logo
Kulturno-dosugovaya_deyatelnost

§ 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды

В проектировании культурно-досуговых учреждений и, стало быть, культурно-досуговои среды возможны различные соотношения художе­ственного и научного подходов - от включения элементов художествен­ного "оформления" в культурно-досуговую среду до ее целостного об­разного решения. Естественно, можно говорить о различных задачах художественной деятельности при создании культурно-досуговои среды - от декорирования, "эстетизации" технологически заданных структур до создания подлинных произведений искусства. К числу произведений ис­кусства могут быть отнесены и те культурно-досуговые учреждения (к сожалению, далеко не все), которые представляют собой художествен-нообразное выражение их содержательной сущности в сумме внутри-эстетических и внешнеэстетических моментов. Деятельность в культур­но-досуговых учреждениях проявляется в построении различных компо­зиций по законам красоты, когда решаются многоплановые практиче­ские задачи создания культурно-досуговои среды.

Культурно-досуговые учреждения представляют собой образную модель организации культурно-досугового пространства. В ней с по­мощью специфических художественных средств, таких, как организация пластики функциональных помещений, цвето-световое решение, пред­метно-эстетическое наполнение закладывается эстетическая значи­мость культурно-досуговои среды, обладающей качествами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т.д. Эти качества куль­турно-досуговои среды, создаваемой по проектному замыслу специа­листов учреждений культуры, обращены к человеку: посетителю, зрите­лю, потребителю.

Важной чертой культурно-досугового учреждения как носителя культурно-досуговои среды является эволюционность, преемственность его формирования. Она определяет существенную роль эстетической оценки специалистом учреждения культуры сложившейся культурной ситуации, требует мастерства согласования, органичного включения" новых элементов в художественный образ сложившейся культурно-досуговой среды.

Таким образом, деятельность специалиста учреждения культуры сочетает в себе творческий акт создания культурно-досуговой среды с творческим прочтением эстетически сложившегося объекта культуры, его традиций и специфики функционирования. В отличие от социально-функциональных программ, определяющих конкретные требования к организации пространства в соответствии с характером протекающей в нем деятельности, эстетические программы специалиста учреждения культуры по созданию культурно-досуговой среды не могут быть в той же степени конкретными. Причина заключается уже в самом способе духовного потребления культурного пространства, в многозначности его "прочтения" в соответствии с особенностями психики и подготовки че­ловека и, одновременно, в высокой или низкой адаптивности его к мно­гообразным композиционным решениям.

Сегодня возрастает значимость духовного восприятия культурно-досуговой среды, информационно-культурного, эмоционального и эсте­тического "потребления" как важных факторов, учитываемых в про­граммах создания данной среды. Это расширяет рамки традиционного срункционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических цен­ностей, специалист учреждения культуры различает и внутренние спе­цифические функции разных типов учреждении культуры. Кроме того, объекты культуры сами по себе существенно выделяются своей специ­фикой в ряду других объектов городской и сельской среды.

Одновременно с этим нельзя не учитывать "монотонность" архи­тектуры многих культурно-досуговых учреждений, "эмоциональную бед­ность" их внешнего и внутреннего убранства, что особенно проявилось в последние 30-40 лет. Отсюда растущий интерес к эстетическим оцен­кам культурно-досуговой среды, к выработке на этой основе теоретиче­ских взглядов и практических разработок "доведения" пространства объектов культуры до высокохудожественного уровня.

Культурно-досуговая среда представляет собой пространство для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состоя­ния, что являет собой культуру, духовные ценности которой - живая основа личности, ее образа жизни. Создание кулыпурно-досуговой сре­ды учреждений культуры - это опосредованное проектирование культурных, воспитательных программ, ситуаций деятельности в этой среде. В культурно-досуговых учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий, сюжетных ситуаций. Находясь в контакте с культурными ценностями, человек как бы переносится в мир переживаемой ценности, связанных с ней содержаний и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальной среде. Вместе с тем духовное состояние, переживаемое во время ценностного контакта, включает в себя память о предшествовавших переживаниях и ожидание будущих.

