§ 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
Одной из главных задач методической работы является совершенствование профессионального уровня работников культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития, расширение научного кругозора. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости радикальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно будет работать на своем участке. Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом.
Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В нее входят: совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт работы в других отраслях народного хозяйства; освоение профессиональных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки.
В стране создана система повышения квалификации, которая отвечает таким требованиям, как: всеобщий охват всех категорий работников; непрерывность, обеспечивающая постоянный рост профессионального мастерства; разносторонность, то есть повышение не только профессионального мастерства, но и общекультурного уровня кадров; дифференцированность; разнообразие форм и методов обучения. Эта система включает в себя различные уровни и формы повышения квалификации. Это институты, факультеты, курсы (очные, заочные), стажировки, семинары, школы передового опыта, творческие школы и т.д.
Среди многообразных форм повышения квалификации особенно важную роль играет заочное обучение работников культуры. Оно является наиболее гарантированным способом обеспечения учреждений г культуры собственными кадрами специалистов, наиболее эффективным средством повышения квалификации. Заочные формы обучения созданы практически во всех вузах и училищах культуры страны.
Предметом особой заботы методических служб, особенно районного звена, являются кадры, не имеющие специального образования. Задача методистов органов культуры заключается в том, чтобы направить на заочную учебу наиболее перспективных людей. При этом следует помочь им в подготовке к экзаменам, организовать консультации на местах в период учебы, создать благоприятные для учебы условия.
При Министерстве культуры РФ, министерствах культуры республик, при областных комитетах по культуре работают институты повышения квалификации, постоянно действующие курсы. На этих курсах не реже одного раза в 4-5 лет в течение месяца проходят переподготовку все работники государственных учреждений культуры, как имеющие специальное образование, так и не имеющие его. Учебные группы на курсах комплектуются с учетом образования. Переподготовка кадров осуществляется на основе годового плана, который заблаговременно направляется в районы. На местах составляется график обучения на курсах конкретных работников.
Как правило, в Российском, республиканских институтах, областных курсах повышения квалификации основными формами обучения являются семинары, деловые игры, обмен опытом, стажировка на базе лучших учреждений культуры, лабораторные и практические занятия, разбор конкретных проблемных ситуаций. Это связано с тем, что многие выпускники, начиная трудовую деятельность, вынуждены проходить длительный и сложный процесс профессиональной адаптации к реальным условиям учреждений культуры, потребностям населения, социальным требованиям, предъявляемым сегодня к культурно-досуговой деятельности. Основной причиной является то, что еще в вузах часть студентов не осознает необходимости развития своих профессиональных качеств, особенно в вопросах принятия и реализация решений как организаторско-управленческого, так и профессионально-творческого характера. Будущий специалист еще в учебном заведении, часто переоценивая свои возможности, не проявляет пытливости и желания как можно больше получить знаний и навыков практического, жизненного плана. В силу этого он вынужден восполнять этот пробел уже на практической работе, в том числе и с помощью системы повышения квалификации.
В качестве основного фактора, обеспечивающего в системе повышения квалификации применение активного метода обучения, выступает принудительная активизация мышления, когда человек ставится перед необходимостью самостоятельного принятия решения, быстрейшего овладения навыками коллективной деятельности, другими практическими вопросами. Это соответствует и личностной установке слушателя, его целевым задачам - восполнить существующий пробел в знаниях и практических навыках.
С другой стороны, применение методов активного обучения создает условия для научного анализа деловых качеств работников культуры, для правильного подбора и расстановки, создания резерва руководящего состава кадров.
Работники научно-методических центров принимают непосредственное участие в разработке тематики, содержания учебных планов и программ курсов повышения квалификации. Методисты, работники министерств и управлений культуры, практики клубной работы выступают перед слушателями в качестве лекторов, проводят семинарские занятия, собеседования, принимают вместе с преподавателями экзамены, зачеты, присутствуют на защите рефератов и контрольных работ.
Учебный процесс на курсах повышения квалификации направлен на решение следующих задач:
- углубление профессиональных знаний;
- развитие творческого мышления в решении профессиональных вопросов;
- освоение передовых методов и форм культурно-досуговой работы;
- распространение новых научных знаний, передового опыта в массовой практике.
