.Д.Никандров, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) концепций; на принципах органичной взаимосвязи профессионально-трудовой деятельности и общекультурного развития (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, С.Г.Вершловский, А.М.Новиков, П.С.Хейфец и др.). Преодолению проявлявших себя в 20–80-е годы XXвека стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта способствовало обобщение трудов западноевропейских, американских и японских ученых (Д.Блок, С. де-Виндт, Ш.Генри, С.Гликман, Р.Дейв, А.Корлози, Л.Колберг, А.Кролли, Д.Либерман, Л.Миллер, В.Перри, А.Пэн, С.Судзуки, Р.Тамаширо, Р.Хант, Л.Шрейдер, К.Т.Элсдон и др.), которые достаточно широко отразили влияние высоких технологий, компьютеризации производства и других аспектов научно-технического прогресса на формирование потребности специалиста в непрерывном повышении уровня своего профессионального мастерства и общекультурного развития.
Принципиальное значение для методологии исследования приобрела концепция Дж.Левинджера о единстве морального, когнитивного и социального в личности, проявляющем себя в любой сфере профессионально-трудовой деятельности. Дополненная положением об опережающем развитии культуры как условии оперативного и успешного восприятия новой техники и новых технологий, она позволила реализовать принцип целостного подхода к специалисту XXIвека, удовлетворить требования научно-технического прогресса к личностным качествам его субъектов.
Гипотеза исследования строилась на том, что профессиональная компетентность специалиста информационного общества не может ограничиваться владением компьютерной техникой или высокими технологиями. Не в меньшей мере ее должны характеризовать осознанное отношение к себе и окружающим; толерантность, креативность и поведенческая гибкость; способность видеть прекрасное в природе, обществе, семье, в труде, познании, досуге и общении; в умении строить свой мир по законам красоты, проявлять избирательное отношение к потокам социальной информации, находить границы между культурой и псевдокультурой, развивать свои эстетические способности, активно участвовать в социально-культурном творчестве.
Сверхзадачу профессионально-трудовой сферы мы видели в создании соответствующих условий для разностороннего общекультурного развития специалиста, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, базового образования, но с обязательным учетом его индивидуальных способностей, наклонностей, дарований, интересов, ценностных установок.
Вопросы общекультурного развития личности в процессе ее социализации и, в частности, проблемы культуры профессионально-трудовой деятельности длительное время представляются приоритетными для философии, социологии, социальной психологии, педагогики, а ныне и прикладной культурологии. Крупнейший деятель русской педагогики конца XIX– началаXXвека П.Ф.Каптерев очень точно заметил, что «основу основ передачи подрастающему поколению социального опыта составляет общекультурное развитие индивида»110. А классик американской философии и педагогики Дж.Дьюи конкретизировал эту мысль, подчеркнув, что «общекультурное развитие – это ведущее средство социализации личности, в рамках которого обеспечивается равновесие и гармония между индивидом и средой и, в частности, между человеком и его профессиональной деятельностью»111.
Новая социально-экономическая ситуация и новые требования к культуре труда и общественных отношений предопределили необходимость пересмотреть принципы изначальной подготовки человека к профессионально-трудовой деятельности, обновить систему общего и базового профессионального образования, обусловили гуманизацию учебных планов средней и высшей школы. Во всех вузах, включая технические учебные заведения, с начала 90-х годов введен курс культурологии; в школах, профессиональных училищах, лицеях, гимназиях значительно расширен гуманитарно-эстетический цикл.
Усложнение отношений «человек – природа», «человек – техника», «человек – научно-техническая информация» и всей социально-экономической и духовной жизни общества детерминировали значительное повышение требований к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической, нравственной, эстетической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а непреложным профессиональным качеством специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость определенной перестройки первичного, базового образования, всей системы непрерывного (или в терминологии западноевропейских и американских ученых – неформального) образования, равно как и иных форм подготовки человека к выполнению профессиональных функций. Глубина осознания и усвоения инновационных методов и прогрессивных технологий современного производства и сферы обслуживания находится в прямой зависимости от культурного кругозора специалиста, и решать эти задачи возможно посредством последовательного расширения этого кругозора.
Отечественная и мировая наука ныне едины в принципиальной позиции, исходящей из того, что ведущей проблемой приведения личностных качеств специалиста в соответствие с новыми требованиями выступает проблема соотношения саморазвития и профессиональной деятельности, стержнем которой, в свою очередь, является диалектическое единство профессионального мастерства и общекультурного развития.