Следовательно, при проектировании культурно-досуговой среды важно учитывать фактор непрерывности и последовательности пове­денческих ситуаций в данной среде. В практической же деятельности часто наблюдаются разорванность культурно-досуговой среды и, есте­ственно, сегментация поведения, когда при наличии большого разнооб­разия функций этой среды не создается ценностного значения или зна­чение среды в целом значительно ниже ценностных значений каждой отдельной из пережитых ситуаций. Говоря режиссерским языком, сквоз­ное действие должно обладать ценностной непрерывностью, обеспечи­ваемой качеством целостной культурно-досуговой среды, подкрепляе­мой высоким качеством отдельных средовых ситуаций. Именно в этом целостном видении человек сохраняет безграничность своих возможно­стей, свою природную многосторонность, может уйти от "частичности" своего культурного бытия. Культурно-досуговая среда это есть та об­ласть, в которой человек способен "остановить мгновение", поймать "жар-птицу" мироощущения во всем ее богатстве.

Применительно к культурно-досуговой среде законы эстетики раскрываются в следующих особенностях:

- органическое сочетание художественных и утилитарных задач в программировании и создании культурно-досуговой среды;

- специфичность объектов художественного творчества - учреждений культуры - и их отличие друг от друга, а также особое место их в го­родской или сельской среде;

- особый характер художественного творчества в создании культурно-досуговой среды учреждений культуры;

- подвижность и преемственность формирования культурно-досуговой среды;

- особый характер эстетического восприятия культурно-досуговой

Данные особенности влияют на характер деятельности специалиста учреждения культуры, его эстетическую направленность на полезное и прекрасное, на прошлое и будущее. Кроме того, применительно к искусству формирования культурно-досуговой среды необходимо выделить три сферы эстетических знаний, в соответствии с которыми можно исследовать структуру и особенности формирования данной среды:

- теории эстетической ценности культурно-досуговой среды, ее восприятия и познания;

- теории художественного творчества и эстетической деятельности в формировании культурно-досуговой среды;

- теории композиционного построения и художественной организа­ции культурно-досуговых учреждений.

Рассматривая культурно-досуговое учреждение как культурно-эстетический объект с присущей ему культурно-досуговой средой, мож­но назвать основные черты, выделяющие его из общей системы объек­тов жизнеобеспечения человека.

1. Культурно-досуговые учреждения являются объектом особого вида художественно-эстетической деятельности. Художественно-композиционному аспекту формирования культурно-досуговой среды присущи онтологическая связь культуры, искусства и дизайнерского творчества, обусловленная функциональным назначением и проте­кающей деятельностью. Одновременно с этим культурно-эстетический объект отличается сложностью функциональной программы, что за­трудняет выбор композиционного решения пространственной структу­ры, и обусловленностью окружающей инфраструктурой.

2. Учреждение культуры как эстетический объект отличается замк­нутостью пространственных границ и, одновременно, сложностью функционально-пространственной организации.

3. Художественная деятельность, направленная на объект культу­ры, состоит из ряда элементов и осуществляется культурологами, ди­зайнерами, художниками и самими посетителями.

Таким образом, культурно-досуговое учреждение и его культур-но-досуговую среду следует рассматривать в трех основных аспек­тах: как эстетический объект, как композиционную структуру, как объект образного решения, художественного творчества специа­листа учреждения культуры.

В первом случае центральным вопросом рассмотрения является возможность целостного представления объекта культуры (сочетание и иерархия в его структуре разнохарактерных утилитарных, эстетических, художественных ценностей, внутренний деятельностный культуротвор-ческий процесс).

Во втором случае объект культуры, представляя собой композици­онную структуру, рассматривается как определенное пространственное построение, обладающее эстетическими качествами, имеющее в своей структуре художественные элементы.

В третьем случае, являясь предметом художественного творчества дизайнера, учреждение культуры представляет собой объект образного решения.

