§ 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
Жанр (от французского - род, вид) - понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства, ибо он воплощает черты эпохи, образа жизни и поведения людей. Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи.
Поскольку жанры сложились внутри всех видов искусства, это понятие имеет эстетический характер.
Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков. Они носят производный характер, поскольку обусловлены характерным для каждого жанра преимущественным объектом отражения.
Жанр связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы.
Жанрообразующие признаки играют ъ различных видах искусства свою специфическую роль. В художественной литературе принадлежность к тому или иному жанру (повесть, роман, рассказ, ода, поэма) определяется прежде всего познавательными и идейно-оценочными фактами, в изобразительном искусстве решающую роль играет объект изображения (портрет, натюрморт, бытовая картина), в музыке - способ исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, инструментальные), исполнительский состав (сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые) и ориентация на аудиторию (симфонические, камерные, эстрадные и др. жанры).
Таким образом, классификация жанров в музыке определяется жанрообразующими признаками. Оттого, какие признаки будут взяты за основу, такова будет в каждом конкретном случае и жанровая классификация.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что жанры в музыке -это различные виды и роды музыкального творчества, сложившиеся исторически в зависимости от содержания и художественно-выразительных средств, социально-бытового назначения и исполнительского состава, условий исполнения и восприятия.
Музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группы - вокальная (пение с инструментальным сопровождением или без него), инструментальная и вокально-инструментальная. Признаком, взятым за основу такой классификации, является способ исполнения, а основанием служит то обстоятельство, что в вокальной и инструментальной музыке разные возможности для раскрытия содержания. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.
При всем положительном представленная классификация не является универсальной. Так, если песня, романс, симфония, соната, танец, кантата и оратория вне всяких сомнений вписываются в ту или иную группу жанров, то с оперой, мюзиклом, опереттой и балетом дела обстоят иначе. В частности, исходя из вышеприведенной классификации оперу, оперетту и мюзикл следовало бы включить в вокально-инструментальный жанр, а балет - в инструментальный жанр музыки (что и делают многие авторы пособий по культуре и искусству).
Однако вряд ли справедливым было бы нивелировать в опере, оперетте, мюзикле и балете такой важнейший специфический классификационный признак как драматургическое действие. Думается, что названные виды искусства следует объединить в отдельную жанровую группу (музыкально-драматургический жанр), а основанием для такого объединения может являться большое драматургическое действие, характерное и для оперы, и для оперетты, и для мюзикла, и для балета. В общем виде схема классификации музыкальных жанров может быть представлена следующим образом:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
вокальный | инструментальный | вокально-инструментальный | музыкально-драматургичный |
песня |
танец |
кантата |
опера, оперетта |
романс |
соната |
оратория |
мюзикл, балет |
Вокальный, вокально-инструментальный, инструментальный и музыкально-драматургический жанры включают: народную музыку - песенную, танцевальную и инструментальную; популярную эстрадную и поп-музыку (легкую танцевальную, лирико-романтические песни, джаз, рок и др.); камерную музыку, предназначенную для сольного или ансамблевого исполнения; симфоническую музыку для симфонических оркестров; хоровую музыку для больших хоровых коллективов; крупные формы (музыкально-драматургические произведения), предназначенные для исполнения на большой сцене. Обратимся к характеристике вышеназванных музыкальных жанров.
Жанры вокальной музыки. Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. Произведения для голоса различаются: по исполнительскому составу - сольные, ансамблевые, хоровые; по наличию или отсутствию инструментального сопровождения; по музыкальному складу: одноголосые, гомофонно-гармонические или полифонические.
Вокальная музыка - самый древний вид музыкального искусства. Еще в первобытном обществе появились простейшие формы вокальной музыки, связанные с условиями жизни первобытного человека. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, разнообразные восклицания и выкрики, объединяющие людей в процессе труда (на их основе впоследствии возникли трудовые, колыбельные песни, песни-причитания, песни-плачи). С тех пор музыкальное искусство прошло долгий путь развития, сформировались новые средства выражения. Но, вместе с тем, продолжают жить жанры вокальной музыки древнейшего происхождения. Таким вечным жанром вокальной музыки является песня.
Песня - это наиболее простой и распространенный жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический текст с музыкой. Музыкальная форма песни связана со структурой и содержанием поэтического текста. Самая распространенная - куплетная форма.
