logo search
Kulturno-dosugovaya_deyatelnost

§ 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности

Процесс методического обеспечения культурно-досуговой деятель­ности представляет собой целостную систему, включающую множество элементов, находящихся между собой в отношениях и связях, обра­зующих определенную целостность и единство. Система методического обеспечения - это совокупность разноуровневых методических органов различных ведомств, объединенных едиными целями, объек­том, средствами, методами и формами деятельности, находящи­мися в постоянном взаимодействии.

Система методического обеспечения формировалась постепенно. Период ее становления и развития охватывает довольно значительный исторический период. Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Большой интерес вызывало театраль­ное искусство. В народных домах создавались и работали народные театры. Сподвижниками развития самодеятельных театров выступали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них: В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие. Их усилиями не только создавались народные театры, но и вырабатывались основы определенной системы оказания им постоян­ной методической и организационной помощи.

В материалах, опубликованных в печати в связи с 50-летием мето­дических центров, отмечалось, что в 1909 году по инициативе энтузиа­ста, руководителя крестьянского театра в с. Бурмакино Ярославской губернии Николая Владимировича Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театру. В начале 1911 года комиссия перешла в ведение Русского тех­нического общества и стала называться отделом содействия фабрич­ным и деревенским театрам. Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, студенты, сельские учителя, крестьяне. Преемником и про­должателем деятельности отдела стала секция содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В.Д. Поленова. Секция снабжала любительские народные театры пье­сами, рекомендательными репертуарными рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафо­рии, осветительных приборов. По словам В.Д. Поленова, секция стала "театральной лабораторией на всю Россию". В 1915 году по проекту В.Д-Поленова, на средства самого художника, а также С.Т. Морозова и ряда мастеров Московского Малого и Художественного театров было постро­ено специальное здание, получившее название "Поленовский Дом". В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, транс­формирующихся сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и деревенских театров, прокатный склад. По­леновский Дом активно работает с художественной самодеятельностью на селе. С этой целью создаются музыкальный, литературный, художе­ственно-технический отделы, отдел школьного театра. Развитие само­деятельности потребовало в короткие сроки разработать как общие принципы методики, так и конкретные формы, методы культурно-досуговой деятельности населения, создать условия для творческого самовыражения .

Становление культурно-досуговой работы, создание сети учрежде­ний культуры, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации работы, ее методического обеспечения.

В этот период появляются ростки, элементы методической дея­тельности. Наиболее существенные из них:

- в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу кото­рых входит не только организация работы с населением, но и осущест­вление "единого" руководства работой удаленных от центра более мел­ких клубов-ячеек; центральный клуб как бы "группирует" около себя городские, волостные клубы-ячейки;

- в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;

- создаются показательные клубные учреждения для распростра­нения передового опыта работы;

- для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты.

Таким образом, создается достаточно целостная сеть учреждений ' культуры, в структуре которой рельефно обозначаются элементы мето- • дического характера, оказывающие заметное влияние на содержание ' Деятельности клубных учреждений. Идеи методического влияния на все Учреждения культуры заключались в том, чтобы больше внимания уде- ' лялось методической стороне дела, выявлялся и перерабатывался "опыт мест", полнее отражая живую действительность, чтобы "методические руководства" создавались не лабораторным путем-Клубные учреждения должны дополнять друг друга, поддерживать ор­ганические связи между собой, в их работе необходимы поиск, проверка достижений в области форм".

Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых го­дах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отра­боткой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это созда­вало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур.

В последующий период до 1925 года учреждения культуры испыты­вали большие финансовые трудности. В условиях строгого режима эко­номии учреждения культуры были сняты с государственного бюджета и переведены на местное финансирование. Это привело к массовому сокращению числа учреждений культуры в стране: в 1922 году их число в большинстве губерний сократилось приблизительно до одной трети. В сотни раз сократилось число работников культуры. Однако уже в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учрежде­ний. Были поставлены новые задачи в области методического обеспе­чения. Признавалось целесообразным создавать и подбирать в "центре" необходимую справочную и репертуарную литературу для уч­реждений культуры. Клубные учреждения, избы-читальни должны стать своего рода лабораториями, где апробировалась бы пригодность изда­ваемой методической литературы. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллекти­вов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Начинает развиваться культурное шефство горо­да над деревней.

Данный период характерен повсеместным усилением методической работы. Учреждения культуры уже накопили достаточно широкий арсе­нал форм, средств и методов работы. Появилась необходимость в рас­пространении лучших достижений в этой области, в направленной ме­тодической деятельности.

На этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городе появляются дворцы и дома культуры, на селе - совхозные и колхозные клубы. Это был новый, более высокий тип учреждений культуры. Они являлись своего рода методическими центрами своих территорий. В их работе появляются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уро­вень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическо­му руководству культурно-досуговой деятельностью.

В 1930 году Поленовский Дом был переименован в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне, а в 1931 году краевых и областных центрах создано 19 домов искусств^ Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства са­модеятельным творчеством. Центральным Домом самодеятельного искусства были подготовлены на курсах специалисты для организации краевых и областных центров.

В 1936 году Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне был преобразован во Всесоюзный Дом народного твор­чества, возглавивший систему методического руководства.

В книге "Методическим центрам РСФСР - 50 лет" говорится, что ВДНТ продолжал свою деятельность и в годы Великой Отечественной войны. Были сохранены ассигнования и штаты, 29 сотрудников Дома в июне 1941 года вступили в ряды народного ополчения. За два с полови­ной года войны Домом народного творчества было осуществлено более 659 месячных командировок на фронт творческих работников для по­становки концертных программ армейской самодеятельности. Форми­ровался репертуар, проводилась серьезная работа с композиторами и драматургами по созданию произведений для армейской самодеятель­ности, большое внимание уделялось повышению квалификации руково­дителей художественной самодеятельности.

В 1936 году был создан Центральный научно-методический кабинет культурно-просветительной работы, возглавивший сеть областных, краевых, республиканских кабинетов.

В 1959 году Всесоюзный Дом народного творчества перешел в ве­дение Министерства культуры РСФСР и получил название "Центральный Дом народного творчества".

В 1979 году созданы Всесоюзный, республиканские, областные на­учно-методические центры. Все элементы системы методического руко­водства органически взаимосвязаны между собой и находятся в опре­деленном соподчинении. Их объединяют единые цели, которые дости­гаются последовательной реализацией целевых задач развития культу­ры наиболее эффективными методами и формами культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент системы на своем уровне решает во­просы повышения качества и результативности методического обеспе­чения работы, проводимой в учреждениях культуры в соответствующем регионе. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические материалы в по­мощь практикам и тем самым обеспечивают внедрение новейших эф­фективных форм работы. Одной из главных задач методических цент-Ров является подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабора­торий, школ передового опыта и т.д. На основе результатов анализа отчетов, статистических данных, репертуара и уровня работы, самодея­тельных коллективов методические центры определяют состояние и тенденции развития культуры, самодеятельного творчества. При мето­дических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории по различным направлениям методической деятельности, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные кол­лективы для организации опытно-экспериментальной, творческой рабо­ты. Кроме того, методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, специальную литературу, информацию и на их основе формируют справочно-информационный фонд. Этот период характеризуется достаточно высоким уровнем развитости методической системы в деле методического руководства культурно-досуговой дея­тельностью.

Существенное влияние на деятельность методических органов всех уровней оказали и оказывают перемены, начавшиеся в культурной и экономической жизни страны при переходе к рыночным отношениям. В 1992 году Министерством культуры РФ создан Государственный Рос­сийский Дом народного творчества (ГРДНТ). Уставом этой обновленной структуры предусматривается, что ГРДНТ является творческой органи­зацией, осуществляющей методическое обеспечение органов, учрежде­ний культуры, самодеятельных коллективов, участников самодеятель­ности, реализующей научные концепции развития народного твор­чества.

Основной целью Государственного Российского Дома народного творчества является осуществление методической, творческой и иных видов деятельности, направленных на содействие максимальному удо­влетворению духовных запросов людей в самодеятельном творчестве, возрождение и развитие культурно-творческих традиций, наследия, духовного возрождения России.

Основными задачами творческой и методической деятельности ГРДНТ являются:

- создание условий для развития и поддержки любительских худо­жественных коллективов и различных объединений народного твор­чества на территории России и за ее пределами, в том числе для рус­ских, проживающих в иноэтнической среде;

- максимальное содействие развитию народного творчества и лю­бительского искусства и сохранению комплекса национальных культур­ных традиций всех народов Российской Федерации;

- пропаганда народного творчества, прогнозирование процесса его развития на основе использования современных средств информации и аналитических методов;

- внедрение прогрессивных форм хозяйственной деятельности и поддержка инновационных проектов в области народного творчества;

- осуществление межгосударственного и межнационального со­трудничества, прямых связей с соответствующими неправительствен­ными организациями, другими зарубежными партнерами по профилю своей деятельности.