Организация культурно-досуговой среды сама по себе еще не определяет желаемого направления культурно-досуговой деятельности человека. Его следует ввести в эту среду, подготовить к восприятию но­вых ценностей, социализировать его сознание.

Культурно-досуговые учреждения периодически меняют свой внешний и внутренний облик, обрастают пристройками, перепланиру­ются, теряя первоначальную и приобретая новую образную специфику. Таким образом, со временем у них появляется множество авторов. Об­раз культурно-досугового учреждения постоянно меняется, являясь объектом творчества специалистов, и выражается на каждом этапе своего существования материализованным результатом социального, коллективного образного видения.

Естественно, что реализация данных установок и требований при­водит к формированию нового типа объектов культуры. Кроме обеспе­чения "визуальной перспективы" (зрительные залы, просторные фойе) такой тип учреждений культуры призван удовлетворять еще ряду тре­бований: обеспечивать реализацию различных сценариев культурной деятельности; обеспечивать сочетание открытых пространств для мас­совой коммуникации с закрытыми, изолированными, для группового или индивидуального общения. Реализация таких типов учреждений культу­ры осуществляется по двум направлениям: строительство новых уч­реждений (в последнее десятилетие областной театр в Кузьминках и др.) и реконструкция давно существующих объектов (Малый театр и его филиал, Большой театр, Третьяковская галерея и т.д.). Положительные примеры показывают, что при осуществлении современных проектов строительства и реконструкции объектов культуры обнаруживаются большие резервы повышения эстетической выразительности их куль­турной среды, связанные с возможностями современной техники, мате­риалов, оборудования, технических средств.

Социально-культурная сфера, являясь отражением общественного сознания, в последние годы претерпевает существенные изменения. Типы культурно-досуговых учреждений, их внутреннее пространство и среда, казавшиеся идеальными 20-30 лет назад, сегодня во многих случаях представляются архаичными, безнадежно отставшими от изме­нившихся потребностей человека. Это обстоятельство заставляет ис­кать возможности реконструкции, развития культурно-досуговой среды огромной функционирующей сети культурно-досуговых учреждений, создания новых типов таких учреждений.

Новые тенденции в изменении характера культурно-досуговой сре­ды прослеживаются в двух направлениях: ломки специализирован-ности, однофункциональности (в отечественной практике это можно по­нимать как однобокость); создании многофункциональных культурно-досуговых пространств. Тенденции к функциональной интеграции не означают, однако, полной нивелировки всех специализированных куль­турно-досуговых учреждений, и, по всей видимости, будут развиваться специализированные учреждения досуга со своей специфической со­держательной функцией: рекреационно-досуговой, спортивно-культурной, оздоровительной, выставочной и др.

В стремлении выявить сходство и различие тенденций развития культурно-досуговой среды целесообразно говорить о ее качестве, по­зволяющем выделить каждое культурно-досуговое учреждение как осо­бо значимую культурно-досуговую среду, предпочтительную для лич­ности с ее собственными интересами и наклонностями. Такое отноше­ние может сложиться только в том случае, если позитивные факторы культурно-досуговой среды тонко учитывают эмоционально-психологические, социально-культурные и даже биологические факторы взаимодействия среды и человека.

Заметим, что всякая типология вряд ли будет достаточно полной, поскольку имеются в виду явления, которые, как правило, продолжают изменяться в соответствии с противоречивыми требованиями разви­вающейся человеческой деятельности. Культурно-досуговую среду уч­реждений культуры по характеру программируемой деятельности мож­но типологизировать. Здесь можно выделить, весьма условно, несколь­ко больших групп культурно-досуговой среды, отличающейся в целом по образным характеристикам, по культурно-досуговым процессам, по формам поведения, хотя, конечно, внутри них существует множество градаций этих характеристик.

Первая группа - это культурно-досуговая среда, характеризую­щаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданию условий для индивидуального выбора занятий.

Вторая группа - рекреационно-досуговая культурная среда, ориен­тированная на развитие досуговой самоорганизации людей, привлече-

ние новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуаль­ного спроса на культурные программы.

