§ 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
Для более глубокого усвоения данной темы и изучаемого курса в целом необходимо знать часто встречающиеся в процессе изучения учебного материала такие базисные понятия, как метод и методика. В общем понимании метод можно рассматривать как способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов, операций практического освоения (познания) действительности. В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще философом Декартом. Он указывал: "Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно .. . ".
В культурно-досуговой деятельности метод можно охарактеризовать как способ или совокупность способов и приемов воздействия на участников культурно-досуговой деятельности через конкретные формы. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Однако методика культурно-досуговой деятельности - это не совокупность методов. Методы являются структурным компонентом, частью методологии культурно-досуговой деятельности, а методология нами рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методика же является механизмом реализации методов.
Для полного раскрытия понятия "методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности" необходимо вычленить основные черты, характеризующие его как предмет, зафиксированный в историческом опыте и включенный в процесс практической деятельности. Исторический анализ становления и развития методического обеспечения свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определенными потребностями и уровнем развития общественной практики.
Предметом методического обеспечения культурно-досуговой деятельности является методика культурно-досуговой деятельности, основу которой составляет сумма элементов: цели, содержа-Ние, средства, методы и формы работы. Следует подчеркнуть, что понятие о методическом обеспечении культурно-досуговой деятельности, являясь отражением действительности, так же подвижно и гибко, как и сам предмет методического обеспечения. Следовательно, в силу объективных законов подвержен видоизменению и каждый из элементов, составляющих основу методики. Изменения общественной, социально-экономической жизни в обществе, смещение акцентов в содержании досуга поставили вопросы о корректировке целей культурно-досуговой деятельности.
Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех культурно-досуговых учреждений. Реализация конечной цели методического обеспечения происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Среди них: вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может осуществляться управление процессом развития методики и обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятельности культурно-досуговых учреждений; подвести практическую методику к уровню передовой теории и практики культурно-досуговой деятельности, достигнуть выравнивания уровня работы учреждений культуры за счет "подтягивания" отстающих до уровня средних и передовых.
Достижение конечных, близких и промежуточных целей сопровождается решением конкретных задач методического обеспечения:
- постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение передового опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных культурно-досуговых программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;
- создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приемов и методов культурно-досуговой работы, обмена передовым опытом;
- внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;
- оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми, передовых методик организации и осуществления культурно-досуговых программ.
Суть методического руководства не означает стандартизации или унификации методики. Уникальность самой природы методического обеспечения сводится не к "выравниванию практической методики" или "единой методической линии", а установлению общепризнанного, апробированного, устоявшегося, достаточно высокого и доступного уровня методики, со всеми индивидуальными местными особенностями и чертами.
Суть методического обеспечения заключается в особых процессах переработки и фиксации культурно-досуговой практики в ее различных областях и формах. Продуктом методической деятельности выступают знания, которые принято называть методическими и которые являются, с одной стороны, итогом методической деятельности, с другой, - предписаниями, адресованными практикам.
Обобщенным, интегрирующим носителем методических идей является методист: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует предметный материал, вносит в него новые связи и отношения. Обоснованные, рефлексивно осознанные, упорядоченные методические идеи затем усваиваются практиками и переносятся в предметную деятельность. Воздействие методиста и его методической мысли на клубную аудиторию, следовательно, протекает опосредованно, через практиков культурно-досуговой деятельности. Исходя из этого, принимая методиста за субъекта методической деятельности, объектом в этом процессе становятся не только потенциальные участники клубных программ, но и сами клубные работники.
В зону методического обеспечения попадают культурно-досуговые учреждения других ведомств, централизованные клубные системы, досуговые центры, культурно-спортивные и социально-культурные комплексы, а также организации спорта, туризма, внешкольные учреждения, использующие формы и методы культурно-досуговой деятельности. Методическим обеспечением охватываются и любительские объединения, клубы по интересам, неформальные общественные структуры и учреждения социально-культурного типа, сами участники культурно-досуговых программ.
