logo
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

46.Периодизация римской культуры. Общая характеристика искусства

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний или царский Рим (VIII√VI вв. до н.э.).

2. Римская республика (VI в. до н.э. √ нач. I в. н.э.):

√ От упразднения царской власти до объединения Италии под владычеством Рима. (510 г. до н.э. √ нач. III в. до н.э.)

√ Образование римской державы. Кризис республики. (II в. до н.э. √ 150 г. до н.э.)

√ Падение сенатской республики. Основание военной монархии. (150 г. до н.э. √ нач. I в. н.э.).

3. Рим эпохи империи (I√V вв.):

√ Ранняя империя или принципат (27 √ 193 гг.)

√ Смутное время (193 √ 284 гг.)

√ Поздняя империя или доминат (284 √ 476 гг.).

В период поздней империи Рим постепенно теряет роль центра, и в 330 г. имп. Константин объявил новой столицей Константинополь; в 395 г. империя раскололась на Западную и Восточную. В IV в. усиливается натиск варваров на Римскую империю. В 476 г. Рим захватывают германцы, и именно этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира; осуществилось предсказание, данное Ромулу, о двенадцати веках славы Рима.

Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.