Глава 8. Экзистенциальные феномены бытия личности Любовь и личность Что такое любовь?
Уже в трактовке Эмпедокла существуют две враждующие космические силы — Филиа (любовь) и Нейкос (Распря), руководящие "корнями вещей" — землей, водой, воздухом и огнем. Мир постоянно проходит четыре цикла: от ненависти, где стихии обособлены, — до любви, где они гармонично слиты. Ненависть равна по силе каждой из них, а любовь объемлет все их. Значит, уже в античном понимании любовь — свойство не только человеческой, но и вселенской жизни, универсальное тяготение разрозненных фрагментов мира друг к другу, их отличие, приводящее к слиянию и, тем самым, к творению мироздания.
Откуда приходит любовь? Ведь в животном мире такого явления нет. Есть инстинкт продолжения рода, свойственный и человеку как существу природы. Но превращая функцию организма в высшую способность души, человек придает отношениям женщины и мужчины особое внеприродное измерение. При этом опасность превратиться в животное по-прежнему здесь, рядом. Стоит только увидеть в Другом лишь средство удовлетворения для себя — и человек вновь превращается в обезьяну. Ибо "... исключают друг друга любовь и изолированная чувственность, полагающая чувственное наслаждение самоцелью" [69, c.208].
Любовь — это человеческое "изобретение"… А может быть, сверхчеловеческое? Не случайно христианские теологи говорили, что люди любят друг друга в Боге. Б.Паскаль писал: "Мы рождаемся с любовью в сердце. Она вступает в свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить то, что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорили, что есть прекрасное" [55, c.171]. Г.Зиммель считает любовь врожденной, имманентно присущей человеку функцией душевной жизни. Она живет в сердце человека задолго до встречи с Другим в виде надежды, ожидания... Потому качества человека, за которые мы, казалось, его полюбили, вторичны по отношению к любви. "Любовь оставляет позади себя все те свойства любимого, которые послужили ее возникновению" [69, c.205]. Любовь не обоснована ничем, кроме себя самой, и в этом смысле она есть свобода.
Однако, именно стремление к свободе часто подтачивает любовь. Потому Ж.-П.Сартр утверждал: любовь есть конфликт. Ведь всякая попытка связи с Другим есть "похищение" самой его сути. С одной стороны, любящий не желает удовлетвориться свободным и добровольным обязательством: ему неудержимо страшно потерять любимого, а потому хочется гарантий. Но с другой стороны, он не хочет поглощать свободы любимого. Чего же он ждет? Того, чтобы Другой добровольно отказался от всего мира, а значит, и от себя во имя Великой Любви! Надо ли говорить, что такие отношения вскоре перестают быть любовью и становятся мукой для обеих сторон? Ведь любовь не только в том, чтобы смотреть друг на друга, но еще и в том, чтобы смотреть в одну сторону. Если этого не происходит, подтверждается правота Ф.Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Как же быть? Как сохранить любовь? Не требовать ее от Другого — любовь не подотчетна. Не делать из нее кумира, заполнителя всей жизни: это уже не любовь, а рабское растворение своего "Я". Любовь — это такое отношение, при котором каждый из любящих позволяет и не только позволяет, но и помогает другому быть личностью. И значит, "любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя" [167, с.45]. Любовь — не тюремная камера на два места. Это отпертая дверь.
Любовь есть открытие, и в первую очередь, открытие Другого. "Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и всегда более прав, чем мир," — писал Н.Бердяев [134, с.69]. Именно любовь открывает перед нами сущностный образ человека: мы постигаем его не только таким, какой он есть, но и таким, каким он может стать. Более того, она — еще и открытие лучшего в себе. Любя, мы "расширяем" себя, становимся обладателями качеств, о которых прежде и не подозревали. Любовь делает выше обоих любящих, в ней сокрыта возможность трансцендирования, самовозрастания. И потому она — начало этики. Лишь любя человека, ты можешь возлюбить других людей, зверей, звезды... Миро-открытие — это заслуга любви, ибо любовь — вступление в диалог не только с человеком, но и с миром. Ведь она всегда устремляется за пределы любимого лица, к огромному миру, открывшемуся в его глазах.