Важнейшую роль в разрешении этой проблемы играет система непрерывного образования как комплекс государственных и негосударственных образовательных и культурно-просветительных учреждений, которые обеспечивают организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общегуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической, политехнической, нравственно-эстетической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и длящегося всю жизнь индивидуального стремления личности к самообразованию и самосовершенствованию.
Для специалистов, занятых в разных областях профессионально-трудовой деятельности, общекультурное развитие связано не с широким понятием культуры как совокупности созданных и создаваемых ценностей человечества, а с актуальной культурой, т.е. той частью культуры общества, которая находится в повседневном функционировании и включает в себя минимум необходимых самодеятельной части населения социально-политических, культурологических, естественнонаучных и технических знаний, умений и навыков.
Исходя из этого, прикладная культурология призвана решать триединую задачу:
стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры (от культуры труда до художественно-эстетической культуры);
формировать знания, умения и навыки социально-культурной деятельности;
вовлечь специалиста в реальное социально-культурное творчество.
Разносторонний анализ тенденций развития общественного производства конца XXвека; учет специфики различных форм профессионально-трудовой деятельности – от добычи полезных ископаемых и создания космических станций до выполнения функций шофера, продавца, врача, учителя, милиционера или секретаря-референта; обобщение профессиограмм, квалификационных характеристик и иных документов, определяющих социальные и профессиональные требования к современным специалистам разного профиля; изучение результатов прогностических исследований, пытающихся выявить особенности производственных отношений формирующегося информационного общества, позволили сформулировать общекультурные качества, которые в одинаковой мере необходимы специалисту любой сферы профессиональной деятельности.
К ним, в частности, относятся умения:
проявлять интерес и постоянно следить за явлениями и процессами духовной жизни;
эффективно использовать традиционные (чтение, радио, театр, выставки и т.д.) и новые (видеопрокат, Интернет и т.д.) средства информации, проявлять дифференцированное отношение к ней;
осуществлять художественно-нравственную оценку явлений искусства, различных форм социально-культурного творчества;
вести диалог с людьми, конструировать социально значимые контакты, обеспечивать культуру общения;
осуществлять нравственно-эмоциональное воздействие на окружающих средствами искусства, живого слова и наглядности;
прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательное воздействие на окружающих.
Для успешной работы с людьми современный специалист, освоивший основы социально-культурной деятельности, должен владеть навыками:
изучения и учета интересов и потребностей разных групп населения (основы поисково-социологического мастерства);
культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования социальных общностей разных типов (основы менеджерского мастерства);
информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (основы ораторского, просветительского, художественно-пропагандистского мастерства);
самореализации своих творческих потенций и создания условий для проявления творчества коллег по профессионально-трудовой деятельности (основы психолого-педагогического мастерства);
разработки и осуществления целевых социально-культурных программ (основы перспективно-формирующего мастерства).
Для этого он должен знать:
Принципы фундаментальной и прикладной культурологии, позволяющие использовать общие закономерности приобщения человека к культурному социуму;
Достижения и проблемы отечественной и мировой духовной культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки личности, реализовывать принципы педагогической культурологии и педагогики сотворчества;
Критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества для осуществления художественно-критической оценки явлений духовной жизни.
Прикладную культурологию не может удовлетворить лишь констатация общекультурных знаний, умений и навыков современного специалиста. Не менее важно выявить их качественные параметры, определить мотивы социально-культурной деятельности, степень ее интенсивности, уровень проявляемой специалистом социальной активности.
С целью получения достоверной и репрезентативной картины, характеризующей общекультурное развитие специалистов разных форм профессионально-трудовой деятельности112, исследовательский коллектив сосредоточил свое внимание на анализе:
количественных и качественных параметров, отражающих содержание и направленность их духовных интересов и потребностей, степень развития художественно-эстетических способностей, интенсивность участия в социально-культурной деятельности;
исходной базы усвоения культуры и социально-культурного творчества (образование; наличие телевизора, компьютера, музыкального центра, музыкальных инструментов и других средств, обеспечивающих возможность культурной деятельности);
качества потребляемых ценностей культуры, создаваемых и пропагандируемых результатов социально-культурного творчества;
времени, приходящегося на индивидуальные и семейные формы потребления социальной информации и культурно-досуговое творчество;
материальных затрат на создание индивидуальной или семейной инфраструктуры социально-культурной деятельности;
соотношения объективных и субъективных факторов социально-культурной активности.
