80. Национальные школы дизайна. Российская модель.
Роль нашей страны, в становлении мировой культуры промышленного проектирования, неоспорима, начиная с идей 20 годов, заканчивая проектными разработками 80х. Сегодня мы редко можем встретить описание экологических проектов, разработанных в СССР. Может сложиться мнение, что Советская промышленность и наука были далеки от проблем экологии и уж совсем оторваны от мировой экологической мысли, это не совсем так.
Во многом, деятельность советских теоретиков дизайна, как и практические проекты, повлияли на развитее экологического проектирования на Западе. Так, Аурелио Печчеи, основатель «Римского клуба», выдвинувшего в 60 годах XX века множество теорий, затрагивающих вопросы экологии и ее связи с производством, основывал свои мысли, как на постулатах социализма, так и на принципах командной экономики, считая ее наиболее развитой экономической моделью, отвечающей реалиям современного мира. Многие теоретики Запада были, если не сторонниками Советской модели развития, то брали от нее многие рациональные черты. Так проекты Адриано Оливетти, Томаса Мальдонадо, Макса Билла во многом перекликаются с теориями «советского дизайна».
Идея «глобального проекта», так популярная сейчас на Западе, зародилась на заре социализма. Именно первые социалисты предложили регулятивное управление материальными ценностями для обеспечения благ человечества, но нигде, как в СССР, эта идея не разрабатывалась и не притворялась в жизнь настолько масштабно. Ле Корбюзье, посетивший Москву в 1920х - 30х годах, говорил о Москве как о фабрике планов, земли обетованной для специалистов. Именно в СССР были осуществлены самые глобальные проекты внекомерческого характера, проекты, нацеленные на достижение общечеловеческих благ. Запуск первого спутника, первого космонавта, постройка плотин, обеспечивших электроэнергией многие города, принесшие плоды прогресса в самые удаленные уголки нашей страны. История Российского вклада в современную экологию началась еще задолго до прорыва рационалистских теорий начала XX века. Взгляд, обращенный на человека, на его место в окружающем его мире, явился характерной чертой не только русской философии и литературы, но также архитектуры и искусства. В России были заложены идеи космизма, впервые прозвучали призывы к поиску решений проблем современности и, наверное, впервые пришло осознание хрупкости планеты и несовершенства устройства нашего мира. Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Александр Леонидович Чижевский и другие проложили путь теоретическим исследованиям в области отношений человека и окружающей среды, поиску путей выхода из «цивилизациионного» кризиса.
Большую роль сыграл подъем интереса к ремесленному творчеству в начале XX века. Художники, писатели, ученые искали «потерянный рай» в возрождении традиционной культуры. Хотя эти процессы были характерны для большинства стран Европы, в России они проявились особенно ярко. Поленов, Васнецов, Врубель и другие художники создали целый пласт работ, которые показали всю многогранность и глубоко природную, материальную культуру русского народа. Хотя, прикладное творчество и архитектурные проекты этого времени относят в основном к проявлениям художественным или «стилевым», тем не менее, сегодня можно прочувствовать и понять причины создания многих работ в их связи с изменениями природной среды.
- Основы композиции в графическом дизайне
- Структурные элементы композиции
- 2. Виды композиции
- 3. Создание композиционной гармонии
- Цветоведение и колористика
- 4. Физическая природа радуги. Понятие спектра
- 5. Цвета ахроматические. Значение и применение «серой шкалы».
- 6. Цвета хроматические. Характеристики хроматических цветовых оттенков
- 7. Понятия колористики - светлота, яркость, насыщенность
- 8. Значение и применение цветового круга
- 9. Контрастные цвета
- 10. Деление круга на теплые и холодные оттенки
- Нюансное цветовое сочетание
- 12. Контрастное цветовое сочетание
- 13. Цветовые схемы в виде квадрата, шара и др.
- 14. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков
- 15. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических оттенков
- 16. Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков
- 17. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков
- 18. Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков
- 19. Доминирующий оттенок в сочетании цветов
- 20. Получение декоративных текстур и фактур
- 21.Понятие рисунок. Цели академического рисования как основы профессиональной подготовки дизайнера.