Третья - музейно-выставочная среда - представляет собой как бы "консервант культуры".

К четвертой группе может быть отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищностью протекаемого процесса.

Пятая группа - театральная среда, имеющая глубокие историче­ские корни. Она специфична своей "консервативностью", постоянством, является своеобразной школой поведения зрителя.

В последние годы появилась культурно-досуговая среда, синтети­чески вбирающая в себя различные виды сред и создающая атмосферу особого культурно-эстетического состояния. Ярким примером тому мо­гут служить Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сплав архитектуры, скульптуры, живописи, музыки как бы объединяет музейную, концертную, театральную и досуговую среду в своеобразный и неповторимый образ, который условно можно определить как синтетическая культурно-эстетическая и культурно-досуговая среда.

И, наконец, стихийно складывающаяся культурно-досуговая среда открытых пространств, обусловленная своим существованием люд­ностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок. Объекты, сопутствующие культурным процессам (ярмарочные комплек­сы, торговые центры, уличные пешеходные зоны и др.), едва ли всерьез можно назвать культурно-досуговой средой. Однако и в этом случае че­ловек соприкасается с художественным творчеством, игровой деятель­ностью, а частично и включается в него.

Для того чтобы разработать программу создания культурно-досуговой среды, следует глубоко понимать структуру и параметры эс­тетического восприятия как конечного этапа, завершающего творческий процесс формирования художественного образа культурно-досуговой среды. Одновременно следует представлять основы эстетических от­ношений: свойства формы и ее выразительность, соотношение компо­зиционных приемов. Культурно-досуговое учреждение необходимо рас­сматривать в качестве единого целостного художественного объекта как с точки зрения необходимости целенаправленного формирования и развития его композиционной структуры, так и с точки зрения управле­ния процессом его восприятия.

Следовательно, критерии отбора элементов и признаков культурно-досуговой среды зависят от установки, исходной информации, состояния человека, его возраста, круга интересов, уровня интеллекта и т.п. Неподготовленный зритель может увидеть и ощутить немногое в куль­турно-досуговой среде, он не сумеет различить и назвать ее эстетиче­ские признаки, воспринять глубоко эмоционально. Специалист видит культурную среду более "структурно", но одновременно может не полу­чить эстетической радости, если будет сосредоточен исключительно на профессиональном восприятии. Наиболее полно эстетический потенци­ал культурной среды отражает синтез полноценного восприятия ее структуры и всей совокупности образных средств.

Следует помнить и основные принципы художественной компози­ции культурно-досуговой среды учреждений культуры. К ее характер­ным особенностям можно отнести многозначность, мобильность и растущую рациональность, что принципиально меняет подходы к формированию композиционных структур данной среды.

Современность открыла и осознала учреждения культуры как це­лостное художественное явление. Художественная деятельность спе­циалиста, направленная на формирование эстетически полноценной культурно-досуговой среды, - это вопрос сочетания разрозненных эле­ментов, взаимосвязи их с контекстом объекта, открытости компо­зиционной структуры к развитию, восприятию в контексте, возмож­ности автономных включений. Эти идеи воплощаются в литературе, музыке, кино. Даже современная станковая живопись, скульптура де­кларируют обращение к контексту, например, выставочного зала, теат­ра, Дворца культуры, библиотеки и т.д., нарочито выходя за ограничен­ное традиционными рамками пространство. Это позволяет говорить об образности культурно-досуговой среды учреждения культуры, являю­щегося в связи с этим особенно интересным эстетическим объектом.

