Введение
Изучение исторического наследия и обобщение накопленного опыта отечественных и зарубежных школ по подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности свидетельствуют об огромных резервах в данной сфере деятельности. Чем интенсивнее ведутся поиски конструктивных моделей культурно-досугового процесса, тем большее значение приобретает научный анализ представлений о природе, характере, направленности и перспективах культурного досуга как составной части культуры.
При написании данного учебника авторским коллективом была сделана попытка ввести в научный, методический оборот и обосновать основные положения о развитии досуга, который представляет собой естественный процесс жизнедеятельности человека. Досуг во многом оказывает решающее влияние на развитие культуры общества в целом; вместе с тем он своеобразно отражает ее, что и позволяет специалистам в повседневной практике моделировать общественные явления и события.
Проблема перехода культурного досуга из одной формации в другую не является предметом умозрительного теоретического анализа. Крупным шагом в таком формационном процессе стала подготовка специалистов в области досуга в высших учебных заведениях страны. Подготовка профессионалов досуговой деятельности и внедрение в систему культуры методологии, теории и практики досуга как самостоятельного вида деятельности способствуют созданию специальных типов учреждений культуры, развитию новых специфических форм культурно-досуговой практики.
Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействуют на характер и направленность в подготовке специалистов этого вида деятельности, способствуют реорганизации устаревших образовательных структур, подталкивают к созданию новых. На смену культурно-просветительной работе пришла культурно-досуговая деятельность, на смену кафедрам культурно-просветительной работы в вузах культуры и искусства - кафедры культурно-досуговой деятельности, социально-культурной деятельности, народного художественного творчества.
Эти радикальные преобразования обязывают ученых, педагогов, практиков культурно-досуговой деятельности разрабатывать и обосновывать теоретическую базу новых процессов, протекающих в обществе. Предлагаемый вниманию читателей учебник представляет собой коллективный труд ученых кафедры культурно-досуговой деятельности и ведущих кафедр МГУКа как адекватный ответ на происходящие в стране и обществе культурные процессы. Цель этой работы - раскрыть теоретические, методологические и методические проблемы культурно-досуговой деятельности как составной части культуры, ее технологический процесс, показать педагогические приемы и методы обучения специалистов этой сферы.
Досуговые образования по своей природе являются непрерывно развивающимися структурами. Они не могут быть сохранены постоянно, быть статичными и неизменными. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как внутренними закономерностями развития культурно-досуговой деятельности, так и общими закономерностями развития культуры общества и мировой цивилизации в целом.
Для отечественных условий досуга характерен процесс соединения в нем интеллекта и мастерства, поиск выхода из порой тупиковых ситуаций. В то же время специфика досуга развитых стран Европы и Америки характеризуется мощной системой, которая предоставляет человеку полный набор досуговых занятий. Эта всеобъемлющая система получила широкое признание за рубежом как индустрия досуга. Это означает, что досуг в этих странах находится на том уровне, к которому отечественные специалисты стремятся только приблизиться. Но здесь мы не склонны полностью идеализировать зарубежный опыт. Думается, следует исходить из природы возникновения и развития досуговой деятельности, экономических, социальных условий, российского менталитета.
Конструктивную модель досуга, по нашему представлению, следует искать в самой природе и особенностях отечественного досуга. Обращаясь к истории его развития в России, мы обнаруживаем, наряду с монофункциональными очагами досуговой деятельности (спортивные залы, стадионы, игорные дома), и полифункциональные, обладающие полифоничной структурой, которые часто различаются не столько функцией, сколько оттенками форм существования (балаганы, аттракционы и т. д.).
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. Здесь наблюдаются наборы разрозненных функциональных зон, внутри которых осуществляется досуговая профессиональная, полупрофессиональная или непрофессиональная деятельность. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в некоем неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью. В этом смысле актуальными являются слова П.А. Флоренского: "Предпосылка деятельности, все равно, будь то искусство изобразительное или искусство словесное, есть реальность. Мы должны ощущать подлинное существование того, с чем соприкасаемся, чтобы стала возможной культурная деятельность, вплотную признаваемая как потребная и ценная; без этой предпосылки реализма наша деятельность представляется либо внешнеполезной в достижении некоторых ближайших корыстей, либо внешнеразвлекательной, забавной искусственным наполнением времени"1.
Иным представляется досуг на специализированных объектах. Скажем, диснейлэнды или парк "Эфтеллинг" (Нидерланды) легко воспринимаются как цель специального посещения (причем на значительный промежуток времени - выходной день), а не как средство бесцельного времяпрепровождения. В этом, на наш взгляд, кроется решение основной проблемы развития отечественного досуга.
Культурный досуг всегда следует рассматривать относительно профессиональной деятельности личности и поведения людей, и тогда концепция досуга обретет истинный смысл, ибо деятельность и поведение образуют собой некоторую упорядоченную целостность, противостоящую известной разреженности досугового пространства.
Формирующееся в настоящее время понимание культурного досуга ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие "культура" сегодня трактуется уже не только как культурное потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам
Искусства, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности и т.д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Культурный досуг, являясь важной составной частью культуры, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание.