Специфика методического руководства, его отличие от организационно-административного регулирования кроется в принципах взаимоотношений субъекта и объекта руководства. Именно принципы взаимоотношения субъекта и объекта выражают специфику методического обеспечения еще и потому, что объектом и методического обеспечения, и организационно-методического регулирования выступают, в конечном итоге, люди, обеспечивающие культурно-досуговую практику.
В основе взаимоотношений организационно-административного регулирования лежат принципы обязательного исполнения выработанных Установок. Они строятся на директивно-правовых, административных методах и реализуются в виде приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и т.д. Принципы взаимоотношений методического обеспечения складываются на иной основе - они носят рекомендательный, консультативный, совещательный характер. Именно в этом и заключается специфическая особенность методического обеспечения. Реализуются субъектно-объектные отношения в методическом обеспечении в виде рекомендаций, методических советов, пособий, методических писем, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы. В данном случае объект методического обеспечения имеет возможность и право выбора лучшей, по его мнению, методики, которая больше соответствует местным условиям, возможностям ее применения, отвечает уровню подготовки и творческого потенциала работников культуры. Исходя из того, что в методическом обеспечении и организационно-административном регулировании присутствует функциональная общность, направленная на повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, объект испытывает в данном случае на себе двойное воздействие. Работник культуры, как правило, выступает в качестве организатора (администратора) самых разных коллективов и групп людей, в то же время он обеспечивает качество культурно-досуговой деятельности, осуществляет отбор и оптимальное использование методик, ведет поиск новых форм, средств деятельности. В силу разноплановости, широты охвата явлений, массовости культурно-досуговая деятельность является сложной отраслью и требует научно обоснованного и компетентного организационно-административного регулирования и методического обеспечения. Методические рекомендации, советы, пособия являются эффективными лишь в том случае, если они используются в практической работе учреждений культуры, а для этого необходимо организационно-административное регулирование, большая организаторская, а порой и финансово-хозяйственная работа. Контроль, проверка исполнения, другие организационно-административные усилия дают возможность внедрять методические рекомендации. Их внедрение в практику становится предпосылкой зарождения нового опыта и его последующего распространения.
Процесс методического обеспечения изначально начинается с изучения практики. Прежде всего следует глубоко изучить и освоить фактическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, потребности в методической помощи.
Объективно оценить положение дел в сфере культуры поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятельность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оценивая положительные результаты практики, следует взять из нее наиболее ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостатки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные выводы, которые позволят в последующем избежать повторения негативных явлений.
Исходным положением в освоении практики культурно-досуговых учреждений является умение осмыслить достижения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периодической литературы. Деятельность учреждений культуры необходимо рассматривать с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике.
Целостное представление о практике может дать личное участие методиста в работе учреждений культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разглядеть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия.
Особо важным источником изучения клубной практики являются документы, поступающие в органы культуры, в методические центры: статистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты.
В ходе изучения клубной практики осуществляется ряд функций методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Любая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеобразные черты. В процессе методического осмысления необходимо выделить и охарактеризовать культурно-досуговую программу, опуская Различные малосущественные, на первый взгляд, черты и свойства. Такое видение представляет собой методическую схематизацию практики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляется фиксация программы в виде определенной последовательности действий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методической деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально-расчпененно. Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики культурно-досуговой программы. В процессе обобщений следует объединить наиболее характерные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обратить особое внимание на сохранение характерных, специфических особенностей и черт. В процессе развития культурно-досуговой деятельности возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обоснованной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенствование культурно-досуговой деятельности, повышение эффективности. Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим разработкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы учреждений культуры.
Вопросы для самопроверки
1. Понятия: метод, методика, методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности.
2. Сущность методического "обеспечения" и его отличие от методического "руководства".
3. Организационно-административное руководство культурно-досуговой деятельностью и его взаимосвязь с методическим обеспечением.
4. Объект и субъект методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
5. Специфические особенности методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
6. Цель и задачи методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 7-31.
2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности.- М.: МГИК, 1989.
3. Жаркова Л.С., Жарков АД., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.: МГУ К, 1994.
- С. 22-38, 65-78.
4. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособ.- М.: МГИК, 1989. - С. 3-7.
5. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 3-8.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................