Послесловие, или личность и культура
Человек и культура неразрывны. Именно Человек — великая творческая сила, созидающая многоликий образ культуры. "После возникновения человека эволюция радикально изменила свой ход: она больше не творит новые виды, посредством человека она творит новые миры" [46, с.78]. Но новые миры может творить не каждый: это дело личности.
Итак, культура есть творение личности. Но при этом и личность — творение культуры. С первых секунд бытия над нами властвует ее язык — и не только "язык речи", но и язык музыки, сказки, жеста, улицы, своей первой, еще неловкой мысли, своего первого, еще пугающего шага. Этот нерасторжимый круг — территория жизни каждого из нас. Вот что писал об этом Х.Л.Борхес: "С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий тщательно слагает черты его собственного лица" [142, с.133].
Культура жива лишь деяниями личности. Личность может жить лишь в пространстве культуры. Но само это пространство — не результат, а процесс, требующий новых и новых попыток. Потому культура всегда векторно направлена в будущее. И реализовывать эту направленность всей своей жизнью — дело человека. Не случайно Г.Марсель назвал человека "homo viator" (человек-пилигрим). Быть личностью — значит, находиться в бесконечном пути на протяжении всей своей конечной жизни.
Человек — гениальный неудачник. Неудачник — потому что его гигантские свершения так и не достигли высшей цели. Всеми силами он пытался добраться до Эдема, но попытка оказалась безуспешной; выйдя из материнского лона природы, он ринулся к звездам — и не достиг их. Но именно здесь — на полпути к Небу — его силами вознеслась Вавилонская башня культуры, подняв вместе с собой Человека. И в этом — его гениальность. Оттуда, сверху, он смотрит на благолепный мир природы, понимая, что ему уже никогда туда не вернуться. Отсюда, снизу он смотрит на небеса, зная, что ему никогда не постичь замысла Творца. Но он упрямо продолжает класть кирпичики. И вместе с башней он становится все выше, обретая свое великое достояние — личность. Ибо личность возникает лишь в неудержимом порыве ввысь.
Каждый из нас — художник, оставляющий на холсте культуры изображение. Это может быть фрагмент монументальной фрески, а может быть мазок. Разве дело в количестве? Но отпечаток себя оставляет лишь тот, кто "двинулся" на свой страх и риск. Тем самым личность дает культуре шанс состояться. Тем самым культура дает возможность состояться личности.
- Введение
- Глава 1. От аристотеля до фрейда: концепции человека в истории западно- европейской антропологии
- Глава 2. Природа и сущность человека Происхождение человека
- Сущность человека
- Дуальность человека
- Человек как единство тела, души и духа
- Природа — Свобода
- Два лика свободы: Николай Бердяев и Жан- Поль Сартр
- Глава 3. Человеческое познание Разум и интуиция — два начала познания
- Путь к истине
- Познание: объяснение, понимание, интерпретация
- Самопознание человека
- Глава 4. Человеческое действие Деятельность и культура
- Творчество как свободная деятельность человека
- Творчество и его основные феномены
- Самоактуализация как творчество себя
- Глава 5. Смысл как основа культурной деятельности Человек в поисках смысла
- О смысле жизни и смерти
- Смыслообразующий характер культуры
- Глава 6. Я и другой Другой в моей жизни
- Глава 7. Личность и культура Личность в культуре
- Заря человечества
- Была ли личность в античности?
- Рождение индивидуальности
- Возрождение: открытие личности
- Метаморфозы Нового времени
- Глава 8. Экзистенциальные феномены бытия личности Любовь и личность Что такое любовь?
- Виды любви
- Любовь и эрос
- Любовь в западно-европейской культуре
- Смерть как феномен культуры Роль смерти в культуре
- Смерть в западно-европейской культуре
- Смерть своя
- Право на смерть
- Смерть и бессмертие
- Вера как экзистенциальная категория надежды Что есть вера?
- Вера и знание
- Вера и атеизм
- Бог и человек
- Добро и зло
- Послесловие, или личность и культура
- Использованная литература