§ 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
В проектировании культурно-досуговых учреждений и, стало быть, культурно-досуговои среды возможны различные соотношения художественного и научного подходов - от включения элементов художественного "оформления" в культурно-досуговую среду до ее целостного образного решения. Естественно, можно говорить о различных задачах художественной деятельности при создании культурно-досуговои среды - от декорирования, "эстетизации" технологически заданных структур до создания подлинных произведений искусства. К числу произведений искусства могут быть отнесены и те культурно-досуговые учреждения (к сожалению, далеко не все), которые представляют собой художествен-нообразное выражение их содержательной сущности в сумме внутри-эстетических и внешнеэстетических моментов. Деятельность в культурно-досуговых учреждениях проявляется в построении различных композиций по законам красоты, когда решаются многоплановые практические задачи создания культурно-досуговои среды.
Культурно-досуговые учреждения представляют собой образную модель организации культурно-досугового пространства. В ней с помощью специфических художественных средств, таких, как организация пластики функциональных помещений, цвето-световое решение, предметно-эстетическое наполнение закладывается эстетическая значимость культурно-досуговои среды, обладающей качествами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т.д. Эти качества культурно-досуговои среды, создаваемой по проектному замыслу специалистов учреждений культуры, обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю.
Важной чертой культурно-досугового учреждения как носителя культурно-досуговои среды является эволюционность, преемственность его формирования. Она определяет существенную роль эстетической оценки специалистом учреждения культуры сложившейся культурной ситуации, требует мастерства согласования, органичного включения" новых элементов в художественный образ сложившейся культурно-досуговой среды.
Таким образом, деятельность специалиста учреждения культуры сочетает в себе творческий акт создания культурно-досуговой среды с творческим прочтением эстетически сложившегося объекта культуры, его традиций и специфики функционирования. В отличие от социально-функциональных программ, определяющих конкретные требования к организации пространства в соответствии с характером протекающей в нем деятельности, эстетические программы специалиста учреждения культуры по созданию культурно-досуговой среды не могут быть в той же степени конкретными. Причина заключается уже в самом способе духовного потребления культурного пространства, в многозначности его "прочтения" в соответствии с особенностями психики и подготовки человека и, одновременно, в высокой или низкой адаптивности его к многообразным композиционным решениям.
Сегодня возрастает значимость духовного восприятия культурно-досуговой среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического "потребления" как важных факторов, учитываемых в программах создания данной среды. Это расширяет рамки традиционного срункционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей, специалист учреждения культуры различает и внутренние специфические функции разных типов учреждении культуры. Кроме того, объекты культуры сами по себе существенно выделяются своей спецификой в ряду других объектов городской и сельской среды.
Одновременно с этим нельзя не учитывать "монотонность" архитектуры многих культурно-досуговых учреждений, "эмоциональную бедность" их внешнего и внутреннего убранства, что особенно проявилось в последние 30-40 лет. Отсюда растущий интерес к эстетическим оценкам культурно-досуговой среды, к выработке на этой основе теоретических взглядов и практических разработок "доведения" пространства объектов культуры до высокохудожественного уровня.
Культурно-досуговая среда представляет собой пространство для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности которой - живая основа личности, ее образа жизни. Создание кулыпурно-досуговой среды учреждений культуры - это опосредованное проектирование культурных, воспитательных программ, ситуаций деятельности в этой среде. В культурно-досуговых учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий, сюжетных ситуаций. Находясь в контакте с культурными ценностями, человек как бы переносится в мир переживаемой ценности, связанных с ней содержаний и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальной среде. Вместе с тем духовное состояние, переживаемое во время ценностного контакта, включает в себя память о предшествовавших переживаниях и ожидание будущих.
Следовательно, при проектировании культурно-досуговой среды важно учитывать фактор непрерывности и последовательности поведенческих ситуаций в данной среде. В практической же деятельности часто наблюдаются разорванность культурно-досуговой среды и, естественно, сегментация поведения, когда при наличии большого разнообразия функций этой среды не создается ценностного значения или значение среды в целом значительно ниже ценностных значений каждой отдельной из пережитых ситуаций. Говоря режиссерским языком, сквозное действие должно обладать ценностной непрерывностью, обеспечиваемой качеством целостной культурно-досуговой среды, подкрепляемой высоким качеством отдельных средовых ситуаций. Именно в этом целостном видении человек сохраняет безграничность своих возможностей, свою природную многосторонность, может уйти от "частичности" своего культурного бытия. Культурно-досуговая среда это есть та область, в которой человек способен "остановить мгновение", поймать "жар-птицу" мироощущения во всем ее богатстве.