Жанровая классификация песни может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания (песни патриотические, лирические, сатирические, туристические, маршевые, танцевальные и т.д.), социального функционирования (обрядовые, крестьянские, городские, детские, бытовые, военно-строевые и др.). Песня - это и инструментальные произведения напевного склада (например "Песни без слов" Ф. Мендельсона, написанные для фортепиано). Общим для таких произведений являются напевность, выразительность и законченность мелодии. Различаются песни с выраженной авторской индивидуальностью (авторская песня) и не имеющие (либо утратившие) ее, например, народная песня.
В силу того, что народные песни складывались столетиями, переходя от одного поколения к другому, они проходили строжайший отбор, в процессе которого отшлифовывались средства выразительности. Как правило, для народной песни характерны глубокое содержание и краткая, лаконичная форма выражения. В народной песне каждый звук весом, значителен и осознан. В русском народно-песенном творчестве постепенно складывались качества, ставшие характерными для всей классической русской музыки, в частности, широта и распевность мелодии. Народная песня является источником национального своеобразия в музыке. Творчество многих величайших композиторов имеет тесную органическую связь с народной музыкой (Н. Римский-Корсаков, М. Глинка и др.).
Песня может быть составной частью какого-либо крупного музыкального произведения, например кантаты или оперы. В русской классической опере часто встречаются случаи использования народной песни для передачи душевного состояния оперного персонажа (например в "Хованщине" М. Мусоргского, "Иване Сусанине" М. Глинки, "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова).
Другим жанром вокальной музыки является романс. Романс - камерное лирическое произведение для голоса с инструментом (фортепиано, гитара, арфа и др.). Романсы подразделяются на отдельные жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. Слово 'романс" - испанского происхождения. Первоначально оно обозначало песню на романском, то есть испанском, языке. Песни эти по содержанию и характеру были очень близки народному эпосу. Позднее романсом стали называть песни любовного, шуточно-сатирического содержания. В Россию этот термин пришел из Франции. Романсом считалось вокальное произведение, написанное на французский текст, а произведения с русским текстом называли в XVLU веке "российскими песнями". С течением времени термином "романс" стали обозначать вокальное произведение более сложной формы и с обязательным инструментальным сопровождением.
Романс отличается от песни прежде всего более тесной связью музыки с поэтическим текстом. Передается не только общее содержание текста, но и отдельные поэтические образы. В романсах аккомпанемент часто играет такую же роль, как и вокальная партия, в аккомпанементе развивается мелодия романса. Например, в романсе П. Чайковского "Колыбельная песня" на слова поэта А. Майкова мелодия проста, напевна и сердечна, она выражает чувства нежности и спокойствия. Но фортепианное сопровождение сложнее, в нем самостоятельно проходит мелодическое и интонационное развитие, полнее раскрывающее поэтический образ. Разница музыкальной трактовки поэтического текста в песне видна при сравнении романса П. Чайковского "Песня цыганки" с популярной песней "Мой костер", написанной на слова поэта Я. Полонского. В песне "Мой костер" мелодия передает общее настроение прощания и грусти, в романсе П. Чайковского это же настроение дается более выразительно и разнообразно: в нем воплощается эмоциональный облик цыганки, чему соответствуют характерные мелодико-интонационные обороты.
Романс отличается от песни и более сложным развернутым построением, и глубоким содержанием. Так, в романсе-фантазии А. Даргомыжского "Свадьба" композитор воплощает тему протеста против ханжества и предрассудков современного ему общества и утверждает право человека на свободу чувств.
Следовательно, являясь одним из основных жанров вокальной камерной музыки (написанной для небольшого состава исполнителей -соло, дуэта, трио), романс не только тонко передает душевный мир человека, но и выражает разнообразные события общественной жизни иа истории народа.
Жанры инструментальной музыки. Инструментальная музыка! (музыка, предназначенная для исполнения на каком-либо инструменте] или группе инструментов) исторически возникла позже вокальной, но] между песенной и инструментальной музыкой существует тесная связь.
К основным жанрам инструментальной музыки относят танец, сонату и симфонию.