- 22.Техника работы над рисунком различными материалами: уголь, соус, пастель, сангина, фломастер, карандаш
- 23.Специфика рисования с натуры. Отличие длительного рисунка от наброска, зарисовки.
- 24.Вспомогательные линии построения формы. Понятие - «осевая» линия.
- 25.Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
- 26.Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
- 27.Композиция в учебном рисунке натюрморта
- 28.Особенности рисунка интерьера и экстерьера
- 29.Пленер. Особенности работы
- 30.Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил.
- История культуры и искусства
- 31.Классификация видов пространственных искусств
- 32.Основные теории происхождения искусства
- 33.Стилевые особенности искусства Египта
- 34.Кносский дворец
- 35.Периодизация культуры Античной Греции. Общая характеристика искусства.
- 36.Храм в архитектуре Древней Греции
- 37.Ордер и ордерные стили Древней Греции
- 38. Греческая скульптура периода архаики
- 39.Ансамбль Афинского акрополя
- 40.Греческая скульптура периода классики
- 41.Греческая вазопись периодов архаики и классики (авторы, сюжеты, стили).
- 42.Ансамбль Пергамского алтаря (композиция сооружения, сюжет и композиция рельефов, скульптура).
- 43.Мавзолей в Галикарнассе (назначение, композиция сооружения, скульптура).
- 44.Греческая скульптура периода эллинизма
- 45. Погребальные урны и саркофаги, росписи гробниц этрусков
- 46.Периодизация римской культуры. Общая характеристика искусства
- 47. Римский скульптурный портрет
- 48. Помпейские монументально-декоративная живопись, общая характеристика типов росписи
- 49.Колизей (назначение, композиция, конструкция)
- 50.Пантеон (назначение, композиция, конструкция)
- 51.Типология храмов Древней Руси
- 52.Храмовое зодчество Великого Новгорода.
- 53.Деревянное зодчество в Древней Руси
- 54. Жилая архитектура Древней Руси – изба, палаты, терем.
- 55. Значение монастырей в культуре и искусстве Средневековой Руси
- 56.Школы иконописи
- 57.Иконопись и фрески Андрея Рублева
- 58.Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
- 59. Стилевые особенности барокко
- 60. Стилевые особенности модерна
- История дизайна, науки и техники
- 61.Наука, техника и ремесла Древнего Египта
- 62.Наука, техника и ремесла в Древней Греции
- 63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме
- 64.Культура, ремесла и техника в эпоху Средневековья
- 65.Предыстория дизайна. Развитие ремесла, науки и техники в период Возрождения.
- 66.Развитие ремесленного производства и декоративно-прикладного искусства в России в XVII – XVIII веках.
- 67.Предыстория дизайна. Промышленный переворот в Европе XIX века
- 68.Первые всемирные промышленные выставки и их вклад в развитие дизайна
- 69.Первые теории дизайна конца XIX века. Теоретические воззрения г. Земпера и д. Рёскина.
- 70.Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
- 71.Стилевые поиски в предметно-пространственной среде в Европе на рубеже XIX – XX веков.
- 72.Развитие промышленного производства в России в конце XIX века. Движение художников за обновление прикладного искусства. Абрамцевская и Талашкинская мастерские.
- 73.Создание в России первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности. Деятельность Строгановского училища.
- 74.Искусство XX века и дизайн
- 75.Баухауз – первая универсальная школа дизайна в Европе
- 76. Становление советской художественной школы дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- 77.Веркбунд – первый «производственный союз» предпринимателей и художников в Европе.
- 78.Становление промышленного дизайна в сша. Пионеры американского дизайна.
- 79. Национальные школы дизайна. Шведская и скандинавская модель.
- 80. Национальные школы дизайна. Российская модель.
- 81.Особенности развития дизайна в ссср и странах сэв в 1960 – 80-е годы.
- 82.Ульмская школа дизайна – новая концепция художественного образования.
- 83.Развитие дизайна в сша в 1950 – 60-е годы
- 84.Национальные школы дизайна. Американская модель.
- 85.Национальные школы дизайна. Итальянская модель.
- 86.Стилевые особенности поп-арта
- 87. Стилевые особенности хай-тека
- 88. Стилевые особенности минимализма
- 89.Дизайн современной Японии
- 90.Современные формы организации дизайнерской деятельности