Применительно к культурно-досуговой среде законы эстетики раскрываются в следующих особенностях:
- органическое сочетание художественных и утилитарных задач в программировании и создании культурно-досуговой среды;
- специфичность объектов художественного творчества - учреждений культуры - и их отличие друг от друга, а также особое место их в городской или сельской среде;
- особый характер художественного творчества в создании культурно-досуговой среды учреждений культуры;
- подвижность и преемственность формирования культурно-досуговой среды;
- особый характер эстетического восприятия культурно-досуговой
Данные особенности влияют на характер деятельности специалиста учреждения культуры, его эстетическую направленность на полезное и прекрасное, на прошлое и будущее. Кроме того, применительно к искусству формирования культурно-досуговой среды необходимо выделить три сферы эстетических знаний, в соответствии с которыми можно исследовать структуру и особенности формирования данной среды:
- теории эстетической ценности культурно-досуговой среды, ее восприятия и познания;
- теории художественного творчества и эстетической деятельности в формировании культурно-досуговой среды;
- теории композиционного построения и художественной организации культурно-досуговых учреждений.
Рассматривая культурно-досуговое учреждение как культурно-эстетический объект с присущей ему культурно-досуговой средой, можно назвать основные черты, выделяющие его из общей системы объектов жизнеобеспечения человека.
1. Культурно-досуговые учреждения являются объектом особого вида художественно-эстетической деятельности. Художественно-композиционному аспекту формирования культурно-досуговой среды присущи онтологическая связь культуры, искусства и дизайнерского творчества, обусловленная функциональным назначением и протекающей деятельностью. Одновременно с этим культурно-эстетический объект отличается сложностью функциональной программы, что затрудняет выбор композиционного решения пространственной структуры, и обусловленностью окружающей инфраструктурой.
2. Учреждение культуры как эстетический объект отличается замкнутостью пространственных границ и, одновременно, сложностью функционально-пространственной организации.
3. Художественная деятельность, направленная на объект культуры, состоит из ряда элементов и осуществляется культурологами, дизайнерами, художниками и самими посетителями.
Таким образом, культурно-досуговое учреждение и его культур-но-досуговую среду следует рассматривать в трех основных аспектах: как эстетический объект, как композиционную структуру, как объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры.
В первом случае центральным вопросом рассмотрения является возможность целостного представления объекта культуры (сочетание и иерархия в его структуре разнохарактерных утилитарных, эстетических, художественных ценностей, внутренний деятельностный культуротвор-ческий процесс).
Во втором случае объект культуры, представляя собой композиционную структуру, рассматривается как определенное пространственное построение, обладающее эстетическими качествами, имеющее в своей структуре художественные элементы.
В третьем случае, являясь предметом художественного творчества дизайнера, учреждение культуры представляет собой объект образного решения.
Организация культурно-досуговой среды сама по себе еще не определяет желаемого направления культурно-досуговой деятельности человека. Его следует ввести в эту среду, подготовить к восприятию новых ценностей, социализировать его сознание.
Культурно-досуговые учреждения периодически меняют свой внешний и внутренний облик, обрастают пристройками, перепланируются, теряя первоначальную и приобретая новую образную специфику. Таким образом, со временем у них появляется множество авторов. Образ культурно-досугового учреждения постоянно меняется, являясь объектом творчества специалистов, и выражается на каждом этапе своего существования материализованным результатом социального, коллективного образного видения.
Естественно, что реализация данных установок и требований приводит к формированию нового типа объектов культуры. Кроме обеспечения "визуальной перспективы" (зрительные залы, просторные фойе) такой тип учреждений культуры призван удовлетворять еще ряду требований: обеспечивать реализацию различных сценариев культурной деятельности; обеспечивать сочетание открытых пространств для массовой коммуникации с закрытыми, изолированными, для группового или индивидуального общения. Реализация таких типов учреждений культуры осуществляется по двум направлениям: строительство новых учреждений (в последнее десятилетие областной театр в Кузьминках и др.) и реконструкция давно существующих объектов (Малый театр и его филиал, Большой театр, Третьяковская галерея и т.д.). Положительные примеры показывают, что при осуществлении современных проектов строительства и реконструкции объектов культуры обнаруживаются большие резервы повышения эстетической выразительности их культурной среды, связанные с возможностями современной техники, материалов, оборудования, технических средств.