Исследование, безусловно, подтвердило исходную гипотезу и показало, что в современных условиях для специалиста материального и духовного производства, сферы обслуживания, области управления или любой иной формы профессионально-трудовой деятельности культура, общекультурное развитие, социально-культурная активность выступают не только в качестве личной ценности, но и как непреложная основа успешного выполнения своих служебных функций.
Культурный уровень как динамичное образование подвержен наибольшему воздействию на начальных стадиях формирования специалиста, тесно связанных с периодом профессионального и социального самоутверждения. Однако проблема роста общекультурных знаний, умений и навыков не теряет своей актуальности и на последующих стадиях, когда эрудиция личности и ее общая культура активно сказываются на качестве профессиональной деятельности, на характере деловых отношений, на способности оперативно осваивать новые технологии и эффективно откликаться на иные инновационные процессы.
Длительность исследования, длившегося двадцать лет, не позволила в полной мере сохранить взаимосвязь всех его элементов (тем более что на протяжении этих лет обновлялся состав исследовательской группы). Однако это негативное обстоятельство дало возможность достаточно наглядно увидеть, как даже за такое с точки зрения истории малое время под влиянием социального и научно-технического прогресса изменились требования общества к специалисту и требования специалиста к обществу.
В 1980-м году из 4,5 тысяч специалистов лишь 9 человек (0,2%) на первое место в повышении своего общекультурного уровня поставили задачи освоить компьютер. В 1998 году из такого же количества опрошенных 4320 человек (94%) указали на необходимость освоить компьютерную технику.
На начальном этапе исследования не более 12% опрошенных выражали желание усвоить английский язык, в конце 90-х годов этот показатель вырос до 78%. В этот же период появилось практически не встречавшееся в начале 80-х годов стремление заняться своим имиджем, эффектно представляться, вести деловые переговоры, непринужденно чувствовать себя на презентациях.
Особенностью деятельности современного специалиста является ее синтетический характер. Многие сочетают в своем труде, наряду с профессионально-технологическими, организаторские и управленческие, воспитательные и образовательные, пропагандистские и художественные, исследовательские и прикладные функции, осуществляющиеся в их неразрывном единстве. В конкретных видах деятельности и специфических ситуациях на первый план может выдвигаться та или иная функция или группа функций. При этом специфика общекультурного развития специалиста, в первую очередь, проявляется в его профессионально-трудовой деятельности, реализуя тем самым обоснованный в науке и практике деятельностный подход.
В философской и психологической литературе конца XXвека реально развивались различные интерпретации деятельностного подхода. Все их многообразие условно можно представить в виде двух полярных позиций. Первая понимает деятельность как способ включения в общественную жизнь, вторая трактует деятельность как способ самореализации творческих потенций личности.
При первом способе деятельность существует как бы отдельно от личности. Сама личность подводится под существующие формы деятельности, которая оказывается конечной суммой наличных и внешних для личности социальных форм. При втором способе деятельность является неотделимой от личности, ее культуры, качества выполнения профессионально-трудовых функций, ее знаний, умений, навыков, многообразных форм самоутверждения в социальном мире. Деятельность здесь есть специфическая форма саморазвертывания личности, реализации ее творческих потенций.
При анализе проблем развития общекультурного уровня специалиста мы основывались на понимании деятельности именно как способа самореализации личности, ибо подлинная самореализация личности может быть только предметной. И предмет здесь рассматривается не как специфическая форма опредмечивания социальных отношений, а как посредник общения, деятельности, культуры, как специфическое «зеркало человеческой сущности».
Это тем более важно подчеркнуть, что зачастую под предметностью деятельности понимают чисто внешнюю сторону. Главным же смыслом и предметом деятельности является сама личность, ее общая культура и процесс ее развития. И не только в том плане, что она является основным результатом деятельности, но и - прежде всего - потому, что вне этого процесса не может быть реализована и та внешняя предметность, которая порождается деятельностью.
Сознательная организация определенных форм деятельности и отношений предполагает формирование у сложившихся специалистов ориентации на непрерывное образование, в рамках которого последний может и должен постоянно обогащать свой духовный багаж. Если стимулирование трудовой деятельности основывается на заинтересованности человека в результатах труда для удовлетворения прежде всего сегодняшних, «близлежащих» интересов, то стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, способности поступиться текущими интересами ради перспективных.
