logo
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

68.Первые всемирные промышленные выставки и их вклад в развитие дизайна

Англия! Боже тебя храни. 1851 – первая ВСЕМИРНАЯ выставка. Санкционировал – принц Альберт. Инициатор – Генри Кол. Лучший конкурсный проект сконструировал Джозеф Пакстон. (по типу теплицы) Только из стекла и железа. Сдвиг от украшательства к инженерии. Обшей идеи оформления выстовочных стендов небыло… Модели мостов и паровозов, гидравлического пресса и макет Суэцкого канала. Телескопы и даггеротипы. Печатная машина, дающая 5 тыс. оттисков в час «Иллюстрированных лондонских новостей».Электрический телеграф Сименса.

Именно от выставок появляется широкое обсуждение проблем формообразования.

1855 Выст. В Париже. 1862- Третья пром. Выст. В Лондоне. +смотр произведений иск. За последние 100 лет. (развлечения для посетителей, рекламность (50тонн шоколада, пушка весом 124 тонны))

Первые экспонаты промышленных выставок представляли собой любопытное зрелище. Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д. Прототипом выставочного оборудования – витрин, стендов, подставок – служили шкафы и комоды, «горки» для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа – элементы парадного интерьера. Все это называлось МИОБЕЛЬ ДЛЯ ЭКСПОЗИТОВ. Натуральные экспонаты, промышленные изделия просто «тонули» в антураже «неоготик», «неоренессансов», «а ля рюсс», в бесконечных фронтонах, пилястрах, каннелюрах, фризах-карнизах.

Страны-участницы шли на все, чтобы перещеголять друг друга, поразить воображение обывателя любыми самыми нелепыми, как сейчас бы сказали, «приколами». В особо большой моде были гипертрофированные экспонаты – уникумы, скульптуры и архитектурные декорации из изделий промышленности и сырья. Воздвигались гигантских размеров свечи, сахарные головы, пивные бутылки, статуи из серебра и соли, шоколада и золота. Демонстрировался монолит антрацита весом 65 пудов, в павильоне Крупна – пушка весом 124 тонны. В Чикаго на выставке 1893 года были выставлены модели ячменя с листьями и хмеля из чистого золота, в земледельческом отделе целый фасад был сделан из кукурузы, кукурузные скульптуры, даже знамена и гербы, мебель из гигантских натуральных тыкв и картофелин.

Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь. Не было тематического разделения. В результате – рядом с кабинетной мебелью – паровой молот и электрический телеграф Сименса.