Социально-культурная сфера, являясь отражением общественного сознания, в последние годы претерпевает существенные изменения. Типы культурно-досуговых учреждений, их внутреннее пространство и среда, казавшиеся идеальными 20-30 лет назад, сегодня во многих случаях представляются архаичными, безнадежно отставшими от изменившихся потребностей человека. Это обстоятельство заставляет искать возможности реконструкции, развития культурно-досуговой среды огромной функционирующей сети культурно-досуговых учреждений, создания новых типов таких учреждений.
Новые тенденции в изменении характера культурно-досуговой среды прослеживаются в двух направлениях: ломки специализирован-ности, однофункциональности (в отечественной практике это можно понимать как однобокость); создании многофункциональных культурно-досуговых пространств. Тенденции к функциональной интеграции не означают, однако, полной нивелировки всех специализированных культурно-досуговых учреждений, и, по всей видимости, будут развиваться специализированные учреждения досуга со своей специфической содержательной функцией: рекреационно-досуговой, спортивно-культурной, оздоровительной, выставочной и др.
В стремлении выявить сходство и различие тенденций развития культурно-досуговой среды целесообразно говорить о ее качестве, позволяющем выделить каждое культурно-досуговое учреждение как особо значимую культурно-досуговую среду, предпочтительную для личности с ее собственными интересами и наклонностями. Такое отношение может сложиться только в том случае, если позитивные факторы культурно-досуговой среды тонко учитывают эмоционально-психологические, социально-культурные и даже биологические факторы взаимодействия среды и человека.
Заметим, что всякая типология вряд ли будет достаточно полной, поскольку имеются в виду явления, которые, как правило, продолжают изменяться в соответствии с противоречивыми требованиями развивающейся человеческой деятельности. Культурно-досуговую среду учреждений культуры по характеру программируемой деятельности можно типологизировать. Здесь можно выделить, весьма условно, несколько больших групп культурно-досуговой среды, отличающейся в целом по образным характеристикам, по культурно-досуговым процессам, по формам поведения, хотя, конечно, внутри них существует множество градаций этих характеристик.
Первая группа - это культурно-досуговая среда, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданию условий для индивидуального выбора занятий.
Вторая группа - рекреационно-досуговая культурная среда, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, привлече-
ние новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.
Третья - музейно-выставочная среда - представляет собой как бы "консервант культуры".
К четвертой группе может быть отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищностью протекаемого процесса.
Пятая группа - театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Она специфична своей "консервативностью", постоянством, является своеобразной школой поведения зрителя.
В последние годы появилась культурно-досуговая среда, синтетически вбирающая в себя различные виды сред и создающая атмосферу особого культурно-эстетического состояния. Ярким примером тому могут служить Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сплав архитектуры, скульптуры, живописи, музыки как бы объединяет музейную, концертную, театральную и досуговую среду в своеобразный и неповторимый образ, который условно можно определить как синтетическая культурно-эстетическая и культурно-досуговая среда.
И, наконец, стихийно складывающаяся культурно-досуговая среда открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок. Объекты, сопутствующие культурным процессам (ярмарочные комплексы, торговые центры, уличные пешеходные зоны и др.), едва ли всерьез можно назвать культурно-досуговой средой. Однако и в этом случае человек соприкасается с художественным творчеством, игровой деятельностью, а частично и включается в него.
Для того чтобы разработать программу создания культурно-досуговой среды, следует глубоко понимать структуру и параметры эстетического восприятия как конечного этапа, завершающего творческий процесс формирования художественного образа культурно-досуговой среды. Одновременно следует представлять основы эстетических отношений: свойства формы и ее выразительность, соотношение композиционных приемов. Культурно-досуговое учреждение необходимо рассматривать в качестве единого целостного художественного объекта как с точки зрения необходимости целенаправленного формирования и развития его композиционной структуры, так и с точки зрения управления процессом его восприятия.
