logo search
рыков

55. Американский поп-арт

ПОП-АРТ (англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop — отрывистый удар, хлопок, шлепок, т. е. производящее шокирующий эффект) - направление в искусстве конца 1950-х — начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма.

Поп-арт в Америке. Товарный фетишизм и идеология равных возможностей в США приводят к тому, что с конца 1950-х поп-арт (здесь его вначале называют неодада) получает широкое распространение в американском искусстве. Международную известность поп-арту в его американском варианте принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джэспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Весселман, Клаас Олденбург, Энди Уорхол.

Эти художники реабилитируют мир красоты банального, в их произведениях сквозит гордость тем, что американская торговля изобрела такие товары, которые всегда хороши, дешевы и равнодоступны. Их искусство — в определенном смысле памятник таким товарам и социальному равенству, ведь потребляя продукт, мы можем идентифицировать себя с любым другим потребителем этого продукта: «Ты можешь смотреть телевизор и видеть кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, ты тоже можешь пить кока-колу…Все бутылки кока-колы одинаковы и все они хороши» — говорил Э.Уорхол, прославляя потребление и делая потребление (чужих образов) частью своего искусства.

Уорхол отмечал, что «поп-арт поменял внутреннее и внешнее местами. Поп-артисты создавали образы, который любой человек, идущий по Бродвею, узнавал в ту же секунду — комиксы, столы для пикника, мужские штаны, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки кока-колы — все те великие вещи, которые абстрактные экспрессионисты изо всех сил старались вовсе не замечать».

Поп-арт использовал то, что уже есть, и, более того, что набило оскомину, стало привычным: готовое изделие (ready made - термин введенный в 1912 Марселем Дюшаном, означал изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства) — настоящие консервные банки, бутылки, ящики, флаги, которые вовлекались в комбинации или подборки (ассамблажи) с другими настоящими предметами, рисованными или живописными элементами; фотографии; газетные или журнальные иллюстрации; кинокадры.

Раушенберг, Уорхол вводили предметы «массовой культуры» в картину как прямую цитату: в виде коллажа или фотовоспроизведения. Раушенберг разработал жанр комбинированных картин, в которых живопись в духе абстрактного экспрессионизма соединялась с реальными предметами (Кровать). В начале 1960-х в этом жанре начал работать Том Вессельман, сочетавший плоскостное изображение натурщиц с реальным антуражем ванных комнат (Великая американская обнаженная).

Весселман, начинавший как карикатурист; Розенквист, который в юности раскрашивал уличные вывески, имитировали композиционные приемы и живописную технику рекламных щитов.

Лихтенштейн увеличивал картинку комикса полумеханическими способами до размеров большого полотна.

Олденбург создавал пластические подобия витринных муляжей огромного размера в самых неожиданных материалах; Джонс — муляжи флагов, географических карт, мишеней в технике энкаустики (краски на восковой основе).

При столь различном подходе общим являлось то, что заимствованный «имидж» массовой культуры помещался в иной контекст, изменялся масштаб, материал, обнажался прием или технический метод, выявлялись информационные помехи (дефекты фотоснимка или оттиска). В связи с этим первоначальный образ парадоксально преобразовывался и иронически перетолковывался.

Тиражная техника шелкографии. Соединение фрагментов различной печатной продукции в одном произведении стало одним из главных приемов поп-арта.

Первым переработал жанр коллажа Раушенберг, превратив его в композиционный прием своих шелкографий. Затем в этой технике работал Уорхол.

Шелкография давала возможность легко тиражировать одни и те же образы: «Вы берете фотографию, увеличиваете ее, переносите ее при помощи клея на шелк, а затем прогоняете через него краску так, чтобы она проходила сквозь шелк, но не сквозь клей. Таким образом, вы получаете тот же образ, но каждый раз немножко иной. Все это так просто — быстро и случайно» (POPism: The Warhol Sixties). Тираж одной шелкографии мог составлять до 300 экземпляров.

Особенностью английского поп-арта было то, что он никогда окончательно не порывал с традиционной живописью. Художники поп-арта других стран Европы, а также Америки, были в числе инициаторов таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайронмент, видео-арт.

56. Поп-арт и теория искусства

"Поп-арт" (англ. pop art, от pop - отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально - искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art - популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреализмом, "П.-а." получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления - Р. Раушенберг; К. Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители "П.-а." провозгласили "возвращение к реальности", "раскрытие эстетической ценности" образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, "П.-а.", как и исторически предшествующие ему течения модернизма, остаётся замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк от реалистически последовательного изображения действительности, как, например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние "П.-а." на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его ориентированности на "массовую культуру" капиталистического общества с её девальвацией духовных ценностей.