Танцевальная музыка - в широком смысле - музыка для сопровождения танца, а также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев и имеющих самостоятельную художественную ценность, в узком смысле - легкая музыка, сопровождающая популярные бытовые танцы (вальс, фокстрот, полька, самбо, танго, лезгинка, чардаш и др.).
С древности танец был связан с различными сторонами жизни людей. В танцах, сопровождаемых музыкой, выражались эмоциональные состояния человека (радость, печаль, торжество) и события его жизни. Народная танцевальная музыка несложна, она включает одну или две простые мелодии, которые многократно повторяются. Из этих простейших танцевальных наигрышей впоследствии возникли многие жанры танцевальной музыки, предназначенные для концертного исполнения: вальсы, мазурки и полонезы Ф. Шопена, симфонические произведения ("Камаринская" и "Вальс-фантазия" М. Глинки, "Славянские танцы" А. Дворжака), балетная музыка (П. Чайковского, А. Глазунова).
В силу того, что танцевальная музыка имела прикладную функцию (сопровождала танец), ее особенностями являются ритмическая четкость и повторяемость мелодии. Прежде всего ритм отличает один танец от другого (польку от вальса, вальс от мазурки, блюз от танго и т.д.). Но и мелодия в танце очень существенна, в ней ярко выражается национальное своеобразие. "Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность", - писал Н.В. Гоголь64.
Соната принадлежит к классической инструментальной музыке и представляет собой циклическое (многочастное) произведение, состоящее из самостоятельных, но объединенных общей идеей частей. К таким произведениям классической инструментальной музыки, кроме сонаты, относятся симфония и концерт. Отличаются они тем, что предназначены для разного состава исполнителей: симфония для оркестра, концерт - для солирующего инструмента (скрипка, фортепиано, орган, аккордеон и др.) в сопровождении оркестра. Соната пишется для исполнения, как правило, на одном или двух инструментах.
Построение сонаты таково. Первая часть в сонате (экспозиция) -быстрая, активная. В ней передаются как явления действительности, так и внутренний мир человека, его переживания, противоречия характера. Вторая часть сонаты (разработка) контрастна первой - медленная, певучая. Музыкальный образ в ней обычно выражает лирическое размышление. Третья часть (реприза) передает торжественное или праздничное настроение, исполняется в быстром темпе. Соната воплощает большое и глубокое содержание.
Симфония. Значительным достижением музыкального творчества являются произведения для симфонического оркестра. Исполняются они, как правило, для большой аудитории. Среди других музыкальных жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является "владычицей музыкального царства". Никто из великих людей не проходил мимо содержащегося в ней бесконечного, неисчерпаемого богатства чувств и идей, мимо того высокого наслаждения, которое дает человеку ее знание и понимание.
Симфоническая музыка охватывает произведения самого разнообразного содержания: симфонии, увертюры, концерты, симфонические поэмы, рапсодии. По глубине и многоплановости содержания особое место в симфонической музыке занимает симфония, которая во многом сходна с сонатой. Как и соната, симфония состоит из ряда самостоятельных и контрастирующих частей. Но отличается она от сонаты более значительными размерами и тем, что исполняется симфоническим оркестром. Лучшие симфонии мирового музыкального искусства отражают широкий круг жизненных явлений: борьбу личности за свободу человечества (симфонии Бетховена), глубину и сложность духовного мира человека (симфонии П. Чайковского), природу (П. Чайковский, Л. Бетховен), народные празднества (финалы симфоний П. Чайковского), революционные события, освободительную борьбу народов (симфонии Д. Шостаковича).
Симфоническая музыка XX века представлена именами классиков: Д. Шостаковича, Я. Сибелиуса, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, А. Шнитке, Р. Щедрина, Г. Галицина, О. Тактакишвили.
Жанры вокально-инструментальной музыки. Кантата и оратория представляют собой жанры, которые исполняются певцами-солистами, хором и оркестром. В них раскрываются темы гражданские, исторические, героические.
Кантата - произведение торжественного или лиро-эпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема).
Оратория пишется на героико-драматический сюжет, произведение большого масштаба, композиционно развернутое. Оратория зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. В отличие от оперы в оратории большее значение имеет не само действие, а рассказ о нем. По сравнению с кантатой оратория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом.