Непреложным условием коренного совершенствования общекультурного развития специалистов в системе повышения квалификации представляется индивидуализация воздействия, ориентир на всестороннее развитие уникальных черт личности. Индивидуализация воспитательного влияния – это учет множества конкретных особенностей, присущих данной ситуации и данному человеку. Индивидуальность – совокупность тех свойств личности, которые придают ей неповторимое своеобразие и выявляются в особенностях ее образа мыслей, чувств и действий. Индивидуальность личности не сводится к биологическим или психологическим особенностям, хотя они все ее отличают. Индивидуальность показывает степень развития творческих сил, социальной инициативности, активности и своеобразие воздействия на окружающую действительность.
Индивидуальность выражается в той неповторимой психологической атмосфере, которая создается вокруг каждого человека в сфере труда, общественно-политической жизни, быта и, в первую очередь, досуга, когда человек чувствует себя максимально раскованным и свободным. Методология нашего исследования исходила из того, что личностный подход – это подход к человеку, с которым устанавливаются какие-либо объективные отношения именно как с целостной личностью, с учетом индивидуальной, функциональной и динамической структуры данного конкретного человека.
Сравнительный анализ сложившихся в России, странах Европы, США, Канаде и Японии направлений общекультурного развития специалистов разных форм профессионально-трудовой деятельности свидетельствует о том, что ведущим среди них остается непрерывное образование и такой ее компонент, как самообразование. Однако эту область духовной жизни правомерно рассматривать в рамках более широкого явления – непрерывного и разностороннего развития личности. Самообразование, равно как и вся система неформального непрерывного образования, – не самоцель, это лишь одно из средств последовательного и гармоничного развития в человеке его субъективности и целостности, стимулирования его интеллектуально-творческих потенций.
Характер производства, опирающегося на высокие технологии, специфика современной сферы обслуживания, особенности управленческой деятельности в правовом государстве, сложившиеся к началу XXI векапроизводственные отношения предопределяют такие общекультурные требования к специалистам, которые формируют у последних мотивы непрерывного повышения уровня своих правовых, экономических и технологических знаний, владения компьютерной и иной техникой информационного общества, усвоение языков международного общения и навыков деловых отношений, отвечающих требованиям времени. Эти мотивы детерминируют установку на активное, творческое, проблемно-методологическое освоение культуры. И в этих условиях любые формы непрерывного образования – от соответствующих курсов или институтов до самообразования – не могут рассматриваться как внешние факторы, которые навязаны кем-то извне. Научно-технический и социальный прогресс порождает такую социально-культурную ситуацию, при которой любой аспект повышения общекультурного развития приобретает характер интериоризации специалистом ценностей культуры, становится субъектным, личностным фактором. Преимущества личностно ориентированной концепции повышения общекультурного уровня средствами непрерывного образования проявляются в том, что она не носит унифицированный характер, а исходит из тех противоречий социальной практики, преодоление которых является условием успеха профессионально-трудовой деятельности.
Если в XXвеке личность рассматривалась через призму образования, то вXXIвеке, наоборот, проблему образования необходимо рассматривать через призму личности, то есть через воспитание в человеке способности связывать качественно различные фрагменты социального и собственного опыта в органичную систему, в целостность, стержнем которой становится человек с его реальной потребностью идти в ногу с научно-техническим прогрессом и избирать формы повышения своей культуры в соответствии со своими способностями, наклонностями и объективными возможностями освоения этих ценностей. В силу этого субъектом непрерывного образования является личность, постоянно самоутверждающая себя в мире и самоформирующая свои профессионально-технологические и социально-культурные качества.
Обобщение совокупного опыта экономически развитых стран и анализ тенденций научно-технического прогресса позволяют прикладной культурологии придти к выводу, что концептуальные положения и вытекающие из них технологии непрерывного образования специалистов должны основываться на личностном подходе к формированию общекультурных качеств самодеятельного населения. Переосмысление содержания, методов обучения, характера совместной деятельности специалиста, повышающего свою квалификацию, и его преподавателя должно быть направлено на преодоление существующего отчуждения образования от личности. Образование должно рассматриваться как труд, как жизнь с личностным смыслом, основой которого выступает общекультурное развитие. Если игнорировать это положение, то непрерывность можно трактовать лишь внешним образом, как совокупность мероприятий, например, по повышению квалификации. Новый подход к непрерывному образованию специалистов разных сфер профессионально-трудовой деятельности совпадает с характером и природой их профессии, конкретного места в общественном производстве и иных сферах социальной жизни, дает установку и формирует готовность к проблемному видению реальности, к умению находить адекватные способы разрешения возникающих противоречий. Именно такое качественное обновление общекультурных знаний, умений и навыков требуется сегодня в условиях динамично изменяющейся социальной практики.
