58.Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен.
Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но все же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелетия.
Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось соседство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всему Старому Свету.
Особый интерес представляют для нас многочисленные украшения княгинь и боярынь, зарытые в момент нашествия Батыя и так и оставшиеся в земле после гибели их владельцев во время жестокой расправы татар с населением русских городов. Богатая коллекция этих кладов из Киева, Чернигова, Владимира, Рязани и других городов раскрывает перед нами во всем блеске техническое совершенство и круг оригинальных художественных образов, созданных русскими мастерами золотых и серебряных дел в XII—XIII веках. Отдельный раздел составляет церковное искусство. Здесь традиции русского народного умельства переплетались с византийскими и романскими.
- Основы композиции в графическом дизайне
- Структурные элементы композиции
- 2. Виды композиции
- 3. Создание композиционной гармонии
- Цветоведение и колористика
- 4. Физическая природа радуги. Понятие спектра
- 5. Цвета ахроматические. Значение и применение «серой шкалы».
- 6. Цвета хроматические. Характеристики хроматических цветовых оттенков
- 7. Понятия колористики - светлота, яркость, насыщенность
- 8. Значение и применение цветового круга
- 9. Контрастные цвета
- 10. Деление круга на теплые и холодные оттенки
- Нюансное цветовое сочетание
- 12. Контрастное цветовое сочетание
- 13. Цветовые схемы в виде квадрата, шара и др.
- 14. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков
- 15. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических оттенков
- 16. Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков
- 17. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков
- 18. Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков
- 19. Доминирующий оттенок в сочетании цветов
- 20. Получение декоративных текстур и фактур
- 21.Понятие рисунок. Цели академического рисования как основы профессиональной подготовки дизайнера.
- 22.Техника работы над рисунком различными материалами: уголь, соус, пастель, сангина, фломастер, карандаш
- 23.Специфика рисования с натуры. Отличие длительного рисунка от наброска, зарисовки.
- 24.Вспомогательные линии построения формы. Понятие - «осевая» линия.
- 25.Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
- 26.Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
- 27.Композиция в учебном рисунке натюрморта
- 28.Особенности рисунка интерьера и экстерьера
- 29.Пленер. Особенности работы
- 30.Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил.
- История культуры и искусства
- 31.Классификация видов пространственных искусств
- 32.Основные теории происхождения искусства
- 33.Стилевые особенности искусства Египта
- 34.Кносский дворец
- 35.Периодизация культуры Античной Греции. Общая характеристика искусства.
- 36.Храм в архитектуре Древней Греции
- 37.Ордер и ордерные стили Древней Греции
- 38. Греческая скульптура периода архаики
- 39.Ансамбль Афинского акрополя
- 40.Греческая скульптура периода классики
- 41.Греческая вазопись периодов архаики и классики (авторы, сюжеты, стили).
- 42.Ансамбль Пергамского алтаря (композиция сооружения, сюжет и композиция рельефов, скульптура).
- 43.Мавзолей в Галикарнассе (назначение, композиция сооружения, скульптура).
- 44.Греческая скульптура периода эллинизма
- 45. Погребальные урны и саркофаги, росписи гробниц этрусков
- 46.Периодизация римской культуры. Общая характеристика искусства
- 47. Римский скульптурный портрет
- 48. Помпейские монументально-декоративная живопись, общая характеристика типов росписи
- 49.Колизей (назначение, композиция, конструкция)
- 50.Пантеон (назначение, композиция, конструкция)
- 51.Типология храмов Древней Руси
- 52.Храмовое зодчество Великого Новгорода.
- 53.Деревянное зодчество в Древней Руси
- 54. Жилая архитектура Древней Руси – изба, палаты, терем.
- 55. Значение монастырей в культуре и искусстве Средневековой Руси
- 56.Школы иконописи
- 57.Иконопись и фрески Андрея Рублева
- 58.Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
- 59. Стилевые особенности барокко
- 60. Стилевые особенности модерна
- История дизайна, науки и техники
- 61.Наука, техника и ремесла Древнего Египта
- 62.Наука, техника и ремесла в Древней Греции
- 63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме
- 64.Культура, ремесла и техника в эпоху Средневековья
- 65.Предыстория дизайна. Развитие ремесла, науки и техники в период Возрождения.
- 66.Развитие ремесленного производства и декоративно-прикладного искусства в России в XVII – XVIII веках.
- 67.Предыстория дизайна. Промышленный переворот в Европе XIX века
- 68.Первые всемирные промышленные выставки и их вклад в развитие дизайна
- 69.Первые теории дизайна конца XIX века. Теоретические воззрения г. Земпера и д. Рёскина.
- 70.Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
- 71.Стилевые поиски в предметно-пространственной среде в Европе на рубеже XIX – XX веков.
- 72.Развитие промышленного производства в России в конце XIX века. Движение художников за обновление прикладного искусства. Абрамцевская и Талашкинская мастерские.
- 73.Создание в России первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности. Деятельность Строгановского училища.
- 74.Искусство XX века и дизайн
- 75.Баухауз – первая универсальная школа дизайна в Европе
- 76. Становление советской художественной школы дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- 77.Веркбунд – первый «производственный союз» предпринимателей и художников в Европе.
- 78.Становление промышленного дизайна в сша. Пионеры американского дизайна.
- 79. Национальные школы дизайна. Шведская и скандинавская модель.
- 80. Национальные школы дизайна. Российская модель.
- 81.Особенности развития дизайна в ссср и странах сэв в 1960 – 80-е годы.
- 82.Ульмская школа дизайна – новая концепция художественного образования.
- 83.Развитие дизайна в сша в 1950 – 60-е годы
- 84.Национальные школы дизайна. Американская модель.
- 85.Национальные школы дизайна. Итальянская модель.
- 86.Стилевые особенности поп-арта
- 87. Стилевые особенности хай-тека
- 88. Стилевые особенности минимализма
- 89.Дизайн современной Японии
- 90.Современные формы организации дизайнерской деятельности