Следовательно, критерии отбора элементов и признаков культурно-досуговой среды зависят от установки, исходной информации, состояния человека, его возраста, круга интересов, уровня интеллекта и т.п. Неподготовленный зритель может увидеть и ощутить немногое в культурно-досуговой среде, он не сумеет различить и назвать ее эстетические признаки, воспринять глубоко эмоционально. Специалист видит культурную среду более "структурно", но одновременно может не получить эстетической радости, если будет сосредоточен исключительно на профессиональном восприятии. Наиболее полно эстетический потенциал культурной среды отражает синтез полноценного восприятия ее структуры и всей совокупности образных средств.
Следует помнить и основные принципы художественной композиции культурно-досуговой среды учреждений культуры. К ее характерным особенностям можно отнести многозначность, мобильность и растущую рациональность, что принципиально меняет подходы к формированию композиционных структур данной среды.
Современность открыла и осознала учреждения культуры как целостное художественное явление. Художественная деятельность специалиста, направленная на формирование эстетически полноценной культурно-досуговой среды, - это вопрос сочетания разрозненных элементов, взаимосвязи их с контекстом объекта, открытости композиционной структуры к развитию, восприятию в контексте, возможности автономных включений. Эти идеи воплощаются в литературе, музыке, кино. Даже современная станковая живопись, скульптура декларируют обращение к контексту, например, выставочного зала, театра, Дворца культуры, библиотеки и т.д., нарочито выходя за ограниченное традиционными рамками пространство. Это позволяет говорить об образности культурно-досуговой среды учреждения культуры, являющегося в связи с этим особенно интересным эстетическим объектом.
Деятельность специалиста учреждения культуры направлена на пространственно-образное решение культурно-досуговых функций учреждений культуры. При этом в ее задачи входит не только создание искусственных структур для организации культуротворческих процессов, но и осуществление самого перехода от производственно-бытовых форм к культурным. Поэтому композицию культурно-досуговой среды следует наполнять исключительно широкой содержательностью. Композиция культурно-досуговой среды - это художественно-выразительная система пространственно организованных произведений искусства, культурно-бытовых предметов, архитектурных элементов. Композиционная структура современной культурно-досуговой среды определяется не обособленным расположением предметов на утрированно высоких пьедесталах, концентрацией света,
выделяющего в притемненном интерьере собственное пространство других вещей, подчеркнутой необычностью всей системы окружения. Предметы в подобной композиции воспринимались бы как произведения "высокого искусства", принимая на себя весь смысл культурно-досуговой среды.
Логичным представляется прием, когда предмет вписывается в некую идеальную модель культурно-досуговой среды, провоцирующую своей целостностью возникновение особого образа, ценностные характеристики которого переносятся на весь объект культуры. Следует отметить, что подобный прием построения композиции культурно-досуговой среды обращен не только на саму вещь, но и на предметную форму, на ее взаимодействие с контекстом и условием восприятия. В своей основе культурно-досуговая среда учреждений культуры складывается из готовых вещей в готовом "костяке" пространства.
Процесс композиционного построения осуществляется путем отбора и комбинирования существующего; в конечном счете и вещи, и пространственная структура интерьеров служат здесь скорее материалом, чем законченной формой, каждая вещь существует в особом, заданном специалистом учреждения культуры отношении к другим вещам и становится "особой" вещью. Для культурно-досуговой среды интегрирующую роль играют предпочтения и вкусы личности или социальной группы людей. Культурно-досуговая среда, таким образом, служит одним из средств коммуникативной деятельности, связывающей людей через пространство и время.
Следовательно, задачи построения композиции культурно-досуговой среды могут быть выражены следующим: гармоническая упорядоченность предметно-пространственной структуры учреждений культуры; выражение содержательных смыслов и значений предметного окружения; целостность и завершенность композиции; взаимосвязь композиции с ситуацией деятельности.
Разработка композиции культурно-досуговой среды учреждения культуры представляет собой целенаправленный процесс, обусловленный не только художественной установкой специалиста учреждения культуры, но и его эстетическими представлениями и идеалами. Данный процесс содержит и элементы интуитивного поиска, соизмеримого с особенностями таланта, характера и социального опыта разработчика.