Предметом деятельности ГРТДНТ является:

- выполнение социально-творческих заказов Министерства культу­ры и других организаций, учреждений, предприятий по профилю своей деятельности;

- организация и участие в разработке нормативных материалов по вопросам развития народного творчества, межнационального культур­ного сотрудничества, в соответствии с предметом своей деятельности, а также разработка и осуществление разделов межгосударственных культурных программ по проблемам любительского искусства и народ­ного творчества;

- оказание всесторонней помощи и координации деятельности центров народного творчества республик, краев и областей в составе Российской Федерации;

- организация и осуществление методической помощи в развитии художественной самодеятельности всех видов и жанров заинтересо­ванным организациям, предприятиям, учреждениям;

- организация и проведение международных, межнациональных и республиканских фестивалей, конкурсов, декад народного искусства и других театрально-зрелищных мероприятий, а также выставок-продаж, аукционов, ярмарок на территории России и за ее пределами;

- осуществление редакционно-издательской деятельности, подго­товка, выпуск и распространение отечественных и зарубежных учебных, методических пособий и репертуарных материалов, полиграфической продукции, а также аудио,- кино,- фото,- видеопродукции;

- осуществление информационной и культурно-просветительной деятельности, создание культурных и информационных центров, твор­ческих студий, клубов по интересам;

- организация в различных формах подготовки и повышения ква­лификации кадров по профилю своей деятельности;

- организация культурного обмена и профессионального (специализированного) туризма в РФ и за рубежом; организация отбора и направления за рубеж, а также прием из-за рубежа в установленном порядке художественных коллективов, специалистов, делегаций, про­филированных групп;

- осуществление менеджерской деятельности в сфере народного творчества, реализация лицензионной продукции;

- организация фирменных центров реализации (пунктов) собствен­ной и иной продукции, относящейся к предмету деятельности ГРДНТ;

- организация и проведение социологических исследований;

- организация и осуществление всего комплекса работ, связанных с рекламой, в том числе использование собственной продукции, фирмен­ной атрибутики в качестве носителя рекламы сторонних предприятий, организаций, производств и фирм РФ, зарубежных стран;

- приобретение и уступка прав на использование произведений ис­кусства по профилю своей деятельности;

- содействие развитию новых структур, объединений, фондов, творческих коллективов, мастерских, магазинов-салонов и других фор­мирований, действующих под эгидой ГРДНТ или самостоятельно, на принципах самоокупаемости, и обеспечивающих реализацию задач поддержки народного творчества;

- оказание посреднических, экспертных, консультационных и пред­ставительских услуг, а также лизинговых услуг широкого профиля оте­чественным и зарубежным организациям, фирмам и предприятиям в области народного творчества.

Источником формирования доходов ГРДНТ являются: бюджетные ассигнования - денежные и материальные взносы Министерства; по­ступления из фонда развития культуры и искусства; доходы, получен­ные от собственной хозяйственной и коммерческой деятельности ГРДНТ в РФ и за рубежом; доходы от ценных бумаг; отчисления от до­ходов филиалов, других обособленных подразделений ГРДНТ и соз­данных с его участием предприятий; кредиты банков и других кредито­ров; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования российских и иностранных организаций, предприятий, фирм и граждан.

В хозяйственной деятельности Государственный Российский Дом народного творчества получил значительные права. Он самостоятельно определяет перспективы своего развития исходя из заказов Мини­стерства культуры, договорных обязательств с другими потребителями продукции, работ и услуг, поставками материально-технических ресур­сов, а также на основе перспективных и текущих планов, включая фи­нансовые, соотносит свои планы с интересами развития народного творчества и деятельностью Министерства. Он осуществляет хозяйственно-финансовые операции на всей территории РФ и за рубежом, самостоятельно планирует свою внешнеэкономическую деятельность, устанавливая при этом цены на продукцию и услуги в рублях и свобод­но конвертируемой валюте по соглашению с контрагентами на дого­ворной основе, выполняет работы для предприятий, организаций и граждан на договорной основе с приоритетом интересов коллективов народного творчества и Министерства.

ГРДНТ реализует свою продукцию, работы, услуги по ценам и та­рифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным, фиксированным ценам.

Аналогичные преобразования произошли и в низовых звеньях си­стемы методического обеспечения на уровне субъектов федерации, районных центров.

Таким образом, система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности и народного творчества не имеет застывших форм деятельности, она постоянно развивается, совершенствуется с учетом изменяющихся условий, новых установок и требований времени.

