8 Этапы учебной практики
1 Вводный этап (6 ч)
Знакомство с библиотекой, еe миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем определение видов деятельности в данной библиотеке по основным направлениям работы.
2 Рабочий этап (60 ч)
Данный этап практики предполагает знакомство с содержанием работы отдельных подразделений библиотеки и участие в основных технологических процессах.
Формирование библиотечных фондов
Формирование заказов и приобретение литературы, картотеки и базы данных в помощь комплектованию. Текущее, ретроспективное (приобретение недостающих документов прошлых лет издания) и рекомплектование (освобождение фонда от устаревших по содержанию, ветхих, непрофильных и излишних дублетных экземпляров). Основные принципы отбора документов, первичный и вторичный отбор в библиотеке.
Работа с периодическими изданиями (кратко описать технологию работы с периодикой: источники, подписка и т. д.).
Структура фонда библиотеки (тематическое, видовое, языковое и др. разнообразие; хронологический охват). Особенности организации фонда данной библиотеки, отделы-фондодержатели, работа с фондом.
Способы размещения фонда в библиотеке (первый уровень – подфонды отделов, второй уровень – вид документов, например, подфонд журналов, газет, нот и т. д.). Пространственное расположение частей фонда в фондохранилище и по структурным подразделениям.
Принятые виды расстановки фонда в библиотеке. Содержательные (тематическая, систематическая, предметная), формальные (алфавитная, географическая, хронологическая, языковая, форматная, нумерационная) и их сочетания. Привести примеры.
Мероприятия по обеспечению сохранности фонда (устранение влияния атмосферных и биологических факторов, работа с задолжниками), существующий комплекс санитарно-профилактических мероприятий.
Учет документов (суммарный и индивидуальный). Инвентарный и безинвентарный учeт документов, особенности автоматизированного учeта, картотека безинвентарного учeта (в дневнике должен быть приведен перечень выявленных учетных документов, указаны особенности списания).
Организация работы и проверка библиотечных фондов.
2.2 Каталогизация (аналитико-синтетическая переработка информации, справочно-поисковый аппарат библиотеки)
Библиографическое описание документов разных видов (привести примеры не менее 10 изданий).
Знакомство с информационно-поисковыми языками (ИПЯ), используемыми в данной библиотеке (ББК, УДК, язык предметных рубрик, язык библиографического описания и т. д.).
Систематизация документов по рабочим таблицам, самостоятельно присвоить классификационные индексы 10 документам. Составление предметных рубрик для алфавитно-предметного указателя (АПУ), виды предметных рубрик АПУ (привести примеры, фрагмент АПУ).
Система традиционных каталогов и картотек библиотеки. Перечислить каталоги и картотеки библиотеки, описать внешнее и внутреннее оформление. Особенности расстановки карточек в каталогах (систематическая, алфавитная, обратно-хронологическая и т. д.).
Составление ключевых слов для электронного каталога, ввод данных в электронный каталог (ЭК), редактирование, виды поиска.
Методы и формы рекламы каталогов (устные, наглядные, массовые, индивидуальные), используемые в библиотеке. Кратко описать методы и формы рекламы каталогов, привести примеры.
2.3 Библиотечное обслуживание
Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, приоритетные направления (перечислить), основные показатели.
Виды абонемента и читальных залов (указать), основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учeта процессов обслуживания. Описать технологию обслуживания читателей. Работа с подсобными фондами. Внутренняя работа по подготовке к выдаче литературы.
Работа с требованиями читателей. Работа с отказами. Описать технологию работы с требованиями читателей и отказами.
Ассортимент платных и бесплатных услуг (привести в дневнике).
Обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу (МБА). Описать технологию МБА. Привести цифровые показатели.
Задачи социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в данной библиотеке, приоритетные методы и формы массовой работы (отразить в дневнике).
Реклама библиотечных информационно-массовых мероприятий. Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок, их соответствие методическим требованиям. Указать виды выставок с обозначением конкретных названий (по содержанию, целевому назначению, срокам функционирования, видам изданий и т. д.). Эффективность выставочной работы.
Перечислить виды и формы рекламы (желательно предъявить их копии), применяемые в библиотеке.
Использование новых технологий в обслуживании пользователей.
2.4 Библиографическая деятельность библиотеки
Задачи, организация и содержание библиографической работы в библиотеке (отразить в дневнике). Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки в целом и его использование в библиографическом обслуживании (описать). Виды и особенности информационного обслуживания.
Библиографическая продукция библиотеки.
Дежурство у каталогов и выполнение различных библиографических справок, устных и письменных. Принять участие в дежурстве у каталогов и в выполнении библиографических справок (в дневнике привести примеры формулировок различных запросов и их выполнения, должно быть не менее 4 запросов).
Формы библиографического обучения пользователей (привести примеры).
2.5 Управление библиотекой и научно-методическая деятельность.
Система внутрибиблиотечной организационно-правовой и технологической документации (описать систему документации библиотеки). Организационная структура и уровни управления библиотекой (составить схему).
Материально-техническая база библиотеки (указать количество единиц компьютеров, копировально-множительной техники, медиатехники и т. д.).
Трудовые ресурсы библиотеки (описать трудовые ресурсы с указанием возраста, стажа работы, образования и т. д., охарактеризовать должностные обязанности сотрудников (привести примеры), проанализировать систему повышения квалификации).
Планирование и отчeтность, основные статистические показатели. Привести основные статистические показатели (за 3 года), проанализировать их.