Любовь уникальна для каждого и едина для всех. Это единство заключается в ее сущностных качествах. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляется в желании отдавать, а не получать. Ведь именно в этом "отдавать" — наивысшее проявление собственного могущества.
Чем больше от сердца отрываешь —
Тем больше в нем остается, —
писал А.Вознесенский.
Любовь — это забота, деятельная заинтересованность в жизни и благополучии любимого. Следовательно, она непременно включает в себя ответственность. Быть ответственным — значит, быть готовым к "ответу" на нужды любимого человека, на его душевное состояние.
Любовь — это и уважение к самобытности личности любимого. Оно возможна лишь в том случае, если ты не пытаешься "переделать" любимого по своему "сценарию", а хочешь, чтобы он жил и развивался в соответствии со своим взглядом на мир. Любовь — это знание (понимание). Любить человека — значит, проникать в его суть, а это возможно лишь при постоянной попытке понять его. И за эту настойчивость понимания каждый из нас получает двойную награду — он обретает не только любимого, но и познает самого себя. Пытаясь постичь Ты, мы постигаем Я. Не случайно М.Хайдеггер этимологически возводил слово "Denken" (мысль) к др.-герм. "Gedanc" (душа, сердце). Именно это имел в виду М.Шелер, утверждая личность не есть "мыслящее бытие" (ens cogitans) и не "волящее бытие" (ens volens), а в первую очередь, "любящее бытие" (ens amans). Любое знание — в первую очередь, любовь. Потому любовь — это открытие лучшего себя с помощью любимого человека.
К концепции любви Э.Фромма необходимое дополнение делает Э.Левинас. Для него любовь, прежде всего, — защита Другого. Потому она неразрывно связана с нежностью, с ощущением, что Другой хрупок, уязвим в этом мире. А по В.Франклу, основным свойством любви является ее интенциональность "Любовь — это интенциональный акт, который направлен на сущность другой личности. Вот почему любовь переживает смерть любимого человека. Существование любимого может быть прекращено смертью, но его сущность не может быть затронута смертью" [165, с.249]. Сама мысль, интенционально направленная на этого человека, делает его живым. Франкл отмечает и другое качество любви — "вечность". А Л.Витгенштейн считал, что главное качество любви — нерасторжимость жертвенности и благодарности. "Если ты снискал чью-то любовь, то никакая твоя жертва в благодарность за это не будет чрезмерной; однако, каждая жертва приносимая тебе, слишком велика, чтобы ее можно было принять," — пишет он [40, с.106]. Л.Толстой сформулировал это более лаконично: "Любовь только тогда любовь, если это самопожертвование" [159, с.225].
- Введение
- Глава 1. От аристотеля до фрейда: концепции человека в истории западно- европейской антропологии
- Глава 2. Природа и сущность человека Происхождение человека
- Сущность человека
- Дуальность человека
- Человек как единство тела, души и духа
- Природа — Свобода
- Два лика свободы: Николай Бердяев и Жан- Поль Сартр
- Глава 3. Человеческое познание Разум и интуиция — два начала познания
- Путь к истине
- Познание: объяснение, понимание, интерпретация
- Самопознание человека
- Глава 4. Человеческое действие Деятельность и культура
- Творчество как свободная деятельность человека
- Творчество и его основные феномены
- Самоактуализация как творчество себя
- Глава 5. Смысл как основа культурной деятельности Человек в поисках смысла
- О смысле жизни и смерти
- Смыслообразующий характер культуры
- Глава 6. Я и другой Другой в моей жизни
- Глава 7. Личность и культура Личность в культуре
- Заря человечества
- Была ли личность в античности?
- Рождение индивидуальности
- Возрождение: открытие личности
- Метаморфозы Нового времени
- Глава 8. Экзистенциальные феномены бытия личности Любовь и личность Что такое любовь?
- Виды любви
- Любовь и эрос
- Любовь в западно-европейской культуре
- Смерть как феномен культуры Роль смерти в культуре
- Смерть в западно-европейской культуре
- Смерть своя
- Право на смерть
- Смерть и бессмертие
- Вера как экзистенциальная категория надежды Что есть вера?
- Вера и знание
- Вера и атеизм
- Бог и человек
- Добро и зло
- Послесловие, или личность и культура
- Использованная литература