Деятельность специалиста учреждения культуры направлена на пространственно-образное решение культурно-досуговых функций уч­реждений культуры. При этом в ее задачи входит не только создание искусственных структур для организации культуротворческих процес­сов, но и осуществление самого перехода от производственно-бытовых форм к культурным. Поэтому композицию культурно-досуговой среды следует наполнять исключительно широкой содержательностью. Ком­позиция культурно-досуговой среды - это художественно-выразительная система пространственно организованных произве­дений искусства, культурно-бытовых предметов, архитектурных элементов. Композиционная структура современной культурно-досуговой среды определяется не обособленным расположением предметов на утрированно высоких пьедесталах, концентрацией света,

выделяющего в притемненном интерьере собственное пространство других вещей, подчеркнутой необычностью всей системы окружения. Предметы в подобной композиции воспринимались бы как произведе­ния "высокого искусства", принимая на себя весь смысл культурно-досуговой среды.

Логичным представляется прием, когда предмет вписывается в не­кую идеальную модель культурно-досуговой среды, провоцирующую своей целостностью возникновение особого образа, ценностные харак­теристики которого переносятся на весь объект культуры. Следует от­метить, что подобный прием построения композиции культурно-досуговой среды обращен не только на саму вещь, но и на предметную форму, на ее взаимодействие с контекстом и условием восприятия. В своей основе культурно-досуговая среда учреждений культуры склады­вается из готовых вещей в готовом "костяке" пространства.

Процесс композиционного построения осуществляется путем отбо­ра и комбинирования существующего; в конечном счете и вещи, и про­странственная структура интерьеров служат здесь скорее материалом, чем законченной формой, каждая вещь существует в особом, заданном специалистом учреждения культуры отношении к другим вещам и ста­новится "особой" вещью. Для культурно-досуговой среды интегри­рующую роль играют предпочтения и вкусы личности или социальной группы людей. Культурно-досуговая среда, таким образом, служит од­ним из средств коммуникативной деятельности, связывающей людей через пространство и время.

Следовательно, задачи построения композиции культурно-досуговой среды могут быть выражены следующим: гармоническая упорядоченность предметно-пространственной структуры учреж­дений культуры; выражение содержательных смыслов и значений предметного окружения; целостность и завершенность композиции; взаимосвязь композиции с ситуацией деятельности.

Разработка композиции культурно-досуговой среды учреждения культуры представляет собой целенаправленный процесс, обусловлен­ный не только художественной установкой специалиста учреждения культуры, но и его эстетическими представлениями и идеалами. Данный процесс содержит и элементы интуитивного поиска, соизмеримого с особенностями таланта, характера и социального опыта разработчика.

Закономерности творческого процесса при этом выявить довольно сложно, да в этом и нет необходимости, ибо многое здесь зависит от личности автора, его интуиции, фантазии, творческих находок. Основ­ные составляющие такого процесса заключаются в следующем: поиск духовного содержания, сущности проектируемой культурной сре­ды; знание особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач; поиск художественной композиции, ее структуры и формы выражения; процесс воплощения идеи в реальность.

Проблемы типологической многоликости культурно-досуговой сре­ды, образности ее конструкций в составе узловых интегральных обра­зов культуры являются весьма актуальными. Представляется целесо­образным глубокое рассмотрение проблемы культурно-досуговой среды учреждений культуры, характер деятельности которых ориентирован на культурно-досуговую деятельность как наиболее социально направлен­ную сферу жизнедеятельности. Кроме того, наиболее актуальным и со­циально значимым феноменом является культурно-досуговая среда но­вых складывающихся общественно-культурных пространств, перспек­тивность которых очевидна уже сегодня.

Анализ научных разработок государственного института по проек­тированию театрально-зрелищных предприятий Типротеатр", создан­ных за последние годы, убеждает в развитии положительных тенденций в архитектуре и дизайне по созданию культурно-досуговой среды, адек­ватной современным социально-культурным потребностям общества. Формирование культурных центров, центров досуга как принципиально новых типов учреждений культуры связано с качественными измене­ниями потребностей населения. В учреждениях культуры гарантируют­ся: во-первых, высокое качество предоставляемых населению культур­ных услуг; во-вторых, постоянное обновление и расширение форм до-суговой деятельности; в-третьих, демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.