Закономерности творческого процесса при этом выявить довольно сложно, да в этом и нет необходимости, ибо многое здесь зависит от личности автора, его интуиции, фантазии, творческих находок. Основные составляющие такого процесса заключаются в следующем: поиск духовного содержания, сущности проектируемой культурной среды; знание особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач; поиск художественной композиции, ее структуры и формы выражения; процесс воплощения идеи в реальность.
Проблемы типологической многоликости культурно-досуговой среды, образности ее конструкций в составе узловых интегральных образов культуры являются весьма актуальными. Представляется целесообразным глубокое рассмотрение проблемы культурно-досуговой среды учреждений культуры, характер деятельности которых ориентирован на культурно-досуговую деятельность как наиболее социально направленную сферу жизнедеятельности. Кроме того, наиболее актуальным и социально значимым феноменом является культурно-досуговая среда новых складывающихся общественно-культурных пространств, перспективность которых очевидна уже сегодня.
Анализ научных разработок государственного института по проектированию театрально-зрелищных предприятий Типротеатр", созданных за последние годы, убеждает в развитии положительных тенденций в архитектуре и дизайне по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. Формирование культурных центров, центров досуга как принципиально новых типов учреждений культуры связано с качественными изменениями потребностей населения. В учреждениях культуры гарантируются: во-первых, высокое качество предоставляемых населению культурных услуг; во-вторых, постоянное обновление и расширение форм до-суговой деятельности; в-третьих, демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.
Ключевые функции центра досуга, определяющие его внутреннюю структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;
- разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.
Культурно-досуговая среда и структура такого центра включают необходимый и достаточный состав элементов вещественного наполнения, обеспечивающих реализацию его функции. Предметное наполнение культурно-досугового центра усиливает впечатление необычности и неповторимости места, повышая тонус, настроение. Всякое включение предметов в культурную среду следует рассматривать как иллюстрацию метафорической образности, построенной на идее участия в некоем фантастическом спектакле. Культурно-досуговая среда заставляет человека двигаться в полном неожиданностей лабиринте из перегородок и, воздействуя на него с помощью разнообразных пространственных и световых эффектов, вызывает различные культурно-средовые представления.
В структуре культурно-досугового центра выделяются несколько специализированных секторов. Так, направление социально-культурной деятельности обеспечивается секторами - демонстрационно-зрелищных программ, досуговых церемоний и танцевальных программ. Интеллектуально-техническое направление осуществляется секторами технических игр, аттракционов, логических игр и занятий на персональных компьютерах. Психолого-физическое направление обеспечивается работой секторов подвижных игр и оздоровительных процедур. Рекреационный сектор осуществляет подготовку посетителя для занятий в центре, сектор мастерских - обеспечение специализированных секторов декорациями, реквизитом, атрибутами и т.д.
Следует отметить, что культурно-досуговый центр отличается от других существующих типов учреждений культуры принципами формирования его функционально-технологической структуры. В центре досуга нет доминирующих элементов или секторов, иерархически определяющих характер взаимосвязи с остальными подструктурами. Технологически независимые элементы - сектора - не только функционируют в едином здании, но и находятся в постоянном взаимодействии, подготавливая и осуществляя комплексные, сквозные культурные программы, охватывающие целиком весь центр досуга.
Предметно-пространственная среда центра досуга должна обладать следующими качествами: комфортность, возможность ее максимального использования в течение дневного и вечернего времени, модульность и пропорциональность пространственных структур, контрастность и разнообразие дизайна, активизирующая функция (подготовка посетителя к ситуации деятельности). Она может быть создана на основе принципа организации сквозных культурно-досуговых программ, в которых заложено действие, объединяющее всю пространственную среду культурного центра в единое целое. Посетитель, на основе сценарного плана осваивая структуру культурной среды, формирует свою индивидуальную культурно-досуговую программу.
Принципиально важной является разработка модели пространственной структуры, обеспечивающей реализацию исходного принципа - сквозной культурно-досуговой ситуации деятельности. Каждая отдельная микросреда, выделенная ранее, должна отличаться своеобразием характера художественно-эмоционального воздействия. Парадная или гостиная зона призвана формировать у посетителя определенный стиль поведения, задавая исходные нормы общения в культурном центре, поэтому она отличается определенной регламентированностью, строгостью культурно-досуговой среды.
