§ 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
Процесс методического обеспечения культурно-досуговой деятельности представляет собой целостную систему, включающую множество элементов, находящихся между собой в отношениях и связях, образующих определенную целостность и единство. Система методического обеспечения - это совокупность разноуровневых методических органов различных ведомств, объединенных едиными целями, объектом, средствами, методами и формами деятельности, находящимися в постоянном взаимодействии.
Система методического обеспечения формировалась постепенно. Период ее становления и развития охватывает довольно значительный исторический период. Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Большой интерес вызывало театральное искусство. В народных домах создавались и работали народные театры. Сподвижниками развития самодеятельных театров выступали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них: В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие. Их усилиями не только создавались народные театры, но и вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи.
В материалах, опубликованных в печати в связи с 50-летием методических центров, отмечалось, что в 1909 году по инициативе энтузиаста, руководителя крестьянского театра в с. Бурмакино Ярославской губернии Николая Владимировича Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театру. В начале 1911 года комиссия перешла в ведение Русского технического общества и стала называться отделом содействия фабричным и деревенским театрам. Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, студенты, сельские учителя, крестьяне. Преемником и продолжателем деятельности отдела стала секция содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В.Д. Поленова. Секция снабжала любительские народные театры пьесами, рекомендательными репертуарными рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафории, осветительных приборов. По словам В.Д. Поленова, секция стала "театральной лабораторией на всю Россию". В 1915 году по проекту В.Д-Поленова, на средства самого художника, а также С.Т. Морозова и ряда мастеров Московского Малого и Художественного театров было построено специальное здание, получившее название "Поленовский Дом". В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и деревенских театров, прокатный склад. Поленовский Дом активно работает с художественной самодеятельностью на селе. С этой целью создаются музыкальный, литературный, художественно-технический отделы, отдел школьного театра. Развитие самодеятельности потребовало в короткие сроки разработать как общие принципы методики, так и конкретные формы, методы культурно-досуговой деятельности населения, создать условия для творческого самовыражения .
Становление культурно-досуговой работы, создание сети учреждений культуры, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации работы, ее методического обеспечения.
В этот период появляются ростки, элементы методической деятельности. Наиболее существенные из них:
- в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация работы с населением, но и осуществление "единого" руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек; центральный клуб как бы "группирует" около себя городские, волостные клубы-ячейки;
- в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;
- создаются показательные клубные учреждения для распространения передового опыта работы;
- для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты.
Таким образом, создается достаточно целостная сеть учреждений ' культуры, в структуре которой рельефно обозначаются элементы мето- • дического характера, оказывающие заметное влияние на содержание ' Деятельности клубных учреждений. Идеи методического влияния на все Учреждения культуры заключались в том, чтобы больше внимания уде- ' лялось методической стороне дела, выявлялся и перерабатывался "опыт мест", полнее отражая живую действительность, чтобы "методические руководства" создавались не лабораторным путем-Клубные учреждения должны дополнять друг друга, поддерживать органические связи между собой, в их работе необходимы поиск, проверка достижений в области форм".
Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых годах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отработкой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур.
В последующий период до 1925 года учреждения культуры испытывали большие финансовые трудности. В условиях строгого режима экономии учреждения культуры были сняты с государственного бюджета и переведены на местное финансирование. Это привело к массовому сокращению числа учреждений культуры в стране: в 1922 году их число в большинстве губерний сократилось приблизительно до одной трети. В сотни раз сократилось число работников культуры. Однако уже в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учреждений. Были поставлены новые задачи в области методического обеспечения. Признавалось целесообразным создавать и подбирать в "центре" необходимую справочную и репертуарную литературу для учреждений культуры. Клубные учреждения, избы-читальни должны стать своего рода лабораториями, где апробировалась бы пригодность издаваемой методической литературы. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллективов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Начинает развиваться культурное шефство города над деревней.
Данный период характерен повсеместным усилением методической работы. Учреждения культуры уже накопили достаточно широкий арсенал форм, средств и методов работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой области, в направленной методической деятельности.
На этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городе появляются дворцы и дома культуры, на селе - совхозные и колхозные клубы. Это был новый, более высокий тип учреждений культуры. Они являлись своего рода методическими центрами своих территорий. В их работе появляются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическому руководству культурно-досуговой деятельностью.
В 1930 году Поленовский Дом был переименован в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне, а в 1931 году краевых и областных центрах создано 19 домов искусств^ Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства самодеятельным творчеством. Центральным Домом самодеятельного искусства были подготовлены на курсах специалисты для организации краевых и областных центров.
В 1936 году Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества, возглавивший систему методического руководства.
В книге "Методическим центрам РСФСР - 50 лет" говорится, что ВДНТ продолжал свою деятельность и в годы Великой Отечественной войны. Были сохранены ассигнования и штаты, 29 сотрудников Дома в июне 1941 года вступили в ряды народного ополчения. За два с половиной года войны Домом народного творчества было осуществлено более 659 месячных командировок на фронт творческих работников для постановки концертных программ армейской самодеятельности. Формировался репертуар, проводилась серьезная работа с композиторами и драматургами по созданию произведений для армейской самодеятельности, большое внимание уделялось повышению квалификации руководителей художественной самодеятельности.
В 1936 году был создан Центральный научно-методический кабинет культурно-просветительной работы, возглавивший сеть областных, краевых, республиканских кабинетов.
В 1959 году Всесоюзный Дом народного творчества перешел в ведение Министерства культуры РСФСР и получил название "Центральный Дом народного творчества".
В 1979 году созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры. Все элементы системы методического руководства органически взаимосвязаны между собой и находятся в определенном соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития культуры наиболее эффективными методами и формами культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент системы на своем уровне решает вопросы повышения качества и результативности методического обеспечения работы, проводимой в учреждениях культуры в соответствующем регионе. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические материалы в помощь практикам и тем самым обеспечивают внедрение новейших эффективных форм работы. Одной из главных задач методических цент-Ров является подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий, школ передового опыта и т.д. На основе результатов анализа отчетов, статистических данных, репертуара и уровня работы, самодеятельных коллективов методические центры определяют состояние и тенденции развития культуры, самодеятельного творчества. При методических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории по различным направлениям методической деятельности, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Кроме того, методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, специальную литературу, информацию и на их основе формируют справочно-информационный фонд. Этот период характеризуется достаточно высоким уровнем развитости методической системы в деле методического руководства культурно-досуговой деятельностью.
Существенное влияние на деятельность методических органов всех уровней оказали и оказывают перемены, начавшиеся в культурной и экономической жизни страны при переходе к рыночным отношениям. В 1992 году Министерством культуры РФ создан Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ). Уставом этой обновленной структуры предусматривается, что ГРДНТ является творческой организацией, осуществляющей методическое обеспечение органов, учреждений культуры, самодеятельных коллективов, участников самодеятельности, реализующей научные концепции развития народного творчества.
Основной целью Государственного Российского Дома народного творчества является осуществление методической, творческой и иных видов деятельности, направленных на содействие максимальному удовлетворению духовных запросов людей в самодеятельном творчестве, возрождение и развитие культурно-творческих традиций, наследия, духовного возрождения России.
Основными задачами творческой и методической деятельности ГРДНТ являются:
- создание условий для развития и поддержки любительских художественных коллективов и различных объединений народного творчества на территории России и за ее пределами, в том числе для русских, проживающих в иноэтнической среде;
- максимальное содействие развитию народного творчества и любительского искусства и сохранению комплекса национальных культурных традиций всех народов Российской Федерации;
- пропаганда народного творчества, прогнозирование процесса его развития на основе использования современных средств информации и аналитических методов;
- внедрение прогрессивных форм хозяйственной деятельности и поддержка инновационных проектов в области народного творчества;
- осуществление межгосударственного и межнационального сотрудничества, прямых связей с соответствующими неправительственными организациями, другими зарубежными партнерами по профилю своей деятельности.
