Вера как экзистенциальная категория надежды Что есть вера?
Вся история культуры — обращение человека к высшему в себе и вне себя. Ведь оставаясь лишь тем, кем был рожден, человек никогда не стал бы собой. И потому не случайно исторически первые разновидности общественного сознания — мифология и религия — основаны на вере. Вера вовсе не обязательно религиозна: можно верить в любовь, в истину, в справедливость. Можно не верить в Бога. Но при этом вера — всегда вера в Высшее. Ведь во что бы мы ни верили, вера перерастает свой объект, распространяется на универсум. Мы начинаем чувствовать мир как неотъемлемую от нашего существа гармоничную целостность, а себя — как его незаменимую часть. Тем самым она всегда — расширение сознания, попытка добраться до вселенской связи. Наиболее явно это обогащение сознания чувствуется в религиозной вере. Именно она дает человеку ощущение полноты и неслучайности жизни, ее связи с бытием Вселенной. Потому мир верующего гораздо богаче мира атеиста: он обогащается за счет незримого. Он и гораздо оптимистичнее: ведь им правит надежда.
Тема надежды в религиозном экзистенциализме разрабатывалась Г.Марселем. Надежда, по Марселю, не тождественна оптимизму, желанию, витальности. Скорее, она проявляется в личностной любви. Ведь когда человек говорит: "Я надеюсь" он имеет в виду — "надеюсь на тебя". Надежда не принуждает, она верит в Другого. И Другой возвеличивается в своем достоинстве, когда видит, что в него верят. Надеждой не обладают — ею живут. Ее базовые элементы — ожидание и доверие, адресованные к миру и человеку. Тем самым надежда противоположна отчаянию. Надежда всегда есть порыв к трансценденции и в этом смысле — основание веры. Когда человек надеется, он стремится к большему бытию, нежели повседневная жизнь. Она уповает на абсолютное Ты, на Ты, в котором нельзя усомниться и отчаяться. Имя этого Ты — Бог.
Именно благодаря надежде преодолевается главный страх человека — страх смерти. Устами веры она провозглашает, что победа смерти иллюзорна, не окончательна. Тем самым надежда преодолевает тлен и бренность и позволяет человеку выйти за пределы своей конечности. Вера — это надежда на то, что даже в миг предельного одиночества Бог всегда рядом с тобой. "Никакой сигнал бедствия не может быть больше, чем крик одного человека. Или же никакая беда не может быть большей, чем беда отдельного человека. Весь земной шар не может быть в большей беде, чем одна душа. Христианская вера — как я ее понимаю — прибежище в этой величайшей беде,"— писал Л.Витгенштейн [40, с.107]. И наконец, вера есть надежда на то, что жизнь человека имеет высший смысл и высшее предначертание. Н.Бердяев пишет об этом: "Я уповаю, что в религиозном прозрении откроется мне тайна о моей личности, откроется, что я, откуда я и зачем я, и тайна о мире, о реальности, с которой я связан бессмысленно, а хочу себя связать осмысленно" [17, с.17].
Вера — всегда надежда на лучшее будущее, и потому идеи, общие для всех религий, выражают тяготение человека к идеалу. Первая утверждает, что видимый мир является лишь частью духовного, и именно в нем содержится смысл существования реальности. Вторая идея связана с целью человеческого бытия. Эта цель — установление гармонии с высшим миром. И наконец, все религии сходятся на том, что добро и молитва, творимые человеком, привносят прекрасные изменения в его судьбу — если не в "дольном", то в "горнем" мире.
Вера как универсальный человеческий феномен обладает рядом незыблемых качественных характеристик, которые не раз становились предметом внимания теологов и философов. В первую очередь, это уверенность. Обратим внимание на следующий факт: истинно верующие люди вовсе не задумываются о том, существует ли Бог в действительности. Зачем изыскивать доказательства его существования? Ведь они и так уверены в его присутствии. "Вера — это не обладание, — писал об этом К.Ясперс. — В ней нет свойственной знанию достоверности, но только уверенность в практике жизни. Поэтому верующий живет в непреходящей многозначительности объективного, его слух всегда наготове" [185, с.52].
Теологи отмечают и такое качество веры как целостность и центрированность. П.Тиллих пишет: "Вера — это наиболее центрированный акт души. Все части и функции целостного бытия человека объединяются в акте веры. Но вера не состоит из общей суммы их воздействий. Она трансцендирует как всякое особое воздействие, так и их все, и сама оказывает решающее воздействие на каждое из них" [149, с.135]. Вера интегрирует сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, "переплавляя" их в личностный центр человека.
Важнейшим качеством веры является доверие. Прежде всего, здесь имеется в виду доверие к чуду. Но если расширить это понимание, то доверие распространяется на весь универсум. Верующий не может относится к миру недоверчиво: ведь этот мир создан Богом и, значит, прекрасен в своей основе. Доверие — вера не в Бога, а Богу. Обладая такой верой, человек без мучительного труда способен превратить состояние души в состояние жизни. Что, если не доверие, звучит в словах: "Да свершится воля Твоя"!
