logo search
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

75.Баухауз – первая универсальная школа дизайна в Европе

Баухауз — архитектурная и художественно-промышленная школа, творческое объединение и идейный центр европейского функционализма. Официальное название: "Государственная высшая школа строительства и формообразования", но вначале использовалось другое: «Staatliches Bauhaus Weimar" (нем. "Государственный строительный дом в Ваймаре"). В 1901 г. бельгийский архитектор А. Ван де Велде, один из родоначальников стиля Ар Нуво в Европе, организовал в Германии, при Школе изящных искусств в Ваймаре, "Экспериментальные художественно-промышленные мастерские". На их базе немецкий архитектор В. Гропиус, по предложению великого герцога Ваймарского, создал новую школу, соединив Школу изящных искусств (традиционной академической направленности) с Государственным строительным училищем (Staatliche Bauhochschule). В 1919 г. был открыт Баухауз (рис. 111). В разработке его научной и учебной программы принимал участие архитектор и теоретик немецкого функционализма О. Бартнинг. Еще в годы работы в берлинской мастерской П. Беренса, одного из архитекторов-новаторов, Гропиус мечтал о создании художественной школы, способной преодолеть "пропасть, лежащую между реальностью и идеализмом". Решение этой задачи он видел в том, чтобы "понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни".

В Баухаузе была сделана попытка соединить разошедшиеся в XIX столетии художественное творчество, науку, технику, материальную и духовную, эстетическую и технологическую стороны жизни в форме "строительной гильдии", как это было когда-то в Средневековье. Но, в отличие от идей Дж. Раскина, У. Морриса и английского движения "Искусства и ремесла", Гропиус планировал осуществить это единение на новой научной основе. Преподавание вели "мастера", приглашенные Гропиусом из разных стран художники-педагоги, имеющие склонность к научному и даже философскому мышлению. Поэтому первый, ваймарский период существования Баухауза иногда называют романтическим. В то же время девизом школы была фраза: "Искусству учить нельзя, но ремеслу можно" (см. преподавание искусства). Обучение велось параллельно в двух мастерских: производственной и творческой. Гропиус считал это особенно важным. Шестимесячный пропедевтический (предварительный) курс (Vorlehre) вначале вел сам Гропиус.