§ 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие досуга и возможностей для его плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Досуг и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
Каковы же сущностные свойства понятий "досуг" и "рекреация"? В чем их сходство и отличия? В западном досуговедении понятия "досуг" и "рекреация" взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов.
Однако правильное представление о различных дефинициях и концепциях досуга и рекреации является основополагающим фактором профессионального успеха. Как утверждают, например, американские специалисты, адекватные представления о концепциях досуга и рекреации дают возможность понять нашу роль и обязанности по предоставлению услуг, определить, объяснить, обеспечить контроль и в конце концов предугадать последствия нашего вмешательства в качестве профессионалов. Таким образом, овладение соответствующим понятийным аппаратом не только вооружает профессионалов необходимыми знаниями, но, что, безусловно, предельно важно, позволяет осуществлять прогнозирование преимуществ того или иного направления деятельности и обеспечивать эффективность использования соответствующих ресурсов.
Существует большое количество теоретических подходов к определению природы досуга. Однако к настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
- временного пространства;
- вида деятельности;
- психологического состояния;
- холистического (целостного) образа жизни.
Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства (количественная концепция досуга) возникла в XIX веке и явилась следствием индустриальной революции на Западе, в результате которой жизнедеятельность подавляющего большинства населения была отчетливо разграничена на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция является наиболее распространенной и в современной практике. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению.
Интерпретация досуга в рамках данной концепции предполагает, что индивид обладает не только свободным временным пространством, но также располагает широкой свободой выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами. Эта концепция дает возможность широкого трактования досуга, т.е. досугом можно считать время, отводимое как на деятельность творческую, конструктивную, так и на деятельность деструктивной направленности, а также время, проводимое бесцельно.
Следующая концепция предполагает рассмотрение досуга в качестве одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Досуг трактуется как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил. Данная концепция предполагает, что диапазон видов досуговой деятельности может быть бесконечно широк в соответствии с огромным разнообразием досуговых интересов людей. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В данной концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досу-говым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг.
Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования может присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д.
Концепция холизма предполагает исследование трудовой и иных сфер деятельности человека для определения в них элементов досуга, а также выдвигает идею о том, что жизнь человека как целостный процесс не может быть исследована фрагментарно по отдельным структурным компонентам. Особое значение здесь имеет предположение, что ценности работы и досуга должны быть равнозначны, и индивид может получать удовлетворение от работы-досуга.
Данная концепция представления сущности досуга предопределяет широкий базис для интерпретации данного феномена. Являясь интегра-тивной, она позволяет провести анализ сущности досуга на современном уровне социального прогресса в условиях высокого уровня развития технологии. Информационная эра вносит свои коррективы в идейно-теоретические представления о жизненных принципах индивидов и организации основных социальных институтов. Концепция холизма предлагает всеобъемлющий и органичный подход к рассмотрению сущности досуга, который может оказаться адекватным характеру жизнедеятельности человека в грядущем столетии - в эру новейших информационных технологий.
Термин "рекреация" является производным от двух латинских глаголов: "обновлять" и "восстанавливать". Семантическое значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств индивида.
Как известно, биологическая жизнедеятельность любого организма состоит из двух взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процессов: затраты жизненных сил и их восстановления. Данные процессы характерны и для человека как биологического существа. Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином " рекреация". С точки зрения производимого на человека эффекта, рекреация - процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма. Термин "рекреация" широко используется в западном досуговедении. Большинство определений рекреации основывается на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, от которого индивид получает удовольствие и удовлетворение. При этом акцентируется деятельностный характер рекреации и подчеркивается, что рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми и полноценными. Есть ли различия между понятиями "досуг" и "рекреация"? Большинство профессионалов и исследователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что значения данных терминов различны.
Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления наклонностей определенной части населения общества (например, злоупотребление спиртными напитками).
Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, производящие оздоравливающий, восстанавливающий эффект, т.е. рекреационная активность включает лишь конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий. Исследователи этой проблемы рассматривают рекреацию как деятельность, которая имеет место в свободное время, доставляет удовольствие и обладает социально приемлемыми качествами.
Во всех концепциях рекреации особенно подчеркивается ее ценностный и деятельностный аспекты, т.е. рекреация - это деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Таким образом, рекреация - деятельность, приносящая определенную пользу людям, и, следовательно, общество должно организовывать и поддерживать данную сферу деятельности, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития.
Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена:
- рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения;
- виды рекреационной деятельности многообразны;
- участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств;
- рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.
Итак, рекреация представляет собой определенную деятельность и обладает огромным диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами индивидов. Рекреация может быть групповой и индивидуальной, в некоторых случаях предполагает активное участие индивидов, в других - простое расслабление (отсюда термины "активная рекреация" - "пассивная рекреация"). Важным является то обстоятельство, что рекреационные занятия осуществляются на добровольной основе, т.е. индивид обладает полной свободой в принятии решения об участии или неучастии в том или ином виде рекреации. И, наконец, рекреация открывает для индивида широкий спектр позитивных результатов, он может быть вовлечен в различные виды рекреационных занятий, нацеленных на получение эффекта социализации, межличностного общения, соревновательности, развития воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы и физического состояния участников.
В сущностных элементах рекреации подчеркивается ее индивидуальная природа, но также проявляется и взаимосвязь рекреации с социальными организациями. В общем смысле рекреация имеет определенную культурную обусловленность и служит достижению определенных социальных целей. Некоторые западные ученые придерживаются мнения о том, что досуг есть личностный феномен, тогда как рекреация - социальный. В следующем определении рекреации объединяются представления о данном феномене как индивидуальной деятельности и как составном элементе социальной политики: рекреация - это "добровольная внерабочая деятельность, которая организована ради индивидуальной и социальной пользы - ради восстановления сил и социального единения".
Нельзя предположить, что все исследователи и профессионалы сферы свободного времени когда-либо прийдут к единому мнению по вопросу о том, какая из концепций досуга или рекреации является единственно правильной. Однако, безусловно, важно иметь представление об имеющихся определениях и концепциях, чтобы составить собственное мнение по поводу их сильных и слабых сторон и возможности применения в реальной практике. В этой связи западные исследователи отмечают, что выбор той или иной концепции досуга может иметь существенное влияние на направление работы досугового агентства. Так, выбор концепции холизма приводит к тому, что большее внимание в работе агентства отводится, например, вопросам образования населения в области досуга, а выбор количественной концепции - к усилению внимания к вопросам удовлетворения стандартных норм и требований.
Тем не менее, следует отметить, что общеупотребимым названием сферы деятельности по обслуживанию свободного времени населения в англоязычных странах является словосочетание "сфера досуга и рекреации". Данное обстоятельство может иметь двоякое объяснение: по одной точке зрения, при таком определении подразумевается, что термином "рекреация" обозначается деятельность как таковая, а термином "досуг" - временное пространство для реализации этой деятельности; по другой точке зрения, термин "рекреация" относится к деятельности государственных и некоммерческих агентств, "досуг" (по его расширительной видовой концепции) - к деятельности коммерческих организаций. А так как в соответствующей сфере функционируют все эти агентства и организации, то в ее определении должны быть отражены все возможные виды досуговой деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации?
2. Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики досуга?
3. Какова сущность рекреации?
4. В чем сходство и различие концепций досуга и рекреации?
Рекомендуемая литература
1. Адаме Ш. Моя Америка. - М.: Прогресс, 1986.
2. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. - М.: Наука, 1986.
3. Вдовенко Т.Е. Досуг пожилых людей. (Зарубежный опыт). - Л.: ВПШК, 1991.
4. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.
5. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. - Свердловск, 1970.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................