Кантата центральное место занимала в творчестве И.С. Баха, к сочинениям которого термин "кантата" был применен издателями Бахов-ского общества, а не самим композитором (И.-С. Бах называл многие свои церковные кантаты "концертами", "мотетами", "диалогами"). В своих сочинениях Бах синтезировал черты светской и церковной кантаты, а также концерта и мотета. По образному богатству и разнообразию композиционных решений его кантаты - вершинные достижения жанра. В России первые кантаты были созданы в XVIU веке. В XIX веке к этому жанру обращались П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Глазунов, однако кантата не играла первостепенной роли в их творчестве. Выдающимися образцами жанра являются кантаты "Иоанн Да-маскин" и "По прочтении псалма" С. Танеева.
К высшим достижениям оратории принадлежат оратории Г. Генделя ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся исключительно широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. У Генделя вырабатывается масштабная трехчастная структура оратории. Генделевские оратории оказали заметное воздействие на произведения И. Гайдна (его оратории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра).
В русской музыке XV111 - XIX веков оратория представлена единичными произведениями ("Минин и Пожарский" или "Освобождение Москвы" С.А. Дегтярева, "Вавилонское столпотворение" А.Г. Рубинштейна). Ораториальность присуща многим русским операм XIX - XX веков (отдельные сцены и акты "Руслана и Людмилы", "Князя Игоря", "Сказания о невидимом граде Китеже").
В конце 30-х годов XX столетия были созданы такие значительные произведения, как кантата С. Прокофьева "Александр Невский", симфо-кантата Ю. Шапорина "На поле Куликовом" и оратория Ж. Коваля
"Емельян Пугачев". Кантата С. Прокофьева посвящена героическому прошлому русского народа. Она была написана в качестве музыкального сопровождения к кинофильму "Александр Невский". В ней семь частей, каждая из которых - музыкальная картина, отражающая определенное событие. Хор из четвертой части - "Вставайте, люди русские" звучит гимном мужеству и силе русского народа, призывом к борьбе.
В годы Великой Отечественной войны были созданы оратории и кантаты, посвященные героической борьбе за независимость Родины, например "Сказание о битве за русскую землю" Ю. Шапорина. В послевоенный период тематика ораторий и кантат изменилась: мирный труд стал темой ораторий Д. Шостаковича ("Песнь о лесах") и А. Арутюняна ("Кантата о Родине"). Теме борьбы за мир посвящена оратория С. Прокофьева "На страже мира".
Музыкально-драматургический жанр объединил такие виды искусства, как оперу, оперетту, мюзикл и балет, специфику которых мы последовательно рассмотрим.
Опера - это музыкально-драматургическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла она в Италии на рубеже XV1 и XV11 веков. Первоначально называлась "драма на музыке". Сам же термин "опера" появился в середине XV11 века. Импульсом к созданию оперы послужила ренессанская идея воскрешения древнегреческой трагедии, выдвинутая группой ученых-гуманистов, писателей и музыкантов.
В работе композитора над оперой выделяются следующие этапы: выбор сюжета, составление общего музыкально-драматического плана, на основе которого пишется сценарий. Сценарий перерабатывается в либретто, по которому композитор сочиняет музыку.
Чаще всего либретто создается на основе литературного произведения: "Евгений Онегин", "Пиковая дама" - оперы П. Чайковского, "Борис Годунов" - М. Мусоргского, "Война и мир" - С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" - Д. Шостаковича. Иногда бывает и так, что идейно-смысловой акцент, роль действующих лиц изменяются по сравнению с литературным первоисточником.
В либретто, которое является драматургической основой оперы, учитываются будущая музыкальная композиция, соотношение арий, ансамблей, хоров. Опера представляет собой музыкально-драматургическое произведение с общим идейно-художественным и музыкально-композиционным замыслом. Вокальные партии в опере строятся в жанровых формах, характерных вообще для вокальной музыки: песня, баллада, романс, ария, каватина (разновидность арии), ариетта, ариозо.
В русской классической опере музыкальные характеристики основывались прежде всего на вокально-речевом выражении. Основоположник русской национальной оперы М. Глинка строил вокальные партии с учетом интонационных особенностей живого русского языка и ла-доинтонационных основ русской народной песни. В вокальных партиях Глинка применил жанры народной музыки. Все эти средства помогают правдивому раскрытию сложных человеческих характеров.
