82.Ульмская школа дизайна – новая концепция художественного образования.
Ульмская высшая школа художественного конструирования, учебный и исследовательский институт в г. Ульм (ФРГ), занимавшийся разработкой теоретических и практических проблем дизайна. Ульмская высшая школа художественного конструирования была основана в 1951 швейцарским архитектором, скульптором, живописцем и графиком М. Биллем, который в 1953-55 построил для неё специальное здание и до 1956 был её ректором. Ульмская высшая школа художественного конструирования, стремившаяся к возрождению архитектурных и дизайнерских традиций «Баухауза», просуществовала до 1968, когда конфликт с реакционно-настроенным правительством земли Баден-Вюртемберг привёл её к закрытию. В ней сотрудничали как ведущие западногерманские дизайнеры (Х. фон Клир и др.), так и крупнейшие специалисты, приезжавшие из др. стран (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, Т. Мальдонадо, который был ректором школы в 1964-66). Так называемая ульмская концепция дизайна, имевшая принципиально антикоммерческую направленность и привлекавшая внимание к социально-гуманистическим аспектам оформления предметной среды, оказала глубокое воздействие на деятельность мастеров художественного конструирования 1960-70-х гг.
Ульмская высшая школа художественного конструирования. 1953—55. Архитектор М. Билль.Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны. Основана в 1951 году. Ее первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе. Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока он был директором в Ульме.
В течение второй половины 50-х эта идея получила теоретическое обоснование. К этому времени директором Ульмской школы стал аргентинец Томас Мальдонадо (р. в 1922 году). Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.
Ульмские профессора сетовали на то, что богатство западных стран увеличилось настолько, что дизайн стал удовлетворять желания заказчика лучше, чем это действительно необходимо. Эта критика капиталистической системы, которой занимались Мальдонадо и его коллеги, бывшие ульмские студенты, Гуи Бонсип и Клод Шнейдт, и упорные разнообразные дебаты привели к закрытию школы в 18 году.
- Основы композиции в графическом дизайне
- Структурные элементы композиции
- 2. Виды композиции
- 3. Создание композиционной гармонии
- Цветоведение и колористика
- 4. Физическая природа радуги. Понятие спектра
- 5. Цвета ахроматические. Значение и применение «серой шкалы».
- 6. Цвета хроматические. Характеристики хроматических цветовых оттенков
- 7. Понятия колористики - светлота, яркость, насыщенность
- 8. Значение и применение цветового круга
- 9. Контрастные цвета
- 10. Деление круга на теплые и холодные оттенки
- Нюансное цветовое сочетание
- 12. Контрастное цветовое сочетание
- 13. Цветовые схемы в виде квадрата, шара и др.
- 14. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков
- 15. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических оттенков
- 16. Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков
- 17. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков
- 18. Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков
- 19. Доминирующий оттенок в сочетании цветов
- 20. Получение декоративных текстур и фактур
- 21.Понятие рисунок. Цели академического рисования как основы профессиональной подготовки дизайнера.
- 22.Техника работы над рисунком различными материалами: уголь, соус, пастель, сангина, фломастер, карандаш
- 23.Специфика рисования с натуры. Отличие длительного рисунка от наброска, зарисовки.
- 24.Вспомогательные линии построения формы. Понятие - «осевая» линия.
- 25.Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
- 26.Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
- 27.Композиция в учебном рисунке натюрморта
- 28.Особенности рисунка интерьера и экстерьера
- 29.Пленер. Особенности работы
- 30.Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил.
- История культуры и искусства
- 31.Классификация видов пространственных искусств
- 32.Основные теории происхождения искусства
- 33.Стилевые особенности искусства Египта
- 34.Кносский дворец
- 35.Периодизация культуры Античной Греции. Общая характеристика искусства.
- 36.Храм в архитектуре Древней Греции
- 37.Ордер и ордерные стили Древней Греции
- 38. Греческая скульптура периода архаики
- 39.Ансамбль Афинского акрополя
- 40.Греческая скульптура периода классики
- 41.Греческая вазопись периодов архаики и классики (авторы, сюжеты, стили).
- 42.Ансамбль Пергамского алтаря (композиция сооружения, сюжет и композиция рельефов, скульптура).
- 43.Мавзолей в Галикарнассе (назначение, композиция сооружения, скульптура).
- 44.Греческая скульптура периода эллинизма
- 45. Погребальные урны и саркофаги, росписи гробниц этрусков
- 46.Периодизация римской культуры. Общая характеристика искусства
- 47. Римский скульптурный портрет
- 48. Помпейские монументально-декоративная живопись, общая характеристика типов росписи
- 49.Колизей (назначение, композиция, конструкция)
- 50.Пантеон (назначение, композиция, конструкция)
- 51.Типология храмов Древней Руси
- 52.Храмовое зодчество Великого Новгорода.
- 53.Деревянное зодчество в Древней Руси
- 54. Жилая архитектура Древней Руси – изба, палаты, терем.
- 55. Значение монастырей в культуре и искусстве Средневековой Руси
- 56.Школы иконописи
- 57.Иконопись и фрески Андрея Рублева
- 58.Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
- 59. Стилевые особенности барокко
- 60. Стилевые особенности модерна
- История дизайна, науки и техники
- 61.Наука, техника и ремесла Древнего Египта
- 62.Наука, техника и ремесла в Древней Греции
- 63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме
- 64.Культура, ремесла и техника в эпоху Средневековья
- 65.Предыстория дизайна. Развитие ремесла, науки и техники в период Возрождения.
- 66.Развитие ремесленного производства и декоративно-прикладного искусства в России в XVII – XVIII веках.
- 67.Предыстория дизайна. Промышленный переворот в Европе XIX века
- 68.Первые всемирные промышленные выставки и их вклад в развитие дизайна
- 69.Первые теории дизайна конца XIX века. Теоретические воззрения г. Земпера и д. Рёскина.
- 70.Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
- 71.Стилевые поиски в предметно-пространственной среде в Европе на рубеже XIX – XX веков.
- 72.Развитие промышленного производства в России в конце XIX века. Движение художников за обновление прикладного искусства. Абрамцевская и Талашкинская мастерские.
- 73.Создание в России первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности. Деятельность Строгановского училища.
- 74.Искусство XX века и дизайн
- 75.Баухауз – первая универсальная школа дизайна в Европе
- 76. Становление советской художественной школы дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- 77.Веркбунд – первый «производственный союз» предпринимателей и художников в Европе.
- 78.Становление промышленного дизайна в сша. Пионеры американского дизайна.
- 79. Национальные школы дизайна. Шведская и скандинавская модель.
- 80. Национальные школы дизайна. Российская модель.
- 81.Особенности развития дизайна в ссср и странах сэв в 1960 – 80-е годы.
- 82.Ульмская школа дизайна – новая концепция художественного образования.
- 83.Развитие дизайна в сша в 1950 – 60-е годы
- 84.Национальные школы дизайна. Американская модель.
- 85.Национальные школы дизайна. Итальянская модель.
- 86.Стилевые особенности поп-арта
- 87. Стилевые особенности хай-тека
- 88. Стилевые особенности минимализма
- 89.Дизайн современной Японии
- 90.Современные формы организации дизайнерской деятельности