- Библиотечно-информационная деятельность
- Содержание
- Раздел 1 Общее библиотековедение 50
- Методические рекомендации по профессиональной практике Предисловие
- 1 Общие положения
- 2 Характеристика видов практики
- Принципы, цели и задачи педагогической практики
- 3 Базы практики
- 4 Требования к прохождению практики
- 5 Порядок прохождения практики
- 6 Отчетные документы
- Фрагмент дневника практики
- 7 Этапы учебно-ознакомительной практики
- 8 Этапы учебной практики
- 9 Этапы производственной практики
- Учебно-тематический план консультаций
- 10 Этапы педагогической практики
- Тематический план
- Фрагмент плана отчетности
- Библиотечные каталоги
- Аналитико-синтетическая переработка информации
- Библиотечное обслуживание
- Организация и методика библиографической работы библиотеки
- Дополнительная литература
- Библиотечный менеджмент и маркетинг
- Информационная культура личности
- Список использованной литературы
- Приложения
- Титульный лист дневника практики
- Дневник ……………. Практики
- Титульный лист отчета по практике
- Отчет по
- Рекомендации по прохождению педагогической практики Уважаемый коллега!
- Добрые пожелания
- Уважаемый коллега! помни!
- Фрагмент дневника практики
- Примерная схема самоанализа мероприятия
- Фрагмент схемы самоанализа мероприятия
- Характеристика студента-практиканта
- Программа государственного экзамена
- 2 Библиотека и общество
- Литература
- 3 Библиотека как система
- Литература
- 4 Система управления библиотечным делом
- Литература
- 5 Библиотечная профессия
- Литература
- 6 Библиотековедение как наука. Библиотековедение в системе наук
- Литература
- Раздел 2 Общее библиографоведение
- 1 Основы теории библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии; формы существования библиографической информации, ее основные общественные функции
- Литература
- 2 Библиографическая деятельность – центральная категория библиографоведения. Закономерности ее развития и функционирования, принципы; компонентная и видовая структуры
- Литература
- 3 Современное состояние библиографии в России
- Литература
- 4 Проблемы и задачи национальной (государственной) библиографии
- Литература
- 5 Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации. Основные библиографические центры
- Литература
- Раздел 3 Социальные коммуникации
- 1 Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории
- Литература
- 2 Коммуникационная деятельность и общение
- Литература
- 3 Коммуникационные каналы
- Литература
- 2 Классификация документов. Документная деятельность
- Литература
- 3 Текст как основа документа. Классификация текстов и их стилистические свойства
- Литература
- 4 История и современное состояние книжного дела за рубежом
- 5 История и современное состояние книжного дела в России
- Литература
- Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации
- 1 Библиографическая запись как результат аспи. Значение, функции, принципы составления и характеристика ее элементов и их назначение
- Литература
- 2 Система форматов rusmarc. Общая характеристика
- Литература
- 3 Индексирование. Определение, назначение, виды
- Литература
- 4 Библиотечно-библиографическая классификация (ббк): история создания и структура
- Литература
- 5 Аннотирование: сущность, назначение, методика. Классификация аннотаций
- Литература
- 6 Реферирование: сущность, назначение, методика. Классификация рефератов
- Литература
- Раздел 6 Информатика
- 1 Информация: виды, свойства, измерение, кодирование
- Литература
- Дополнительная литература
- 2 Информатизация постиндустриального общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 3 Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Системное программное обеспечение компьютера
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Корпоративные библиотечно-информационные сети
- Литература
- Дополнительная литература
- 6 Информационная безопасность. Защита информации
- Литература
- Дополнительная литература
- Раздел 7 Информационные технологии
- 1 Информационная технология как наука и практическая деятельность
- Литература
- 2 История, тенденции и перспективы развития информационных технологий
- Литература
- 3 Классификация информационных технологий
- Литература
- 4 Интернет и сетевые сервисы
- Литература
- 5 Менеджмент информационных технологий
- Литература
- Цикл специальных дисциплин Раздел 8 Библиотечный фонд
- 1 Библиотечный фонд в системе документных фондов
- Литература
- 2 Формирование библиотечного фонда. Теоретические основы и технологический цикл
- Литература
- 3 Моделирование и комплектование библиотечных фондов
- Литература
- 4 Организация и сохранность библиотечных фондов
- Литература
- 5 Управление библиотечным фондом
- Литература
- Раздел 9 Библиотечный менеджмент
- 1 Библиотека как объект управления
- 2 Методологические основы менеджмента
- 3 Территориальная организация библиотечного дела
- 4 Организационная структура библиотеки
- 5 Экономический анализ деятельности библиотеки
- 6 Система менеджмента качества библиотеки
- Литература
- Раздел 10 Библиотечное обслуживание
- 1 Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
- Литература
- 2 Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его равноправные участники
- Литература
- 3 Библиотечное обслуживание как технологический процесс
- Литература
- 4 Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке
- Литература
- 5 Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания
- Литература
- Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки
- 1 Библиографическая деятельность библиотеки
- Литература
- 2 Справочно-библиографический аппарат библиотеки (сба)
- Литература
- 3 Библиографическое обслуживание: виды и особенности
- Литература
- 4 Организация и технология библиографирования
- Литература
- 5 Управление библиографической деятельностью
- Литература
- Раздел 12 Основы педагогического мастерства
- 1 Педагогическая деятельность
- Литература
- 2 Педагогическая культура
- Литература
- 3 Педагогическое мастерство
- Литература
- 4 Педагогическое общение
- Дополнительная литература
- 2 Библиотечно-информационные дисциплины как объект преподавания
- Литература
- 3 Преподавание библиотечно-информационных дисциплин как составная часть профессиональной подготовки
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Библиотечная педагогика
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Подготовка библиотечных специалистов
- Литература
- Дополнительная литература