Исходя из этого учебные планы системы повышения квалификации не могут быть постоянными и неизменными. Они обновляются и совершенствуются в соответствии с современными требованиями, в них с опережением закладываются новейшие достижения теории и практики культурно-досуговой деятельности.
Следует ясно представлять, что учебный процесс в системе повышения квалификации имеет свою специфику и особенности. Они заключаются в:
- разноплановом составе обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовленности, условиям работы и т.д.);
- методике преподавания (акцент на активные формы обучения);
- привлечении для проведения занятий опытных практических работников;
- актуальности учебных планов и программ.
Эти принципиальные специфические особенности учебного процесса системы повышения квалификации в настоящее время активно внедряются и в учебный процесс высших, средних специальных учебных заведений.
Содержание учебного процесса, решение организационных вопросов на курсах повышения квалификации обеспечивают методические центры, органы культуры российского, областных уровней. Однако и районные методические службы выполняют большой объем работы по комплектованию слушателей, контролю за обучением. Кроме того, районные методические службы выступают и как самостоятельные организаторы этой работы на своем уровне.
Основной формой повышения квалификации работников культуры в районе являются районные постоянно действующие семинары. Районные семинары, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц в течение 1-2 дней. Учебный год лучше начинать в сентябре - октябре, а заканчивать в июне. Занятая районного семинара обязаны посещать все работники учреждений |<ультуры. Работу семинара целесообразно разделить на занятия для всей аудитории и на занятия по секциям в зависимости от категорий приглашенных на семинар. Учеба работников культуры в других формах повышения квалификации не освобождает от занятий в районном семинаре.
Тематика семинаров разрабатывается на весь учебный год, но при необходимости в нее могут вноситься изменения. Семинар не должен носить характера производственного совещания, что часто встречается на практике. Безусловно, в план семинара могут включаться доклады, в которых излагаются задачи, связанные с той или иной кампанией или знаменательной датой, но главная учебно-практическая задача семина-Ра - развить профессиональные умения, распространить передовой опыт. Здесь также необходимы активные формы обучения. Работников культуры следует ознакомит» с предполагаемым годовым планом семинаров, учесть при окончательном утверждении плана их предложения. Тему очередного семинара необходимо заранее сообщить слушателям с тем, чтобы они имели возможность подготовиться. Подготовка к семинару требует усилий не только методиста-организатора, но и главным образом самого обучаемого.
Одно из необходимых требований к семинару - обязательное проведение практических занятий, показательных культурно-досуговых мероприятий, целесообразно также на основе увиденного дать задание участникам семинара провести аналогичное мероприятие в учреждениях культуры по месту работы. Практика показывает, что многие отделы культуры, РДК проводят районные семинары непосредственно на базе учреждений культуры. Это стимулирует работников учреждений не только в деле подготовки практических мероприятий, но и в решении вопросов материального состояния самого учреждения культуры. После окончания семинара проводятся анализ, обмен мнениями участников семинара, вносятся коррективы в учебные планы.
Непременным условием эффективности работы семинара является участие в нем представителей районных органов управления. Целесообразным является участие в семинарах представителей профсоюзов, а также молодежных организаций. Это повышает авторитет и значимость семинара, позволяет устанавливать с этими организациями обратную связь. Участие в семинарах представителей названных органов и организаций создает условия для оказания эффективной помощи в решении вопросов укрепления материальной базы культурно-досуговых учреждений, социально-бытовых и других проблем работников культуры.
Учебный год в постоянно действующих районных семинарах целесообразно завершать проведением научно-практической или научно-методической конференции. Проблемы для обсуждения на конференциях должны отличаться актуальностью и глубиной содержания, отражать научные и методические аспекты культурно-досуговой деятельности. Научно-методические конференции являются эффективной формой повышения профессионального мастерства работников культуры. Их подготовка и проведение требуют от методистов глубоких знаний, теоретического и методического кругозора, практических навыков.
Многие учреждения культуры страны постоянно испытывают дефицит в квалифицированных кадрах. В среднем процент специалистов в различных регионах колеблется от 45 до 75. Даже в Московской области клубные учреждения укомплектованы специалистами со средним и высшим образованием лишь на 58%. Следовательно, на работу в клубы приходят лица, не имеющие необходимых знаний и навыков в работе. Для этой категории целесообразно проводить стажировки на базе лучших учреждений культуры. Полезны стажировки и для руководителей коллективов художественной самодеятельности на базе лучших народных самодеятельных коллективов. Такая форма повышения квалификации многое дает и выпускникам вузов и училищ культуры. Часть из них в практической работе ощущают нехватку полученных знаний, ибо конкретные условия, в которые они попадают, трудно предусмотреть учебной программой.
