logo search
Лекции Культурологии

1. Культурология как наука

Культурология — относительно молодая наука. В ее истории можно выделить три этапа (XVIII, XIX и XX века) [В.Ю. Жуков]:

1. Культурология начинает выделяться из философии в XVIII веке, при этом культура попутно изучается в рамках философии, истории и этики. И. Г. Гердер, И. Кант, Г. Гегель и др.

2. В XIX веке складывается так называемая этнографическая концепция эволюционизма. Л. Г. Морган, Э. Тейлор, Д. Фрэзер, Ш. Летурнó, М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай, Л. Я. Штернберг. Не бывает «некультурных» народов, просто разные народы живут на различных ступенях развития культуры. Степень и направление этого развития зависят от места расселения людей и климата, оказывающих влияние на особенности хозяйственной деятельности. Как самостоятельная наука культурология складывается на рубеже XIX–XX веков в работах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и других ученых.

3. Термин-название «культурология» возник только в середине XX века, в трудах американского социолога и антрополога Лесли Уайта (1900–1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук и ввел в научный оборот термин «культурология» (наука о культуре).

Культурологию рассматривают в двух смыслах [Ю.Н. Солонин]:

  1. Как совокупность частных культурологических наук и теорий. Это, скорее, наименование знания по его предметной отнесенности, подобно тому как естествознанием мы называем всю совокупность знаний о природе, обществознанием — всю совокупность знаний об обществе и т.д.

  2. Как конкретную науку — системно организованные знания, предметно и методологически выделенные из других наук о культуре.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука о культуре, предметом которой являются закономерности и особенности развития культуры как совокупности и уровня достижений общества и человека в производственной и социально-духовной сферах жизни [В.Ю. Жуков]. Коротко говоря, культурология – это теория и история культуры.

Важнейшая задача культурологии – анализ процессов и тенденций социокультурной современности. Предмет — культура как целостность.

Культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа [А.А. Радугин].

Культурология изучает [В.Ю. Жуков; А.Н. Маркова]:

Знание истории культуры не только расширяет кругозор человека, не только обогащает его духовно, но и дает ориентиры в политической жизни, убеждая, что общество, в центре деятельности которого находится человек, где создаются условия для его активного участия в общественной жизни, проявления способностей каждого, общество, где востребованы знания, талант и поощряется творчество, – достигает высокого уровня развития [Б.А. Эренгросс].

Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В XVIII — XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость - варварство - цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия — она приобрела особенную популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами [Ю.Н. Солонин].

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — исторически определенный уровень развития общества и его культуры, тип общества. А культура выражает отношение к этому типу общества [В.Ю. Жуков].