Предметом деятельности ГРТДНТ является:
- выполнение социально-творческих заказов Министерства культуры и других организаций, учреждений, предприятий по профилю своей деятельности;
- организация и участие в разработке нормативных материалов по вопросам развития народного творчества, межнационального культурного сотрудничества, в соответствии с предметом своей деятельности, а также разработка и осуществление разделов межгосударственных культурных программ по проблемам любительского искусства и народного творчества;
- оказание всесторонней помощи и координации деятельности центров народного творчества республик, краев и областей в составе Российской Федерации;
- организация и осуществление методической помощи в развитии художественной самодеятельности всех видов и жанров заинтересованным организациям, предприятиям, учреждениям;
- организация и проведение международных, межнациональных и республиканских фестивалей, конкурсов, декад народного искусства и других театрально-зрелищных мероприятий, а также выставок-продаж, аукционов, ярмарок на территории России и за ее пределами;
- осуществление редакционно-издательской деятельности, подготовка, выпуск и распространение отечественных и зарубежных учебных, методических пособий и репертуарных материалов, полиграфической продукции, а также аудио,- кино,- фото,- видеопродукции;
- осуществление информационной и культурно-просветительной деятельности, создание культурных и информационных центров, творческих студий, клубов по интересам;
- организация в различных формах подготовки и повышения квалификации кадров по профилю своей деятельности;
- организация культурного обмена и профессионального (специализированного) туризма в РФ и за рубежом; организация отбора и направления за рубеж, а также прием из-за рубежа в установленном порядке художественных коллективов, специалистов, делегаций, профилированных групп;
- осуществление менеджерской деятельности в сфере народного творчества, реализация лицензионной продукции;
- организация фирменных центров реализации (пунктов) собственной и иной продукции, относящейся к предмету деятельности ГРДНТ;
- организация и проведение социологических исследований;
- организация и осуществление всего комплекса работ, связанных с рекламой, в том числе использование собственной продукции, фирменной атрибутики в качестве носителя рекламы сторонних предприятий, организаций, производств и фирм РФ, зарубежных стран;
- приобретение и уступка прав на использование произведений искусства по профилю своей деятельности;
- содействие развитию новых структур, объединений, фондов, творческих коллективов, мастерских, магазинов-салонов и других формирований, действующих под эгидой ГРДНТ или самостоятельно, на принципах самоокупаемости, и обеспечивающих реализацию задач поддержки народного творчества;
- оказание посреднических, экспертных, консультационных и представительских услуг, а также лизинговых услуг широкого профиля отечественным и зарубежным организациям, фирмам и предприятиям в области народного творчества.
Источником формирования доходов ГРДНТ являются: бюджетные ассигнования - денежные и материальные взносы Министерства; поступления из фонда развития культуры и искусства; доходы, полученные от собственной хозяйственной и коммерческой деятельности ГРДНТ в РФ и за рубежом; доходы от ценных бумаг; отчисления от доходов филиалов, других обособленных подразделений ГРДНТ и созданных с его участием предприятий; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования российских и иностранных организаций, предприятий, фирм и граждан.
В хозяйственной деятельности Государственный Российский Дом народного творчества получил значительные права. Он самостоятельно определяет перспективы своего развития исходя из заказов Министерства культуры, договорных обязательств с другими потребителями продукции, работ и услуг, поставками материально-технических ресурсов, а также на основе перспективных и текущих планов, включая финансовые, соотносит свои планы с интересами развития народного творчества и деятельностью Министерства. Он осуществляет хозяйственно-финансовые операции на всей территории РФ и за рубежом, самостоятельно планирует свою внешнеэкономическую деятельность, устанавливая при этом цены на продукцию и услуги в рублях и свободно конвертируемой валюте по соглашению с контрагентами на договорной основе, выполняет работы для предприятий, организаций и граждан на договорной основе с приоритетом интересов коллективов народного творчества и Министерства.
ГРДНТ реализует свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным, фиксированным ценам.
Аналогичные преобразования произошли и в низовых звеньях системы методического обеспечения на уровне субъектов федерации, районных центров.
Таким образом, система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности и народного творчества не имеет застывших форм деятельности, она постоянно развивается, совершенствуется с учетом изменяющихся условий, новых установок и требований времени.
В последнее десятилетие в России быстрыми темпами происходит структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг, развитие конкуренции. Среди других организационных преобразований эта структурная перестройка, в частности, осуществляется путем: муниципализации государственных клубных учреждений, расположенных в городах, районных центрах и на селе, передачи в государственную и муниципальную собственность объектов культуры, находившихся в ведении предприятий, колхозов и других структур, и обеспечения финансирования их содержания и деятельности за счет соответствующих бюджетов. При этом обеспечивается координация федеральных и региональных культурных программ, единство культурного пространства страны. Особо подчеркнем, что одним из важнейших направлений культурной политики является осуществление комплекса мер по созданию и использованию новых технологий распространения культуры, в том числе правовое и методическое обеспечение деятельности всей сферы культуры, подготовка творческих кадров высшей квалификации.
В этих условиях возрастают роль и значение региональных и низовых органов методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, ибо только они могут помочь успешному внедрению новых технологий распространения культуры.
Несмотря на серьезные потрясения структуры методического обеспечения на уровне республик (в составе РФ), краев и областей большинство научно-методических центров этого регионального уровня сохранены и продолжают работать. Задачи республиканских, краевых, областных научно-методических центров аналогичны задачам Государственного Российского Дома народного творчества, но применительно к своему региону. Осуществляется координация деятельности ГРДНТ, региональных центров и низовых методических центров.
К низовым методическим центрам системы методического обеспечения следует отнести методические кабинеты районных домов культуры. В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосредственно отделу культуры администрации района и организует разнообразную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.
Районный дом культуры является центром методического обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет методическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.
Своеобразной методической лабораторией районного дома культуры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в практику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распространения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отделом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методические разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.
Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.
Через методический кабинет осуществляется координация методической работы в учреждениях культуры района. Работники методического кабинета анализируют сценарные планы, создают методические рекомендации, изучают репертуар и исполнительский уровень коллективов художественного творчества, проводят семинары, методические конференции, оказывают помощь клубным работникам непосредственно на местах и т.д. Они обрабатывают и систематизируют методические материалы и другую специальную литературу, поступающую из областного методического центра, и на этой основе комплектуют библиотеку методкабинета. Здесь собираются и накапливаются лучшие сценарии, методические разработки, подготовленные местными клубными работниками. В методическом кабинете сосредотачиваются технические средства культурно-досуговой деятельности, наглядные пособия. Большинство методических кабинетов широко используют в работе по распространению передового опыта и обучению специалистов базовые, опорные клубные учреждения по различным направлениям культурно-досуговой деятельности, а также лучшие коллективы художественного творчества.
Успехи и недостатки в методической работе зависят от методиста. Он должен иметь высшее образование, стаж работы в учреждениях культуры, в совершенстве владеть методикой культурно-досуговой деятельности, разбираться в социально-культурной ситуации, уметь эффективно использовать различные формы и методы работы, знать передовые достижения отечественной и мировой культуры.
Таким образом, районный дом культуры, осуществляя культурно-досуговую деятельность в районном центре, в то же время является методическим учреждением для клубных учреждений всего района.
Наряду с системой государственных методических органов в стране функционируют методические системы других ведомств. К ним относятся: сеть методических органов профсоюзов, Министерства обороны России, Министерства путей сообщения, профтехобразования и др.
В заключение подчеркнем, что наличие разнообразных структур методических органов (как Министерства культуры РФ, так и других ведомств) позволяет говорить о существовании методического обеспечения культурно-досуговой деятельности и ее определенной системе.
Вопросы для самопроверки
1. Основные этапы становления и развития системы методического обеспечения.
2. Наиболее существенные признаки (элементы) ста-" новления методической деятельности.
3. Характеристика современной системы научно-методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
4. Проблемы и недостатки в современной методической деятельности.
5. Методические учреждения культурно-досуговой направленности других ведомств.
Рекомендуемая литература:
1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. -С. 110-119.
2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУ К, 1989.
3. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособ. - М.: МГУ К, 1989. - С. 4-6.
4. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 27-50.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................