Принципиальная особенность современного этапа развития человечества состоит в том, что образование, становясь непрерывным, на определенном этапе теряет унифицированный и обязательный характер, дифференцируется в соответствии со спецификой профессионально-трудовой деятельности, превращаясь в личное дело каждого.
Характерной чертой нового этапа общекультурного развития специалистов любой сферы труда становится резкое увеличение разнообразия познавательных интересов и поисков возможностей их удовлетворения. Свидетельством этому могут служить многочисленные формы самообразования, платные курсы обучения, школы бизнеса. Специфика новых познавательных потребностей проявляется в том, что они конкретны, практичны, удовлетворяют актуальные интересы.
В системе первичного базового образования его содержание предопределяется традиционным представлением общества об объеме знаний, умений и навыков, которыми непреложно должно овладеть каждое вступающее в жизнь поколение. Заложенная в него информация об основах гуманитарных, естественно-математических и социально-экономических наук может отражать, а может и не отражать реально проявляемые обучающимися познавательные интересы, и тогда ее усвоение будет результатом осуществления принципа «не хочешь – заставим». Иная ситуация в условиях общекультурного развития специалистов, нашедших себя в той или иной форме профессионально-трудовой деятельности. Здесь исходная база обучения строится на осмысленном и совершенно конкретном интересе специалиста к определенной информации, объем которой последовательно расширяется и углубляется по мере усложнения научно-технического прогресса, повышения требований к сфере управления и обслуживания, осознания себя субъектом социального и профессионального творчества.
Профессиональная заинтересованность детерминирует познавательную активность, предопределяет мотивацию обучения, связывает процесс постижения новой информации с ожиданиями служебного роста и решения других личностно значимых проблем. И существенно важно, что эти ожидания связаны не с далеким будущим, а с самой реальной ближней перспективой, с повышением производственного разряда, должности, оплаты труда, с дальнейшим самоутверждением себя как субъекта созидательной деятельности.
Традиционная педагогика базового образования использует богатейший арсенал логического и эмоционального воздействия для того, чтобы сделать процесс обучения привлекательным и интересным, выработать соответствующие мотивы освоения знаний. В системе общекультурного развития как компонента повышения квалификации мотивация предопределена самим характером профессионально-трудовой деятельности. Решение задач, выступавших в школе или вузе как средства проверки знаний, здесь становится целью обучения, а усвоение знаний – средством их достижения. Непосредственное замыкание потребности в знаниях на результаты их применения позволяет преодолеть отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса, успех которого в значительной мере связан с внутренними мотивами расширения своего общекультурного кругозора.
Под воздействием научно-технического и социального прогресса концепция первичности общекультурного развития как фундамента личности гражданина и специалиста стала ныне приоритетной как в экономической, так и в образовательной политике. В рамках этой политики непрерывное образование, стержнем которого выступает формирование и духовное обогащение личности, представляется разветвленной системой, способной удовлетворить высокие требования формирующегося информационного общества.
Общекультурное развитие субъекта профессионально-трудовой деятельности в системе повышения квалификации становится ныне конечной целью и его предпосылкой, но в практике осуществления этой концепции проявляется немало противоречий.
Первое из них – между ценностями и приоритетами культуры современного общества и сложившейся системой образования, которая отражает прошедший век, и ориентирована на то, что было вчера и не раскрывает обучающимся перспективы на завтра. Практика подтверждает вывод Ж.Дюмазедье113о том, что изменения в традиционной образовательной системе происходят значительно медленнее, чем перемены в обществе и культуре. А это приводит к тому, что общеобразовательная и профессиональная школа не поспевают за динамично обновляющимися социально-культурными потребностями общества, далеко не в полной мере удовлетворяют духовные потребности личности.
Второе противоречие – между необходимостью в кадрах, имеющих достаточно высокое общекультурное развитие, и узостью, ограниченностью их фундаментальной, общегуманитарной подготовки. Наиболее остро оно проявляется в США, Канаде, странах Западной Европы, где преобладание узко профессионального образования, обеспечивающего реализацию актуальных потребностей в высокопроизводительной деятельности, существенно снижает способность специалиста к обобщенному осмыслению закономерностей научно-технических процессов, затрудняет возможности восприятия новой техники и новых технологий.
