logo
Kulturno-dosugovaya_deyatelnost

Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности

Во вступительной части этой главы прежде всего следует подчерк­нуть, что технология культурно-досуговой деятельности - процесс слож­ный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные за­дачи: создание культурно-досуговых программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалис­тов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т. д.).

Технологический процесс культурно-досуговой деятельности - это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, пре­образуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Це­лостная система технологии культурно-досуговой деятельности в уч­реждениях культуры понимается по-разному. Как отмечает А. Левинсон, "под технологией следует понимать набор приемов труда культпросвет­работника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащен­ный и т.д."31. Используя этот термин, можно сравнить технологию куль­турно-досуговой деятельности в учреждениях культуры с технологией на производстве. Конечно, здесь много общего, но параллели проводить неправомерно.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная под­система - управление, финансирование, штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая - сценарий, сценарные разработки, методи­ческие рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема - ре­жиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема - мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отно­шений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т.д.

Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая слу­жит основанием функционирования учреждения культуры. Поэтому все дальнейшее изложение материала будет прямо или косвенно посвяще­но раскрытию различных сторон технологии культурно-досуговой дея­тельности.

Культурно-досуговая деятельность это реальный и совершенно особый мир с присущими ему правилами действия. Эти действия со­вершают профессионалы для того, чтобы включить в процесс их свер­шения как можно большее число людей. Здесь существуют свои специ­фические закономерности функционирования культурно-досуговой дея­тельности.

В связи с этим механизму функционирования культурно-досуговой деятельности придается решающее значение. Технология культурно-досуговой деятельности составляет деятельностную основу механизма функционирования, преобразуя элементы мысли в конструкции, кото­рые осуществляются в действии, в материале, приобретая определен­ные формы.