logo
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

17. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков

Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, сточки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.

Для получения трехцветной гармонии к номеру одного из желаемых цветов прибавляют 33 (результат деления 100 на 3), а затем к номеру второго цвета еще раз прибавляется 33. Например, если первый цвет – оранжевый (17), то вторым цветом будет ультрамариновый (17+33=50), а третьим — зеленый (50+33=83). С красным (25) будут гармонировать синий (58) и желто-зеленый (92).

Число трехцветных гармоний может быть значительно увеличено, если брать не только чистые цвета, но сочетания чистых цветов с осветленными, ломаными или затемненными.

Затемнение часто производится путем добавления не черной краски, а небольшого количества краски дополнительного цвета.

Одна краска может дать следующую шкалу тонов:

1-я ступень — чистая краска;

2-я ступень — сильно осветленная краска;

3-я ступень — незначительная добавка белил ко 2-й ступени;

4-я ступень — добавление дополнительного цвета;

5-я ступень — 4-я ступень, осветленная, как 2-я;

6-я ступень — примесь черной краски к 1-й ступени;

7-я ступень — значительная примесь черной краски;

8-я ступень — 7-я ступень, осветленная, как 2-я;

9-я ступень — дальнейшее примешивание черной краски при одновременном сильном осветлении до получения серого тона;

10-я ступень — незначительная примесь белил.

Количество ступеней может быть, конечно, увеличено.

Очень спокойное сочетание при трехцветной гармонии дают все три цвета, осветленные или затемненные.

Сочетания цветов будут гармоничны и в случае неполной трехцветной гармонии, когда взяты два из них, например оранжевый (17) и ультрамариновый (50), и т.д.