Третье противоречие – между целесообразностью широкого внедрения личностно-развивающейся системы непрерывного образования и консервативностью существующих форм организации повышения квалификации, опирающихся лишь на использование предметно-информационного принципа обучения, который обеспечивает создание необходимых условий саморазвития индивида и его способности самостоятельно обновлять способы профессиональной деятельности.
Наконец, четвертое противоречие – междунеобходимостью интеграции различных звеньев общекультурного развития в единую постоянно обновляющуюся систему и существующей раздробленностью институтов повышения квалификации, действующих без учета кардинальных целей формирования и функционирования современного специалиста как субъекта социального и научно-технического прогресса.
В этой ситуации перед общеобразовательной и профессиональной школой стоит задача при сохранении непреходящих традиций российской системы образования обновить ее содержание в соответствии с требованиями XXIвека, внедрить методики обучения, вытекающие из принципиально новых технических возможностей информационного общества, существенно расширить фундаментальную общекультурную подготовку во всех звеньях непрерывного образования, а перед государством – не менее важная задача координации усилий различных образовательных и социально-культурных институтов в решении кардинальной задачи формирования культуры самодеятельного населения.
И теория, и практика показывают, что магистральный путь повышения эффективности общекультурного развития специалистов различных форм профессионально-трудовой деятельности в первую очередь видится сегодня в обеспечении скоординированности и взаимосвязи всех его компонентов на каждом уровне духовного развития человека; реализации принципов его целостности, непрерывности, прогностичности. Протекающие ныне качественные преобразования системы непрерывного образования придают ей новые интегральные качества: ориентацию на конечный результат (формирование гармонично развитой и постоянно обновляющей свой духовный мир личности), прогностичность (отражение на каждой ступени образования перспективных задач последующей ступени и социально-экономических требований к системе образования в целом), преемственность по вертикали (на разных уровнях образования) и горизонтали (разные профили образования одного уровня), гибкость и динамичность (способность оперативно перестраиваться в соответствии с новыми требованиями к личностным и профессиональным качествам).
Современная психология отвергла бытовавшие ранее теории об ограниченности развития индивида периодом детства и юности, она ныне исходит из концепции безграничного личностного развития как основного способа существования человека во все периоды его жизни. Эта концепция позволяет нам видеть в системе повышения квалификации естественную и необходимую деятельность людей зрелого возраста, направленную на постоянное обновление, расширение и обогащение своих профессиональных и общекультурных знаний, умений и навыков. Причем диапазон этого обновления в любом возрасте может простираться от реквалификации до коренной переориентации мировоззренческой позиции, идеологических взглядов, политической направленности, восприятия разных жанров искусства и т.д.
Функционирование системы непрерывного образования как средства общекультурного развития личности в новых социально-экономических условиях, когда общество существует для человека, а не человек для общества, приобретает принципиально новое качество. Вся система непрерывного образования ныне детерминирована не только постоянно обновляющимися и усложняющимися социальными требованиями к профессиональным качествам специалистов, но и учетом индивидуально проявляемых личностных мотивов и устремлений людей к постоянному обновлению своих знаний, к приобретению новых специальностей, к самореализации своих творческих потенций.
Ведущая тенденция совершенствования системы непрерывного образования находит свое выражение в преодолении заземленно-потребительского отношения к специалистам и концентрации внимания не только на узкопрофессиональной, но и личностной компетентности, отражающей уровень научных знаний в области философии, политологии, истории, социологии, экономики, культурологии, права, этики, эстетики, психологии и других наук; культуры делового и неформального общения; умения и навыки общественно-организаторской и культурно-творческой деятельности.
В дополнение к сложившимся задачам формирования культуры современного специалиста (развитие коммуникативно-организаторских качеств, профессионального мышления, потребности в самообразовании) сегодня добавилось достижение индивидуальных профессиональных и жизненных целей. Наряду с компенсаторской и профессионально-обновляющей функцией утвердила себя личностно-развивающая и преобразующая функция.
Методика повышения квалификации наряду с традиционным решением типовых и профессиональных нестандартных задач фокусируется ныне на овладении механизмами научного познания и анализа социальной практики, чему способствует создание рефлективно-инновационной сферы, ставящей специалиста в условия необходимости проявить свой творческий потенциал.
