logo search
Культурно-фил

Дуальность человека

Современные концепции человека исходит из понимания его как "места встречи" (термин М.Шелера) двух начал — природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного). "Человек есть многосоставное существо... В нем происходит борьба мира и Бога, он есть существо зависимое и свободное," — писал Н.Бердяев [17, 64]. Но только ли борьба? Как показал Гегель, единство и борьба противоположностей и есть закон, в соответствии с которым происходит всякое движение, развитие. Потому борьба Бога и мира неизбежно знаменует собой их единство. И фокус этого единства — человек.

Человек — существо, в котором реализуется связь микрокосма и макрокосма. Понимание человека как микрокосма связано с представлением о нем как об особом мироустройстве. Человек, по Боэцию, есть отражение, центр силы и разума мира, своеобразный "слепок" творения. Человек как микрокосм — это часть мира, принадлежащая индивиду и имеющая в каждом случае своеобразную структуру, которая соответствует его личности (душе) и его физическому организму (телу).

Макрокосм — Вселенная, мир в целом. Со времен глубокой древности люди неустанно искали связь между макрокосмом и микрокосмом. Это нашло свое отражение практически во всех известных мифологических системах. Так, согласно верованиям племени бамбара (Мали), сущность человека, его духовный двойник "дьа" исходит из вод реки, куда и возвращается после его смерти, чтобы затем вселиться в новорожденного того же племени. Вселенная, человек и племя, таким образом, оказываются связанными нерушимой макрокосмически-микрокосмической нитью. "У большинства славянских народов, — пишет И.Кон, — слова "душа" и "дух" производны от глаголов, обозначающих дыхание… При этом душа ("самость") никогда не сводится к физической, телесной идентичности; в ней всегда присутствует спонтанно-активное, творческое начало, даваемое индивиду извне — родоплеменной общностью и (или) богами. Нематериальная душа — не только зародыш философского идеализма, но и первоначальная абстракция субъекта, которую архаическое сознание неизбежно овеществляет, онтологизирует и относит к потустороннему миру" [83, с.42].

Понятие макрокосма в применении к человеку означает, что в отдельном человеке "отпечатывается" и осознает себя Вселенная, что он необходим во всеобщем строе Космоса. Вот что говорил об этом Гермес Трисмегист: "Господин вечности есть первый Бог, мир — второй, человек — третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний делает все предметом своей активности" [58, с.147]. Не случайно образы древних космогоний находят свое глубинное доказательство в современных научных открытиях, в частности, в открытии "антропного принципа". Именно на идее макрокосмичности человека выстроены концепции "ноосферы" В.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. "Человек потому постигает тайну вселенной, — писал Н.Бердяев, — что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум" [20, с. 94].

Макрокосмичность человека имеет и психологическое подтверждение. Так, если игнорировать ее, во многом теряют обоснованность культурно-психологические универсалии и факты духовного сродства людей. Но если исходить из того, что между макрокосмом (Универсумом) и личными микрокосмами людей существует глубинное сходство, этим легко объясняются факты взаимопонимания индивидов.

Дуальность человека проявляется в основных оппозициях его бытия: