logo
Культурно-фил

Вера и атеизм

Начиная c эпохи Просвещения, утвердилось мнение, что с распространением научных знаний вера в Бога уступит место "научному мировоззрению" — атеизму. Его апологеты упустили из виду, что за два с половиной тысячелетия сосуществования веры и атеизма ни одно из этих мировоззрений не победило другого. Да, знание о бытии Бога нельзя обратить в научный факт. Но значит ли это, что Бога нет? Когда-то не верили в то, что Земля вращается вокруг Солнца, что свет является и волной, и частицей… А существуют ли доказательства отсутствия Бога? Нет. И вера, и атеизм равно недоказуемы и неопровержимы. И значит, атеизм является разновидностью веры. Лучше других это понимал атеист Ж.-П.Сартр. Вот что он пишет: "Атеист — это чудак, бесноватый, которого не приглашают в гости из боязни, как бы он чего-нибудь не выкинул, фанатик, который отравляет себе жизнь всевозможными запретами, добровольно отказывается помолиться в церкви, обвенчать там своих дочерей или поплакать вслать, и так рьяно ополчается против своего счастья и покоя, что отвергает посмертное утешение. Это маньяк, одержимый настолько, что куда ни глянет, всюду видит отсутствие Бога, рта не может раскрыть, чтобы не упомянуть Его имени, одним словом, это господин с религиозными убеждениями" [46, с.154].

Приняв тезис отсутствия Бога, мы встаем перед вопросом происхождения мира и человека. Атеистическое объяснение их возникновения вследствие законов природы бездоказательно. "В природе действительно все можно объяснить без всякой помощи Бога, одними законами природы, — все, кроме существования природы и ее законов" [112, с.339]. Еще в 18 в. Дж.Беркли писал, что законы природы и есть способы, которыми Бог управляет миром. В это толкование вписывается то, что заведомо отвергается атеизмом — чудо: если естественные явления Бог создает как регулярности, чудо как событие, уготованное для исключительных обстоятельств. Уже исходя из этого видно, что мир верующего гораздо многомернее мира атеиста.

Этот мир имеет гораздо более личностный характер: ведь он осенен высшим личностным началом — Богом. Следовательно, человек, созданный по образу и подобию Бога, прежде всего, есть личность. Это выражается в наличии в самой его сущности "безусловного требования". В отличие от требований организма, культуры, социума, оно имеет истоки в самом человеке. К.Ясперс назвал его "требованием моего подлинного бытия к моему голому существованию… Безусловное — это не то, что желается, но то, исходя из чего желают," — пишет он [185, с. 56]. По Ясперсу, это — доказательство существования Бога, данное в человеке. Для атеиста же безусловного требования не существует: все требования, которым он следует, обусловлены привычкой, практикой, традицией социума и послушанием.

Мир верующего богаче и по другой причине. Вера настаивает на необходимости внутреннего совершенствования человека, ибо исходит из идеи его незавершенности. Путь веры предстает как дорога каждого из нас к идеалу. Атеизм же основывается на том, что совершенного человека можно "создать" посредством образования и воспитания. Не нужно ни собственного движения, ни риска ошибки — достаточно "вызубрить" правила и жить в соответствии с ними.

И наконец, вера предполагает тяготение человека к высшим ценностям. Атеизм же, провозгласив наивысшим созданием человека, привел человечество к страшным последствиям. Не случайно вымышленный Дмитрий Карамазов, как и реальные А.Мальро, А.Жид, ища святости вне Бога, пришли к одному: если Бога нет, значит, все дозволено. Ведь в отсутствие Бога человек обожествляет себя. Зачем человеку стремиться к идеалу, если он и без того — самое совершенное существо в природе? Пытаясь поднять человека, атеизм низверг его. Воистину дорога в ад вымощена благими намерениями. "Обоготворяющая себя личность, отвергнувшая всякое высшее бытие, лишает себя всякого содержания, тлеет, превращается в пустоту. Утверждать свою личность — значит, наполнять ее бесконечным содержанием, приобщаться к бытию бесконечному. Сделать самого себя самым сильным своим желанием, признать себя последней своей целью — значит уничтожить себя... Иметь Бога — значит быть бесконечно богатым, считать себя Богом — значит сделаться бесконечно бедным" [17, с.86-87].

Вера дает человеку огромную поддержку на помощь Бога. Атеизм оставляет его без всякой подмоги. Ф.Ницше, З.Фрейд, Ж.-П.Сартр настаивают на том, что вера есть протез для немощных, что она подтачивает человеческие силы и способности, парализуя самостоятельность человека, лишая его мужества. П.Тиллих, напротив, утверждает, что вера ненадежна, рискована. Она может оказаться ошибкой, и тем самым сломать жизнь человека. "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество" [149, с.143].

"Религия — опиум для народа" — провозглашает атеизм. Когда-то знаменитый врач Сигенгам сказал: "Если бы не было опиума, я бы не хотел быть врачом" [112, с.334].