Эффективность общекультурного развития находится в прямой зависимости от востребованности дополнительных знаний, умений и навыков, которые пробрел специалист. Десятки лет эта проблема решалась административным путем, главным образом за счет новых должностей, разрядов, тарифов оплаты. Сегодня, в условиях рыночных отношений, срабатывает единственный критерий – возросшее профессиональное мастерство, которое социально осмыслено и опирается на знания законов экономики и права, владение принципами менеджмента, строится в соответствии с современными достижениями человекознания. В социально-экономической ситуации, когда все активнее заявляют о себе факторы конкуренции и безработицы, конкурс на замещение вакансий в ту или иную фирму учитывает знание иностранных языков, эстетику внешнего вида, коммуникабельность, эрудицию в области литературы и искусства и многое другое, что отражает общую культуру специалиста. В этой ситуации качество системы повышения квалификации предопределяется тем, насколько она учитывает эти требования.
Если в повседневной производственной жизни профессиональный опыт выступает как бесспорно положительный фактор, то в условиях коренного обновления производства он порой становится определенным тормозом. В этой ситуации решающей предпосылкой успеха выступает широта эрудиции, которая придает личности динамизм, помогает ей свободнее видеть и воспринимать новое.
В научной литературе последних лет114достаточно много говорится об общих проблемах и ведущих направлениях развития непрерывного образования, но практически, за редким исключением, вопросы общекультурного развития специалистов не ставились ни в теоретическом, ни в организационном плане. Между тем, общая культура специалиста включает в себя и профессиональные, и нравственно-эстетические, и социально-психологические качества. Она выступает даже и как психотерапевтическое средство, способствующее адаптации человека к компьютеризации производства, высоким технологиям и другим научно-техническим инновациям, формированию умений и навыков преодоления эмоциональной нестабильности, способности найти и утвердить себя в любой динамично изменяющейся технологии производства, в любом трудовом коллективе или ином объединении производственной направленности.
Как бы сегодня не подчеркивалось влияние научно-технического прогресса на механизм непрерывного образования профессиональных знаний, умений и навыков современного специалиста, нельзя недооценивать и такой аспект повышения квалификации, как решение социально-культурных проблем, волнующих общество не меньше, чем совершенствование технологии производства.
Специалист начала XXIвека должен владеть самой совершенной технологией профессионально-трудовой деятельности. Но не менее важна его способность эффективно сочетать труд и отдых, уметь рационально строить свой досуг, обладать потребностью и способностью постоянно участвовать в социально-культурной деятельности.
Внедрение новой техники и технологии, других форм совершенствования производства приводят к повышению производительности труда, уменьшению необходимого рабочего времени, и, соответственно, к увеличению свободного времени. Создаются и материально-технические предпосылки для утверждения нового, более разумного образа жизни. Очень важно, что эта тенденция сливается с другой – с беспрецедентным возрастанием значимости, ценности образования.
По мнению Ж.Дюмазедье115, образование становится все более необходимым для разумной организации и планирования семейной жизни, досуга и т.д. А.П.Владиславлев116очень точно отмечает, что система непрерывного образования способна решать не только производственно-технологические задачи, но и формировать привычки и потребности, необходимые для рационального и содержательного использования свободного времени человека, более того, она в состоянии обеспечить их удовлетворение.
Существенный и обычно игнорируемый аспект потребности в непрерывном образовании акцентирует бельгийский исследователь Л.Д.Эно117. По его мнению, только оно способно оптимально решать проблемы адаптации человека к новым видам деятельности, к новым обязанностям, с которыми он неизбежно сталкивается по мере своего перехода из одной возрастной группы в другую. Непрерывное образование, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, может оперативно и адекватно реагировать на все будущие изменения социопсихологических, демографических, социальных, семейных и иных параметров в жизни человека, которые заранее полностью предусмотреть, а тем более адекватно осмыслить и прочувствовать человек не может.
Тем самым непрерывное образование дает возможность значительно «разгрузить» в данном отношении образование детей, подростков и юношей, концентрируя внимание на актуальных для данного возрастного этапа вопросах.
