66.Развитие ремесленного производства и декоративно-прикладного искусства в России в XVII – XVIII веках.
Народное декоративно-прикладное искусство: художественные промыслы, живопись картины и т.д. - результат творчества многих поколений. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников оно на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Известное утверждение, что декоративно-прикладное искусство прочно связано с бытом, касается не только народного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально и отражалось в художественных промыслах, живописи, картинах и т.д. В связи с этим народное творчество называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, бумага и краски - все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд - с предметом, выполненным из серебра.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественные промыслы, живопись, картины, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.
Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму. Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства.
Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде художественных промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века. Изменение быта горожан, которые стали основными потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий - заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры.
- Основы композиции в графическом дизайне
- Структурные элементы композиции
- 2. Виды композиции
- 3. Создание композиционной гармонии
- Цветоведение и колористика
- 4. Физическая природа радуги. Понятие спектра
- 5. Цвета ахроматические. Значение и применение «серой шкалы».
- 6. Цвета хроматические. Характеристики хроматических цветовых оттенков
- 7. Понятия колористики - светлота, яркость, насыщенность
- 8. Значение и применение цветового круга
- 9. Контрастные цвета
- 10. Деление круга на теплые и холодные оттенки
- Нюансное цветовое сочетание
- 12. Контрастное цветовое сочетание
- 13. Цветовые схемы в виде квадрата, шара и др.
- 14. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков
- 15. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических оттенков
- 16. Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков
- 17. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков
- 18. Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков
- 19. Доминирующий оттенок в сочетании цветов
- 20. Получение декоративных текстур и фактур
- 21.Понятие рисунок. Цели академического рисования как основы профессиональной подготовки дизайнера.
- 22.Техника работы над рисунком различными материалами: уголь, соус, пастель, сангина, фломастер, карандаш
- 23.Специфика рисования с натуры. Отличие длительного рисунка от наброска, зарисовки.
- 24.Вспомогательные линии построения формы. Понятие - «осевая» линия.
- 25.Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
- 26.Объяснение понятий: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
- 27.Композиция в учебном рисунке натюрморта
- 28.Особенности рисунка интерьера и экстерьера
- 29.Пленер. Особенности работы
- 30.Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил.
- История культуры и искусства
- 31.Классификация видов пространственных искусств
- 32.Основные теории происхождения искусства
- 33.Стилевые особенности искусства Египта
- 34.Кносский дворец
- 35.Периодизация культуры Античной Греции. Общая характеристика искусства.
- 36.Храм в архитектуре Древней Греции
- 37.Ордер и ордерные стили Древней Греции
- 38. Греческая скульптура периода архаики
- 39.Ансамбль Афинского акрополя
- 40.Греческая скульптура периода классики
- 41.Греческая вазопись периодов архаики и классики (авторы, сюжеты, стили).
- 42.Ансамбль Пергамского алтаря (композиция сооружения, сюжет и композиция рельефов, скульптура).
- 43.Мавзолей в Галикарнассе (назначение, композиция сооружения, скульптура).
- 44.Греческая скульптура периода эллинизма
- 45. Погребальные урны и саркофаги, росписи гробниц этрусков
- 46.Периодизация римской культуры. Общая характеристика искусства
- 47. Римский скульптурный портрет
- 48. Помпейские монументально-декоративная живопись, общая характеристика типов росписи
- 49.Колизей (назначение, композиция, конструкция)
- 50.Пантеон (назначение, композиция, конструкция)
- 51.Типология храмов Древней Руси
- 52.Храмовое зодчество Великого Новгорода.
- 53.Деревянное зодчество в Древней Руси
- 54. Жилая архитектура Древней Руси – изба, палаты, терем.
- 55. Значение монастырей в культуре и искусстве Средневековой Руси
- 56.Школы иконописи
- 57.Иконопись и фрески Андрея Рублева
- 58.Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
- 59. Стилевые особенности барокко
- 60. Стилевые особенности модерна
- История дизайна, науки и техники
- 61.Наука, техника и ремесла Древнего Египта
- 62.Наука, техника и ремесла в Древней Греции
- 63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме
- 64.Культура, ремесла и техника в эпоху Средневековья
- 65.Предыстория дизайна. Развитие ремесла, науки и техники в период Возрождения.
- 66.Развитие ремесленного производства и декоративно-прикладного искусства в России в XVII – XVIII веках.
- 67.Предыстория дизайна. Промышленный переворот в Европе XIX века
- 68.Первые всемирные промышленные выставки и их вклад в развитие дизайна
- 69.Первые теории дизайна конца XIX века. Теоретические воззрения г. Земпера и д. Рёскина.
- 70.Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
- 71.Стилевые поиски в предметно-пространственной среде в Европе на рубеже XIX – XX веков.
- 72.Развитие промышленного производства в России в конце XIX века. Движение художников за обновление прикладного искусства. Абрамцевская и Талашкинская мастерские.
- 73.Создание в России первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности. Деятельность Строгановского училища.
- 74.Искусство XX века и дизайн
- 75.Баухауз – первая универсальная школа дизайна в Европе
- 76. Становление советской художественной школы дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- 77.Веркбунд – первый «производственный союз» предпринимателей и художников в Европе.
- 78.Становление промышленного дизайна в сша. Пионеры американского дизайна.
- 79. Национальные школы дизайна. Шведская и скандинавская модель.
- 80. Национальные школы дизайна. Российская модель.
- 81.Особенности развития дизайна в ссср и странах сэв в 1960 – 80-е годы.
- 82.Ульмская школа дизайна – новая концепция художественного образования.
- 83.Развитие дизайна в сша в 1950 – 60-е годы
- 84.Национальные школы дизайна. Американская модель.
- 85.Национальные школы дизайна. Итальянская модель.
- 86.Стилевые особенности поп-арта
- 87. Стилевые особенности хай-тека
- 88. Стилевые особенности минимализма
- 89.Дизайн современной Японии
- 90.Современные формы организации дизайнерской деятельности