Противоположностью выступает рекреационная зона, раскрепощая и освобождая человека от официальности и подчеркнутой строгости особым комфортом своей среды. Игровая, аттракционная, зрелищная и другие зоны деятельности вновь "собирают" посетителя, ориентируя его на включенность в активную досуговую деятельность, предоставляя право выбора. В связи с легкой сменяемостью внутренних интенций "людности - домашности" положительное значение при восприятии культурно-досуговой среды обеспечивает удачное чередование мест с противоположными качествами.
Продуманность таких контрастов, непринужденность переходов от мест, специально приспособленных к проявлению людности, открытости, зрелищности, к местам, тяготеющим к домашности, позволяющим индивиду временно обосноваться в пространстве, способствуют успеху деятельности системы культурно-досугового центра. Относительно крупная культурная среда, четко различаемая по преобладающим в ней качествам, как правило, содержит в себе элементы, способствующие проявлению противоположных форм поведения. Если же такие качества отсутствуют, смены состояний и поведения может не происходить, и культурная среда будет оцениваться негативно.
Следовательно, культурное пространство с преобладанием качества людности требует включения островков домашности, а пространство по преимуществу "домашностного" характера требует присутствия в нем "шумовых" мест. Таким образом, эффект доступности среды возникает из нового принципа полифункциональности, когда происходит комбинирование различных функций центра досуга на сравнительно небольших участках в пределах одного сооружения.
Исследование материалов всероссийского конкурса на создание культурно-досуговых учреждений нового типа вскрывает и другие тенденции развития типологии культурно-досуговых учреждений. Они заключаются в следующем:
отказ от стандартных типологий клубных учреждений;
- обращение к вариантам небольших досуговых учреждений с универсальной средой, приближенной к жилью;
- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;
- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т.д.);
- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;
- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;
- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.
Тенденция развития культурно-досуговых объектов малых форм в последние годы прослеживается на практике. Клубы-гостиные вместимостью от 50 до 200 посетителей, предназначенные для городских микрорайонов и сельских поселков, являются дополнением к действующей сети учреждений культуры. Их главное предназначение - создание условий для работы самодеятельных студий и коллективов художественного творчества, танцевальных молодежных вечеров, проведения лекций, встреч с деятелями искусства, кинопроката, выставок, общения и отдыха.
Основа таких объектов культуры - трансформирующееся пространство клуба-гостиной для реализации различных функций. На центральных сельскохозяйственных усадьбах получают развитие новые типы учреждений культуры - физкультурно-досуговые клубы на 300-700 посетителей, используемые для проведения досуга молодежи. Они включают в себя объемные рекреационные помещения: танцевальный, спортивный залы, гостиную, игротеку, бар, сауну, киноконцертный зал. В новых крупных микрорайонах, центральных зонах малых городов получают развитие центры развлекательного досуга. Их вместимость - от 200 до 700 посетителей, назначение - рекреационная, развлекательная, оздоровительная, учебно-творческая деятельность.
В составе таких центров комбинируются различные виды помещений: залы аттракционов и игр, залы для работы с компьютерами, видеосалоны, видеобары, спортивные залы и бассейны, сауны, помещения для выставок, зимнего сада, рекреации. Такие центры могут использоваться как для массовых фестивальных развлекательных мероприятий, так и для индивидуального и группового посещения.
Указанные типы культурно-досуговых учреждений не исчерпывают всех возможных вариантов развития культурно-досуговой среды. С учетом потребностей населения, состояния и характера действующих учреждений культуры создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор того или иного учреждения культуры в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности системы культурной среды того или иного населенного места.
В заключение следует подчеркнуть, что:
- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений;
- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляет собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры;
- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.
Вопросы для самопроверки
1. Особенности эстетики культурно-досуговой среды учреждений культуры.
2. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования.
3. Основные черты культурно-досуговой среды учреждений культуры.
4. Типы культурно-досуговой среды.
5. Композиция культурно-досуговой среды и ее характеристика.
Рекомендуемая литература
1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия.- М., 1977.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
3. Воронов Н.О. О дифференциации искусства предметного мира//Человек, предмет, среда. - М.,1980. -С. 55.
4. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. - Саратов, 1974.
5. Хейдеметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. - Таллин, 1968.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................