При этом веру всегда сопровождает непостижимый страх. Ведь Бог может оказаться совсем не таким, каким человек нарисовал Его, и потребовать от человека того, что тот считает невыполнимым. Потому вера страшна, и помнить об этом необходимо. "Не ищем ли мы Бога по собственному образу, подходящего нам Бога? Не отвергнем ли мы истинного Бога, если найдем Его?" [6, с. 30]. Встреча с Богом — всегда риск. Потому мы часто создаем Его мнимое присутствие, чтобы восполнить пустоту Его отсутствия. "Наша молитва должна начаться с крика: "Господи, сделай меня тем, кем я должен быть, во что бы то ни стало перемени меня, любой ценой, — пишет Антоний Сурожский. — А слова эти опасны, потому что любовь Божия беспощадна. Бог хочет нашего спасения со всей непреклонностью, всей решимостью, каких оно стоит" [там же, с.23]. Потому люди часто ищут удобного им Бога, боясь узреть истинного.
Но вера — не только страх, она всегда есть радость. Бердяев пишет: "Историческое христианство, аскетическое и морализирующее, говорит: Христос умер на кресте и воскрес, поэтому наша религиозная жизнь бесконечно трагична... Но можно сказать: Христос умер на кресте и воскрес, поэтому мировой трагизм преодолим... Религия есть трансцендентное ощущение окончательной радости бытия. Трагедия, ужас, страх не в религиозной жизни, а вне ее, в недостаточной еще реальности религиозной жизни" [17, c.30].
Любовь — само существо веры. "Интерес веры подобен любовному желанию: это воссоединение с тем, к чему ты принадлежищь и от чего ты отчужден... Движение к воссоединению обособленного и есть любовь" [149, с.206]. Любовь основана на вере и без веры немыслима. С другой стороны, вера как предельный интерес исходит из любви.
Существует множество индивидуальных моделей веры и при этом достаточно ограниченное число тех причин, благодаря которым человек верует. Они бывают внешними и внутренними. В первом случае вера исходит из подражания общине, семье, нации. Такая вера может быть легко утрачена, т.к. она не продиктована личным выбором, а лишь внушена воспитанием, традицией, привычкой. Внутренние причины коренятся в самом человеке.
Митрополит А.Введенский выделил три группы верующих в зависимости от причин, которыми они руководствуются в своей вере. Первая группа — верующие интуитивно. Они ощущают присутствие Бога непосредственно. Бог существует, поскольку я чувствую Его рядом — высший довод для этого типа верующих. Вторая группа — верующие морально. Такая вера выражается в "евангелическом" отношении к окружающим — в чуткости, сочувствии и совестливости. И наконец — верующие эстетически. Атеистическое мировоззрение представляет Вселенную в виде гигантской машины без создавшего ее мастера и "машиниста". Мировоззрение верующего гораздо более богато и многообразно: для него "чувственный мир является не мертвой бездушной машиной, а как бы живым телом Бога" [112, с.349].
Для верующих интуитивно основным базисом их веры является религиозное чувство "как собирательное имя для всех тех чувств, которые в разных случаях порождаются религиозными объектами" [61, с.38]. Главные черты религиозного чувства — его значительность и серьезность. Ведь мир, являющийся творением Бога, для верующего не может быть суетным и тягостным. В религиозном состоянии человек ощущает универсум как близкий и понятный, и в самых обыденных вещах для него проступает великий замысел. В этот миг человек как никогда явственно чувствует, что мир дан ему как огромный несравненный дар. Более того, он чувствует, что он сам дарован себе и миру как уникальное и незаменимое существо — как личность.
- Введение
- Глава 1. От аристотеля до фрейда: концепции человека в истории западно- европейской антропологии
- Глава 2. Природа и сущность человека Происхождение человека
- Сущность человека
- Дуальность человека
- Человек как единство тела, души и духа
- Природа — Свобода
- Два лика свободы: Николай Бердяев и Жан- Поль Сартр
- Глава 3. Человеческое познание Разум и интуиция — два начала познания
- Путь к истине
- Познание: объяснение, понимание, интерпретация
- Самопознание человека
- Глава 4. Человеческое действие Деятельность и культура
- Творчество как свободная деятельность человека
- Творчество и его основные феномены
- Самоактуализация как творчество себя
- Глава 5. Смысл как основа культурной деятельности Человек в поисках смысла
- О смысле жизни и смерти
- Смыслообразующий характер культуры
- Глава 6. Я и другой Другой в моей жизни
- Глава 7. Личность и культура Личность в культуре
- Заря человечества
- Была ли личность в античности?
- Рождение индивидуальности
- Возрождение: открытие личности
- Метаморфозы Нового времени
- Глава 8. Экзистенциальные феномены бытия личности Любовь и личность Что такое любовь?
- Виды любви
- Любовь и эрос
- Любовь в западно-европейской культуре
- Смерть как феномен культуры Роль смерти в культуре
- Смерть в западно-европейской культуре
- Смерть своя
- Право на смерть
- Смерть и бессмертие
- Вера как экзистенциальная категория надежды Что есть вера?
- Вера и знание
- Вера и атеизм
- Бог и человек
- Добро и зло
- Послесловие, или личность и культура
- Использованная литература