Ключевые функции центра досуга, определяющие его внутреннюю структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:

- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребно­стями, интересами и возможностями всех групп населения;

- разработка и распространение новых технологий досуговой дея­тельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, от­дыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсив­ности работы всей сферы досуга в целом;

- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабаты­ваемой промышленностью для использования в сфере досуга.

Культурно-досуговая среда и структура такого центра включают не­обходимый и достаточный состав элементов вещественного наполне­ния, обеспечивающих реализацию его функции. Предметное наполнение культурно-досугового центра усиливает впечатление необычности и неповторимости места, повышая тонус, настроение. Всякое включение предметов в культурную среду следует рассматривать как иллюстрацию метафорической образности, построенной на идее участия в некоем фантастическом спектакле. Культурно-досуговая среда заставляет че­ловека двигаться в полном неожиданностей лабиринте из перегородок и, воздействуя на него с помощью разнообразных пространственных и световых эффектов, вызывает различные культурно-средовые пред­ставления.

В структуре культурно-досугового центра выделяются несколько специализированных секторов. Так, направление социально-культурной деятельности обеспечивается секторами - демонстрационно-зрелищных программ, досуговых церемоний и танцевальных программ. Интеллектуально-техническое направление осуществляется секторами технических игр, аттракционов, логических игр и занятий на персональ­ных компьютерах. Психолого-физическое направление обеспечивается работой секторов подвижных игр и оздоровительных процедур. Рекреа­ционный сектор осуществляет подготовку посетителя для занятий в центре, сектор мастерских - обеспечение специализированных секторов декорациями, реквизитом, атрибутами и т.д.

Следует отметить, что культурно-досуговый центр отличается от других существующих типов учреждений культуры принципами форми­рования его функционально-технологической структуры. В центре досу­га нет доминирующих элементов или секторов, иерархически опреде­ляющих характер взаимосвязи с остальными подструктурами. Техноло­гически независимые элементы - сектора - не только функционируют в едином здании, но и находятся в постоянном взаимодействии, подго­тавливая и осуществляя комплексные, сквозные культурные програм­мы, охватывающие целиком весь центр досуга.

Предметно-пространственная среда центра досуга должна обла­дать следующими качествами: комфортность, возможность ее макси­мального использования в течение дневного и вечернего времени, мо­дульность и пропорциональность пространственных структур, контраст­ность и разнообразие дизайна, активизирующая функция (подготовка посетителя к ситуации деятельности). Она может быть создана на основе принципа организации сквозных культурно-досуговых программ, в которых заложено действие, объединяющее всю пространственную среду культурного центра в единое целое. Посетитель, на основе сце­нарного плана осваивая структуру культурной среды, формирует свою индивидуальную культурно-досуговую программу.

Принципиально важной является разработка модели простран­ственной структуры, обеспечивающей реализацию исходного принципа - сквозной культурно-досуговой ситуации деятельности. Каждая отдель­ная микросреда, выделенная ранее, должна отличаться своеобразием характера художественно-эмоционального воздействия. Парадная или гостиная зона призвана формировать у посетителя определенный стиль поведения, задавая исходные нормы общения в культурном центре, по­этому она отличается определенной регламентированностью, стро­гостью культурно-досуговой среды.

Противоположностью выступает рекреационная зона, раскрепощая и освобождая человека от официальности и подчеркнутой строгости особым комфортом своей среды. Игровая, аттракционная, зрелищная и другие зоны деятельности вновь "собирают" посетителя, ориентируя его на включенность в активную досуговую деятельность, предоставляя право выбора. В связи с легкой сменяемостью внутренних интенций "людности - домашности" положительное значение при восприятии культурно-досуговой среды обеспечивает удачное чередование мест с противоположными качествами.

Продуманность таких контрастов, непринужденность переходов от мест, специально приспособленных к проявлению людности, откры­тости, зрелищности, к местам, тяготеющим к домашности, позволяющим индивиду временно обосноваться в пространстве, способствуют успеху деятельности системы культурно-досугового центра. Относительно крупная культурная среда, четко различаемая по преобладающим в ней качествам, как правило, содержит в себе элементы, способствующие проявлению противоположных форм поведения. Если же такие качества отсутствуют, смены состояний и поведения может не происходить, и культурная среда будет оцениваться негативно.