Мнения ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности.
Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности. Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду.
Итак, понимание досуга как сферы нерегламентированного поведения людей имеет право на существование, но с необходимыми уточнениями. В понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
Известно, например, что потребление бытовых услуг характеризуется стремлением минимизировать время, затрачиваемое на него, желанием совместить его с другими видами занятий. Избирательный досуг предполагает другое отношение. Он не может быть случайным, он становится основной целью. Здесь исчезает желание минимизировать время, ибо идет интересный событийный духовный процесс, в который человек погружается полностью.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Особенности пространственно-временного устройства досугового процесса и его среды заключаются в том, чтобы сделать субъект присутствующим "здесь и сейчас", в непосредственно переживаемом настоящем. Приблизить ценное, любимое и отдалить или упразднить пустое, ненужное - вот, по нашему мнению, высший смысл истинного значения досуга. В этом случае культурный досуг для человека превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.
Сегодня общественно-досуговая сфера должна предоставлять личности иные возможности для культурного досуга. Ее основное отличие - высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Отсюда логично вытекает проблема - профессионализм организаторов культурного досуга. Надо сказать о том, что в стране ведется подготовка специалистов для этой сферы вузами культуры и искусства. Однако проблема в том, что пока нет единого подхода в их обучении. Названия квалификаций пестрят разнообразием, но не позитивным, когда присутствует стремление охватить различные аспекты культурно-досуговой деятельности, а разнообразием чисто количественным при единой целевой установке на характер деятельности. Это связано с отсутствием концептуальной модели подготовки специалиста для сферы досуга.
Отметим, что в течение длительного времени в Московском государственном университете культуры сформировалась уникальная школа подготовки специалистов. Кафедра культурно-досуговой деятельности разработала целостную стратегию профессиональной подготовки кадров. Одновременно происходил отбор оправдавших себя форм и методов обучения студентов досуговой сферы, дающих представление о творческом кредо московской школы досуга: установка на высокий художественно-творческий уровень, своеобразие, инновационность и эффективность подготовки специалистов досуга. Какие бы практические проблемы ни ставились в учебном процессе, доминирующими критериями, на наш взгляд, являются оригинальность художественного воплощения идеи и эстетические качества ее сценической или другой пространственной интерпретации. Оригинальность художественно-образного воплощения культурной программы связана, как правило, с профессиональными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации культурных программ, обусловленных методикой преподавания специальных художественных дисциплин. Это является прочной основой для поддержания эстетического уровня культурно-досуговых программ. В общих чертах суть стратегии профессиональной подготовки заключается в следующем:
- подготовка специалистов с учетом опережения возникающих профессионально-производственных досуговых ситуаций, то есть готовность молодого специалиста работать в досуговых ситуациях в условиях как настоящего, так и будущего развития культурной среды; разработка новых учебных курсов, обеспечивающих опережающее обучение;
- "погружение" в ходе обучения будущего специалиста в творческий процесс разработки досуговых программ, адекватных современным условиям деятельности;
- предвидение развития направлений досуговой деятельности, преодоление консерватизма в подготовке специалистов, закрытие неперспективных и введение новых квалификаций, соответствующих новым досуговым ситуациям;
- учет возможного изменения "ролей" (менеджер, постановщик- режиссер, сценарист, педагог, продюсер, импресарио и др.) в различных типах культурно-досуговых учреждений, возрастание личной инициативы.
Таким образом, кафедра культурно-досуговой деятельности в новой структуре профильного обучения постоянно обновляет программы и методику учебного процесса. Меняются творческие ориентиры, возникают новые направления в методах обучения, создаются творческие лаборатории, но неизменным остается главное в нашей концепции обучения - стремление к обновлению, к поиску собственных моделей досугового образования.
Основные концептуальные взгляды авторов данного учебника не могли не опираться на огромный предшествующий опыт и научные разработки известных ученых, внесших большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: М.А. Ариарско-го, С.А. Белякова, М.Н. Вечера, Е.А. Владимирова, Д.М. Генкина, Д.И. Гусева, Е.Я Зазерского, М.И. Зеленецкого, Ф.И. Коровина, В.В. Кочетко-ва, А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, М.П. Мазуриц-кого, В.Е. Новаторова, З.А. Петровой, Т.Д. Ремизовой, A.M. Савченко, А.Г. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Стриганова, А.Г. Соломоника, Я. Суртаева, В.Е. Триедина, Л.С. Фрид, B.C. Цукермана, С.Т. Шацкого и других.
Коллектив авторов выражает благодарность ведущим ученым университета - профессорам Т.Г. Киселевой, И.Н. Романову, Ю.А. Стрельцову за помощь в разработке концепции и структуры учебника, рекомендации и советы в изложении проблемных вопросов.
Считаем, что подготовленный преподавателями и учеными Московского государственного университета культуры учебник "Культурно-досуговая деятельность" станет отправной точкой в формировании нового представления о ее характере, роли и значении в жизни человека. Этот коллективный труд призван восполнить дефицит учебно-научной и методической литературы по проблемам культурного досуга.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................