Русские композиторы-реалисты рассматривали оперу как музыкально-драматургическое произведение, в котором действуют не только отдельные персонажи, но и народные массы. В русских операх народ стал выступать действующим лицом: например, массовые народные сцены в опере М. Мусоргского "Борис Годунов" - "У Василия Блаженного" и "Сцена под Кронами". В таких операх наряду с сольным пением большая роль отводится хоровому пению. Это одна из особенностей русской оперной школы.
В опере велика роль оркестра, развитие драматического действия и пение немыслимы без него, оркестр не заменяет пение, он выполняет свои, очень существенные функции. Пение и оркестр - это разные, но взаимосвязанные средства выражения музыкальных образов.
Состав оркестра в опере тот же, что и в симфоническом оркестре, но оркестровая партия подчиняется сценической целесообразности -раскрытию образов оперных персонажей. Оркестр сопровождает пение, углубляя и обогащая многообразными инструментальными тембрами сценический образ. Например, ария Ленского "Куда, куда вы удалились?" (из оперы П. Чайковского "Евгений Онегин") представляет собой печальное размышление юноши о смерти, о забвении. В оркестровой партии звучит флейта, ее светлый, легкий воздушный тембр создает впечатление восхода солнца, утреннего света, воплощающего юношеские надежды на счастье. Одновременно виолончель ведет скорбную мелодию в унисон с голосом певца. Оркестровыми средствами композитор характеризует обстановку, конкретную сценическую ситуацию, передает, усиливая и дополняя, переживания героев.
В оркестровой партии раскрывается основной конфликт, основная идея оперы. Это достигается, в частности, тем, что в вокальной и оркестровой партии проходит одна музыкальная тема, которая, пронизывая оперу, объединяет все оперные сцены. Например, в опере М. Глинки "Иван Сусанин" заключительный хор "Славься" мелодически связан с предшествующими этапами оперного действия, пятая картина оперы "Евгений Онегин" - сцена дуэли начинается с проведения в оркестре темы "Что день грядущий мне готовит?" (ария Ленского) и заканчивается звучанием этой темы в оркестре, но уже в более трагическом тоне.
Русская классическая оперная школа дает огромное число примеров различных типов опер (жанровые разновидности оперы).
Опера - сказка: "Снегурочка", "Кащей бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" - оперы Н. Римского-Корсакова. В операх-сказках много картин с музыкально-изобразительными эпизодами, но нет драматически-контрастных образов, напряженных, трагических музыкальных характеристик. Опера - былина (эпико-фантастического характера) "Садко" Н. Римского-Корсакова. Историко-бытовая опера "Иван Сусанин" М. Глинки, "Борис Годунов", "Хованщина" М. Мусоргского, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова. Музыкально-драматическое развитие в таких операх напряженное, стремительно ведущее сценическое действие к кульминации и затем - к развязке.
Следующая разновидность музыкально-драматургического жанра -оперетта, в переводе с итальянского означает "малая опера". В отличие от оперы, в оперетте сочетаются не только вокальная и инструментальная музыка, танец, балет, но и элементы эстрадного искусства. Основу музыкальной драматургии оперетты обычно составляют куплетная песня и танец. Как правило, кульминация каждой сцены связана с популярным в данное время и в данной стране танцем, нередко определяющим собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в оперетте используются типичные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, С хор), они обычно более просты и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в оперетте для развития действия, утверждения идеи произведения, музыка несет смысловую нагрузку. Это отличает оперетту от водевиля и других разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка выполняет вспомогательную роль.
До середины XIX века термин "оперетта" обозначал небольшие оперы. Истоки оперетты восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, ее предшественники - комическая опера, оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль. Как самостоятельный жанр оперетта сложилась в 1850-е годы во Франции. В 1860-е года появилась австрийская (венская), в 1870-е годы - английская, в 1880-е годы - американская оперетта. Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип оперетты - в творчестве Ф-Эрве и Ж. Оффенбаха. Последний поднял театральную пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858 г.). Ироническая злободневная оперетта была создана в 70-90-е годы XIX века в Великобритании (А. Салливен). Во второй половине XIX века во Франции Е. Оффенбах, Ф. Эрве, Ш. Декок, Р. Планкет, Э. Одран и в Австрии ц. Штраус - сын Ф. Зуппе, К. Миллекер, К. Целлер отказываются от пародии и создают произведения на бытовые, лирико-романтические сюжеты. На рубеже XIX-XX веков в Великобритании оперетта сблизилась с мюзик-холлом, во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлекательным зрелищем. В австрийской так называемой новой оперетте, в которую Ф. Легар и И. Кальман ввели венгерские мелодии, в начале XX века наступил период нового подъема и международного признания. Композиторы этого направления создали оперетту-мелодраму буфф. В 1920-30-е годы в венской оперетте стали преобладать развлекательные музыкальные фарсы, появились театральные штампы. Начиная с 1920-х годов в оперетте США утвердился новый вид музыкального театра-мюзикл.