Следовательно, культурное пространство с преобладанием ка­чества людности требует включения островков домашности, а про­странство по преимуществу "домашностного" характера требует при­сутствия в нем "шумовых" мест. Таким образом, эффект доступности среды возникает из нового принципа полифункциональности, когда про­исходит комбинирование различных функций центра досуга на сравни­тельно небольших участках в пределах одного сооружения.

Исследование материалов всероссийского конкурса на создание культурно-досуговых учреждений нового типа вскрывает и другие тен­денции развития типологии культурно-досуговых учреждений. Они за­ключаются в следующем:

отказ от стандартных типологий клубных учреждений;

- обращение к вариантам небольших досуговых учреждений с универсальной средой, приближенной к жилью;

- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного до­суга в составе клуба;

- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т.д.);

- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, при­стройки к действующим клубам и жилым домам;

- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;

- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любитель­ских клубов и студий, дискотек, выставок.

Тенденция развития культурно-досуговых объектов малых форм в последние годы прослеживается на практике. Клубы-гостиные вмести­мостью от 50 до 200 посетителей, предназначенные для городских мик­рорайонов и сельских поселков, являются дополнением к действующей сети учреждений культуры. Их главное предназначение - создание условий для работы самодеятельных студий и коллективов художе­ственного творчества, танцевальных молодежных вечеров, проведения лекций, встреч с деятелями искусства, кинопроката, выставок, общения и отдыха.

Основа таких объектов культуры - трансформирующееся простран­ство клуба-гостиной для реализации различных функций. На централь­ных сельскохозяйственных усадьбах получают развитие новые типы уч­реждений культуры - физкультурно-досуговые клубы на 300-700 посети­телей, используемые для проведения досуга молодежи. Они включают в себя объемные рекреационные помещения: танцевальный, спортив­ный залы, гостиную, игротеку, бар, сауну, киноконцертный зал. В новых крупных микрорайонах, центральных зонах малых городов получают развитие центры развлекательного досуга. Их вместимость - от 200 до 700 посетителей, назначение - рекреационная, развлекательная, оздо­ровительная, учебно-творческая деятельность.

В составе таких центров комбинируются различные виды помеще­ний: залы аттракционов и игр, залы для работы с компьютерами, видео­салоны, видеобары, спортивные залы и бассейны, сауны, помещения для выставок, зимнего сада, рекреации. Такие центры могут использо­ваться как для массовых фестивальных развлекательных мероприятий, так и для индивидуального и группового посещения.

Указанные типы культурно-досуговых учреждений не исчерпывают всех возможных вариантов развития культурно-досуговой среды. С уче­том потребностей населения, состояния и характера действующих уч­реждений культуры создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор того или иного учреждения куль­туры в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из су­ществующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалан­сированности системы культурной среды того или иного населенного места.

В заключение следует подчеркнуть, что:

- модель культурной среды выступает не только как упорядочен­ность, но и в качестве образного представления культурного про­странства культурно-досуговых учреждений;

- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда пред­ставляет собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества спе­циалиста учреждения культуры;

- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в вы­явлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функ­ционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.

Вопросы для самопроверки

1. Особенности эстетики культурно-досуговой среды учреждений культуры.

2. Структура культурно-досуговой среды и особен­ности ее формирования.

3. Основные черты культурно-досуговой среды учреж­дений культуры.

4. Типы культурно-досуговой среды.

5. Композиция культурно-досуговой среды и ее характе­ристика.

Рекомендуемая литература

1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия.- М., 1977.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.

3. Воронов Н.О. О дифференциации искусства пред­метного мира//Человек, предмет, среда. - М.,1980. -С. 55.

4. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущ­ность, структура, типы. - Саратов, 1974.

5. Хейдеметс М. Феномен персонализации среды: тео­ретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. - Таллин, 1968.