В комплекс побудительных причин к введению непрерывного образования входит и группа духовно-культурных факторов. Это обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что рост общего специального образования – предпосылка активного участия человека в культурной деятельности. Общеизвестна и универсально проявляется и такая закономерность, которую образно можно назвать «инерцией» предшествующего образования: чем выше образовательный уровень личности, тем активнее она стремится к продолжению образования. При этом образование не только развивает духовные потребности, но и порождает новые. Однако существует диалектическая противоречивость развития и в этой сфере. Постоянная и пока убыстряющаяся интенсификация творческого, содержательного труда приводит к тому, что у многих отрядов научной, технической и так называемой «творческой» (деятели культуры, искусства и просвещения) интеллигенции грань между рабочим и свободным временем постепенно стирается. Формально досуг вроде бы растет, а фактически является продолжением рабочего времени, но в несколько иной модифицированной форме. Должностные обязанности незаметно выходят за рамки собственно рабочего времени. Разумеется, они требуют развития личности, побуждают ее активно и непрерывно пополнять свои знания. И чем квалифицированнее, способнее и добросовестнее специалист, чем глубже он погружается в творческую деятельность, чем сложнее проблемы, которые он решает, тем больший объем знаний и информации ему необходимо непрерывно обновлять и тем больше усилий и времени это отнимает, оборачиваясь для личности адаптационным стрессом.
Анализ социально-экономических факторов, детерминирующих развитие системы культуры и образования на перспективу, позволяет выявить объективные тенденции и закономерности ее совершенствования. По данным современных исследований в области философии, культурологии, экономики, социологии, общей и социальной психологии, педагогики и теории управления, эти объективные закономерности сводятся к следующим:
Единство конечной цели функционирования системы культуры и образования – формирование широко образованной, высококвалифицированной, гармонически развитой и способной реализовать свои творческие потенции личности – определяет стратегическую направленность деятельности всех звеньев культуры и образования и требует четкой преемственности учебно-воспитательной работы на всех ступенях становления и развития индивида.
Непрерывное изменение характера, содержания и объектов труда в сфере материального производства, непроизводственной сфере и области управления требует систематического обновления знаний, умений и навыков специалистов любой квалификации и профиля, формирования творческого отношения к труду, осознанного стремления к приобретению новых знаний, повышению квалификации. Это означает объективную необходимость развития и совершенствования наряду с базовым образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессиональное училище, средние специальные и высшие учебные заведения, аспирантура, докторантура) системы дополнительного образования, под которым понимается единая организационная структура различных социальных институтов обучения и воспитания, включающая в себя учебные заведения системы повышения квалификации, народные университеты и курсы, клубы по профессиональным интересам, социально разработанные программы учебно-воспитательного характера, реализуемые с помощью средств массовой информации, самообразование и т.п.
Важнейшее условие повышения эффективности системы образования – скоординированность и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования: целей, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. В связи с этим основополагающими принципами построения системы образования являются принципы целостности, непрерывности и прогностичности.
Взаимосвязь звеньев целостной образовательной системы не может сводиться только к реализации принципа преемственности, предполагающего поступательное усложнение учебно-воспитательных задач при переходе от более низких к более высоким ступеням образования. Речь должна идти о качественном преобразовании всей целостной системы непрерывного образования, приобретающей новые интегративные качества.
- М.А.Ариарский прикладная культурология
- Прикладная культурология
- 2001 Г.
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Глава I.
- 1.1. Социально-культурная ситуация на рубеже третьего тысячелетия
- 1.2. Становление единой науки о культуре
- 1.3. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности
- 1.4. Культурология и педагогика вовлечения индивида в мир культуры
- 1.5. Массовая культура в системе формирования личности
- Глава II. Технология формирования личности как субъекта культуры
- 2.1. Механизм усвоения культуры
- 2.2. Основные стадии и ведущие сферы формирования культуры личности
- Методика формирования духовной культуры личности.
- Глава III
- 3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере
- 3.2. Культуротворческая направленность системы образования
- 3.3. Обеспечение культуры досуга
- Глава IV
- 4.1. Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений
- 4.2. Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек
- 4.3. Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга
- Глава V
- Глава VI. Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии
- 6.1. Терминологическая культура как непреложный элемент культурологического знания
- 6.2. Ведущие области культурологии
- II. Прикладная культурология Теоретические основы прикладной культурологии
- Культурная политика и социально-культурное проектирование
- Культуроохранительная деятельность
- Формирование культуры личности
- Культурологическое просвещение и вовлечение личности в социально-культурную деятельность
- Формирование коммуникативной культуры
- Ведущие сферы и социальные институты реализации созидательной культурологии
- Культурология досуга
- Прикладная культурология как вид профессионально-трудовой деятельности
- Каган м.С. Философия культуры. СПб., 1996
- 6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии
- 6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук
- Соколов э.В. Свободное время и культура
- Заключение
- Литература