На уровне района используются и другие формы повышения квалификации. Это могут быть школы передового опыта, творческие лаборатории, деловые игры и т.д.
Для того, чтобы вся система повышения квалификации, все ее звенья на различных уровнях функционировали эффективно, необходимо вырабатывать у слушателей готовность к самостоятельному изучению материалов. Это условие является изначальным в системе повышения квалификации. Важно привить желание и выработать умение пользоваться специальной литературой, периодической печатью, отраслевыми журналами. В этом деле большую помощь могут оказать библиотечные работники. Они помогут организовать на семинарах систематические библиографические обзоры новых материалов, подготовят рекомендательные списки, выставки методической, научной и репертуарной литературы.
В заключение следует подчеркнуть, что созданная в стране система повышения квалификации кадров работников культуры обеспечивает необходимые условия непрерывного образования, постоянного пополнения знаний о новых направлениях культурно-досуговой деятельности, новых формах и методах работы учреждений культуры.
Полученные знания работники культуры должны уметь творчески применять в практической деятельности с учетом конкретных задач и местных условий. Они обязаны обладать чувством нового, уметь работать с людьми, создавать в учреждениях культуры общественный актив, помогать ему развивать различные формы самоуправления и самодеятельности.
Одной из важных форм повышения методического и практического уровня работников культуры являются научно-методические и научно-практические конференции. В обыденном представлении работников культуры эти два вида конференций часто отождествляются: научно-методическую конференцию нередко называют научно-практической и наоборот. Есть ли разница между этими двумя понятиями и в чем она? Попробуем разобраться в этом на основе анализа содержания названных видов конференций, их целей и предназначения. Безусловно, содержание научно-методической конференции не идентично содержанию научно-практической, в то же время будет ошибочным и их противопоставление.
Научно-методическая конференция работников культуры является формой коллективного изучения, обсуждения и обобщения актуальных вопросов методики культурно-досуговой деятельности на основе анализа опыта работы учреждений культуры. Целью такой конференции являются повышение уровня методической вооруженности работников культуры, анализ и обобщение практики использования наиболее эффективных приемов и методов проведения мероприятий.
Научно-практическая конференция является формой коллективного изучения и разбора конкретных вопросов практики культурно-досуговой деятельности. Ее основная цель заключается в том, чтобы проанализировать, как решаются те или иные вопросы практического воплощения в жизнь решений правительства, указаний вышестоящих органов культуры, конкретные вопросы, возникающие в деятельности учреждений культуры. Научно-практическая конференция ставит своей целью сверить практическую деятельность учреждений культуры с новыми достижениями и рекомендациями науки, сформировать у слушателей психологическую установку мыслить и работать по-новому, на уровне современных требований. Исходя из того, что эффективность работы кадров учреждений культуры определяется прежде всего их теоретической, практической и методической подготовкой, проведение указанных видов конференций весьма целесообразно. Научно-методические и научно-практические конференции дополняют и обогащают систему знаний, умений и навыков слушателей. Оба вида конференций не исключают элементов как практики, так и методики. На научно-практических конференциях более целесообразно решаются методические задачи по обогащению работников культуры конкретными приемами и методами проведения мероприятий, в то же время участники научно-методической конференции получают знания научных основ методики культурно-досуговой работы, овладевают приемами и навыками работы.
Вопросы для самопроверки
1. Виды опыта культурно-досуговой деятельности и их сущность.
2. Основные этапы анализа, обобщения и распространения передового опыта.
3. Система и формы повышения квалификации специалистов культуры.
4. Задачи системы повышения квалификации работников культуры.
5. Особенности и специфика учебного процесса в системе повышения квалификации.
6. Научно-методическая и научно-практическая конференции - отличие и сходство.
7. Методика подготовки научно-методических конференций.
Рекомендуемая литература
1. Бирженюк Г.М., Вузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 39-49.
2. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1989. -С. 36-57.
3. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 67-77.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................