В переводе с английского "мюзикл" означает "музыкальная комедия". В современной теории музыкального искусства под мюзиклом понимается музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. В отличие от оперетты имеет сквозную пластическую драматургию, включает вокально-хореографические ансамбли, может быть не только комедией, но и драмой.
В отличие от рассмотренных выше жанров, балет - вид драматургического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах. Музыка балета, создаваемая на основе балетного либретто с учетом хореографического решения, дает хореографии эмоционально-образную и метроритмическую основу. Нередко хореографические решения возникали после сочинения музыки. На протяжении истории взаимодействие балетной музыки и хореографии претерпело значительные изменения.
Термин "балет" возник в Италии в конце XVI века для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определенное настроение или объединенного единым действием. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее. В первых французских балетах ("Комедийный балет королевы", 1581 г. и др.) музыкальную основу составляли бытовавшие тогда народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Балетная музыка занимала значительное место в творчестве крупнейших композиторов ХУИ-ХУШ веков -Люлли, Г. Перселла, Г. Генделя, Ж. Рамо, в произведениях которых предпринята попытка ее драматизации. Реформа балетного театра, связанная с деятельностью балетмейстера Клевера, утвердила активную роль музыки как программы, определяющей движения и действия танцовщика, драматизация балетного спектакля требовала эмоциональных выразительных музыкальных образов ("Дон Жуан" К. Глюка, 1861 и др.).
В конце ХУШ - начале XIX веков наряду со становлением симфонических и оперных жанров происходило развитие музыки балета. Одна из первых попыток симфонизации музыкального сопровождения к балету - "Творения Прометея" Л. Бетховена (1801). Романтическое направление в балете утвердили "Жизель" (1841), "Корсар" (1656), А. Адана, "Коппелия" Л. Делиба (1870) и др.
Среди первых советских балетов - "Красный мак" Р. Глиэра (1927), "Золотой век" Д. Шостаковича (1930). Большая роль в создании балетного репертуара 30-40-х годов принадлежит Б. Асафьеву - автору балета "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934). Значительно обогатили балетную музыку произведения, основанные на национальном фольклоре - "Сердце гор" А. Баланчивадзе (1938), "Гаяне " А. Хачатуряна (1942 ). Этапными для развития балета явились произведения С. Прокофьева, определившие дальнейшее утверждение в балетной музыке принципов симфонизации и конфликтной драматургии: "Ромео и Джульетта" (1938) - одна из вершин мирового музыкального искусства, "Золушка" (1945), "Сказ о каменном цветке (1954). Выдающимся достижением балетной музыки стал балет "Спартак" А. Хачатуряна (1956).
В заключение следует отметить следующее: при использовании в культурно-досуговых программах музыки необходимо учитывать ее специфику. Она состоит в высокой художественной ассоциативности, торжественности и пафосности музыкальных произведений музыкально-драматургического жанра.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия "жанр" и перечислите жанрообразующие признаки в музыкальном искусстве.
2. Какова классификация музыкальных жанров?
3. Какую музыку включают вокальный, вокально- инструментальный, инструментальный и музыкально-драматургический жанры?
4. Каковы жанры вокальной музыки?
5. Перечислите жанры инструментальной и вокально-инструментальной музыки.
6. Какие виды искусства объединяет музыкально-драматургический жанр?
7. Каковы основные средства выражения музыкальных образов в опере?
Рекомендуемая литература:
1. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. -М.: Музыка, 1983.
2. Способин И.В. Музыкальная форма, - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1971.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, - Л.: Музыка, 1971.
5. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................