В последнее десятилетие в России быстрыми темпами происходит структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг, развитие конкуренции. Среди других организационных преобразований эта струк­турная перестройка, в частности, осуществляется путем: муниципали­зации государственных клубных учреждений, расположенных в городах, районных центрах и на селе, передачи в государственную и муници­пальную собственность объектов культуры, находившихся в ведении предприятий, колхозов и других структур, и обеспечения финансирова­ния их содержания и деятельности за счет соответствующих бюджетов. При этом обеспечивается координация федеральных и региональных культурных программ, единство культурного пространства страны. Осо­бо подчеркнем, что одним из важнейших направлений культурной поли­тики является осуществление комплекса мер по созданию и использо­ванию новых технологий распространения культуры, в том числе право­вое и методическое обеспечение деятельности всей сферы культуры, подготовка творческих кадров высшей квалификации.

В этих условиях возрастают роль и значение региональных и низо­вых органов методического обеспечения культурно-досуговой деятель­ности, ибо только они могут помочь успешному внедрению новых тех­нологий распространения культуры.

Несмотря на серьезные потрясения структуры методического обес­печения на уровне республик (в составе РФ), краев и областей боль­шинство научно-методических центров этого регионального уровня со­хранены и продолжают работать. Задачи республиканских, краевых, областных научно-методических центров аналогичны задачам Государ­ственного Российского Дома народного творчества, но применительно к своему региону. Осуществляется координация деятельности ГРДНТ, региональных центров и низовых методических центров.

К низовым методическим центрам системы методического обеспе­чения следует отнести методические кабинеты районных домов культу­ры. В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосред­ственно отделу культуры администрации района и организует разнооб­разную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.

Районный дом культуры является центром методического обеспе­чения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет ме­тодическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.

Своеобразной методической лабораторией районного дома культу­ры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в прак­тику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распростра­нения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отде­лом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работ­ников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методи­ческие разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.

Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.

Через методический кабинет осуществляется координация методи­ческой работы в учреждениях культуры района. Работники методиче­ского кабинета анализируют сценарные планы, создают методические рекомендации, изучают репертуар и исполнительский уровень коллективов художественного творчества, проводят семинары, методические конференции, оказывают помощь клубным работникам непосредствен­но на местах и т.д. Они обрабатывают и систематизируют методические материалы и другую специальную литературу, поступающую из област­ного методического центра, и на этой основе комплектуют библиотеку методкабинета. Здесь собираются и накапливаются лучшие сценарии, методические разработки, подготовленные местными клубными работ­никами. В методическом кабинете сосредотачиваются технические средства культурно-досуговой деятельности, наглядные пособия. Большинство методических кабинетов широко используют в работе по распространению передового опыта и обучению специалистов базовые, опорные клубные учреждения по различным направлениям культурно-досуговой деятельности, а также лучшие коллективы художественного творчества.

Успехи и недостатки в методической работе зависят от методиста. Он должен иметь высшее образование, стаж работы в учреждениях культуры, в совершенстве владеть методикой культурно-досуговой дея­тельности, разбираться в социально-культурной ситуации, уметь эф­фективно использовать различные формы и методы работы, знать пе­редовые достижения отечественной и мировой культуры.

Таким образом, районный дом культуры, осуществляя культурно-досуговую деятельность в районном центре, в то же время является методическим учреждением для клубных учреждений всего района.

Наряду с системой государственных методических органов в стра­не функционируют методические системы других ведомств. К ним отно­сятся: сеть методических органов профсоюзов, Министерства обороны России, Министерства путей сообщения, профтехобразования и др.

В заключение подчеркнем, что наличие разнообразных структур методических органов (как Министерства культуры РФ, так и других ве­домств) позволяет говорить о существовании методического обеспече­ния культурно-досуговой деятельности и ее определенной системе.

Вопросы для самопроверки

1. Основные этапы становления и развития системы методического обеспечения.

2. Наиболее существенные признаки (элементы) ста-" новления методической деятельности.

3. Характеристика современной системы научно-методического обеспечения культурно-досуговой дея­тельности.

4. Проблемы и недостатки в современной методической деятельности.

5. Методические учреждения культурно-досуговой на­правленности других ведомств.

Рекомендуемая литература:

1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методиче­ское руководство культурно-просветительной рабо­той: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. -С. 110-119.

2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУ К, 1989.

3. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятель­ностью клубного учреждения: Учеб. пособ. - М.: МГУ К, 1989. - С. 4-6.

4. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 27-50.