logo
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

44.Греческая скульптура периода эллинизма

К концу эллинистического периода патетика эллинистической скульптуры стала вырождаться в чрезмерное увлечение страшными сюжетами и манерностью. Такой налет лежит на двух выдающихся статуарных группах: «Фарнезский бык» II в. до н. э. и «Лаокоон» I в. до н. э. В первой группе пастухи Зеф и Амфион привязывают к рогам дикого быка жестокую царицу Дирку, желавшую предать такой казни свою рабыню Антиопу, мать этих пастухов. Во второй группе, выполненной на сюжет из истории Троянской войны, змеи душат жреца Лаокоона и его двух сыновей за то, что он заподозрил в деревянном коне, оставленном ахейцами, военную хитрость и советовал оставить его за стенами Трои. Змеев послал ненавидевший троянцев бог Посейдон. Авторы «Лаокоона» стремились как можно острее передать мучительную смерть старого жреца и его сыновей. Во второй половине периода эллинизма в скульптуре усилилось стремление вернуться к идеализированным формам классики. Заме­чательным памятником этой школы является статуя Афродиты Милосской, сочетающая идеальность форм классики с новыми достижениями в постановке и выполнении фигуры богини. Небольшие по размерам произведения статуарного искусства в период эллинизма стали предметом массового художественного производства в виде терракотовых статуэток, отливаемых в специально заготовленных формах. Многие из этих статуэток бытового характера очень изящны и имеют самостоятельную художественную ценность. По имени небольшого города в Беотии — Танагры, при раскопках которого в свое время было найдено много таких статуэток, их обычно называют танагрскими.

Замечательных успехов в период эллинизма достигла глиптика-искусство резьбы по камню. Прекрасным образцом его является «Камея Гонзаго», изображающая в профиль головы царя Птолемея II и царицы Арсинои.